Гермоген Шиманский. Наставление церковным певцам.




 

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

Православное церковное пение, совершаемое «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40), производит могущественное, многостороннее и разнообразное действие на верующих и даже на иноверных.

Церковное пение влияет на все души: и на ум, и на волю, и на сердце. Такое влияние церковного пения на верующих кроется, главным образом, в возвышенном религиозно-нравственном содержании песнопений, исполненных хвалы и славословия Богу, благодарения и преданности Его воле, скорбных и покаянных чувств или чувств радости, благоговения, поэтически-религиозного восторга и одушевления, а также – в возвышенных и умилительных церковных напевах, тесно связанных с текстом самих песнопений. Слезы умиления и покаяния, восторга и благодарности, благоговейного поклонения и смирения нередко являются результатом глубокого, чудного действия церковных песнопений на религиозные чувства человека, особенно в дни Великого поста, Страстной седмицы, св. Пасхи и в другие дни воспоминания священных, дорогих верующему сердцу, событий домостроительства Божия.
В Богослужении Православной Церкви церковное пение является весьма важным средством молитвенного и религиозно-нравственного воспитания верующих. Оно, по выражению святителя Московского Киприана, «служит в похвалу и славу Богу и Пречистой Его Матери и всем святым, в церковное сладкодушевное утешение и украшение, на пользу слышащим, во умиление и во умягчение сердечное к Богу».

Церковное пение является лучшим средством к удалению дурных мыслей и порочных пожеланий, к отвлечению от мирских, вредных для души, удовольствий и наслаждений. Св. Иоанн Златоуст указывает, что мы по природе любим пение. И вот, чтобы диавол не развращал сладострастными мирскими песнями, Господь установил пение псалмов, чтобы из этого мы получали и удовольствие, и пользу.

Церковное пение, по учению Святых Отцов и учителей Церкви, возбуждает усердие христиан к священным песнопениям и готовность воспринимать их полезное содержание. «Господь, - пишет св. Иоанн Златоуст, - соединил с пророчествами (псалмами и молитвами) мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным чтением стихов, с совершенным усердием возглашали священные песнопения». Вместе с усладительным и благозвучным для слуха пением мы неприметным образом воспринимаем и то, что есть полезного в песнопении. Ибо то, что нам нравится, гораздо охотнее воспринимается нами и дольше в нас удерживается. Чрез церковное пение легче заучиваются на память всевозможные церковные песнопения и молитвы, особенно при общенародном церковном пении.

Церковное пение по содержанию своих песнопений и по своим напевам приводит душу в гармонию, мирное расположение, настраивает ее к возвышенным мыслям, располагает к молитве и благочестивым чувствованиям. Ничто не возбуждает, не окрыляет так дух, - говорит Златоуст, - ничто так не отрешает его от земли и телесных уз, ничто так не наполняет любовью к мудрости и равнодушием к житейским делам, как стройное пение церковных песнопений.

Церковное пение располагает людей ко взаимной любви и единомыслию. Даже обычное светское пение во время труда и отдыха сближает и объединяет людей. Тем более, когда за богослужением в храме поют многие лица или весь народ, церковное пение вместе со словами песнопений по преимуществу способствует насаждению в их душах христианской любви и единомыслия, служа вместе и примером, и образом церковного единения.

Церковное пение и чтение сближает, сродняет его участников с Церковью. Певцы и чтецы, как ближайшие участники богослужения, поставлены в возможность близко и глубоко переживать все выдающиеся моменты церковной жизни, все торжественные праздничные дни как общецерковные, так и местные. Чрез это они незаметно становятся в Церкви в самые близкие, теплые отношения, сродняются с ней, живут ее интересами. Храмовые праздники, великие дни Четыредесятницы и святой Пасхи глубокими впечатлениями ложатся на сердца участвующих и воспитывают в них глубокую привязанность к Церкви и благочестию.

 

Вместе с молитвенным упражнением в пении у поющих в храме возбуждаются и чувства благочестия, благочестие же на все полезно, имея обетование жизни нынешней и грядущей (1 Тим. 4, 8). Поэтому-то Церковь часто призывает христиан к молитвенному пению.
Как дело благочестия, церковное пение служит важным условием к благолепию православного богослужения. Оно сопровождает часть молитвословий и священнодействий нашего богослужения и придает им особое оживление и торжественность.

Церковное пение предохраняет нас от дремоты и блуждания мыслей во время богослужения и настраивает к молитвенному возношению ума и сердца к Богу. Оно есть наилучший способ изливать пред Богом хвалу Его величию, любовь и благодарность за Его к нам благодеяния, а также наши скорби и страдания, и мольбу о помиловании, помощи и заступлении. При участии в пении всех или многих присутствующих благоговение в наших храмах становится возвышеннее и назидательнее, церковные праздники – одушевленнее и торжественнее, сама наша жизнь, будучи согреваема чувством благочестивого воодушевления, делается возвышеннее и отраднее. Церковное пение – это поистине наше духовное сокровище.

Напротив, без церковного пения или при низком его состоянии наше богослужение утрачивает важную часть своего благолепия, становится однообразным, а потому не имеет и вполне благотворного действия на людей. Поэтому, как у древних евреев, мертвым считался тот город, в котором не раздавалась песня (Плач. Иер. 5, 14, 55; Иер. 7, 34), так и в жизни христианской Церкви упадок пения в храмах считался признаком крайне бедственного внутреннего и внешнего положения Церкви и возбуждал скорбь и сетование как пастырей, так и пасомых. Поэтому-то и святая Церковь в песнопениях и на чтениях особо молится о певцах, наравне с прочими благотворителями храмов Божиих.

Церковное пение должно вносить в души поющих и служащих «Мир Божий» (Кол. 3, 15), благоговейное, молитвенное, истинно христианское настроение. Пение должно быть молитвенно-церковным, ясным, вразумительным.

Чтобы сообщать молитвенное и благоговейное настроение другим, и сами поющие должны проникаться им. Вера и любовь к Богу, благоговение к Нему, чистая жизнь и благочестие, - вот те душевные расположения, которые должны воодушевлять певцов. «Не красна песнь в устах нечестивого», - говорит премудрый Сирах (15 гл., стр. 19). Напротив того, по изречению блаж. Иеронима, «пусть кто-нибудь будет, как говорит, худогласный, но если он имеет добрые дела, - он сладкий у Бога певец». Согласно с этим в Древней Церкви певцами поставлялись лица из верующих, принимавшие обет проводить жизнь строго благочестивую. В правилах святых апостолов относительно их постановлено: «Еще кто, чтец или певец, не постится в святую великую Четыредесятницу, и каждую среду и пятницу во все лето, кроме немощи, да извержается» (Прав. свв. ап. 69). По постановлению IV Карфагенского Собора и наставлениями святого Василия Великого, от певцов требуется вера и благочестие, оправдываемые делами.

При исполнении песнопений певец должен отрешиться от мысли пленять своим голосом или искусством пения. Церковное пение, как и молитва, должно быть исполняемо не языком только и голосом, но и участием всех сил души, с устремлением ума и сердца к Богу. «Пойте Богу нашему, - взывает псалмопевец, - пойте разумно» (Пс. 46, 7-8). Богу надо петь не только голосом, но и сердцем, с благоговением и разумением. «Слышите заповедь, - говорит, обращаясь к певцам, святой Василий Великий, - добре пойте Ему с нерассеянной мыслью, с искренним расположением, - юноши, поющие же в церкви, должны петь Богу не голосом, а сердцем; сердцем же поет тот, кто не только движет языком, но и ум напрягает к уразумению слов пения. Пусть поет язык, но в то же время пусть ум изыскивает смысл сказанного, чтобы воспеть Тебе духом, воспеть же и умом».

 

При пении у певцов должно быть то же благоговейное, благочестивое настроение души и самособраннность, как и при молитве. Пение, как и молитва, совершается пред Богом и Богу, а потому к нему надо приступать с таким же приготовлением и расположением, как и к молитве, т.е. с бодростью духа, утишением земных чувств и помыслов, благоговением и страхом Божиим. В древней литургии апостола Иакова говорится: «Будем стоять прямо, будем стоять благоговейно, будем стоять со страхом Божиим и сокрушением: вонмем святому возношению, чтобы приносить – его, Господу в мире». И церковный Устав в разных местах предписывает поющим в храме исполнять свое дело «со вниманием и умилением многим, с сокрушенным сердцем и гласом».

Разумность, сердечность, благоговейность церковного пения не менее важны и для молящихся в храме. Чем благоговейнее и молитвеннее певцы в своей душе, тем более благодатна сила их пения. Великая разница, поют ли в храме певцы глубоковерующие и с разумением смыла поемого, и с сердечным участием, или же пение исполняется людьми наемными и маловерующими, исполняющими пение формально, с холодным равнодушием, без ясного сознания того, что и к чему они поют. Первого рода пение трогает и умиляет, помогает молиться, второго же рода таково, что, несмотря на его художественность и торжественность, мало затрагивает наше религиозное чувство. Мысли и чувства певцов, их религиозное состояние невидимыми нитями, через звуки (и особые их оттенки), определенным образом передаются и влияют на молящихся.

Таким образом, содержанию духовных песнопений должо возможно более соответствовать содержание душ самих певцов. Отсюда, задача в пении – искренность, т.е. соответствие слов и звуков движениям души.

Наконец, церковное пение будет достигать своей цели только в том случае, если песнопения будут исполняться напевами, составленными в строго церковном духе. Церковное пение, как и чтение, должно не развлекать людей, а собирать их внутрь. «Профессиональное», показное и искусственное пение так называемых «художественных хоров» и нецерковных регентов, вводящих театрально-концертные, оперные мотивы и напевы, вместо строго-церковных, духовно-умилительных, молитвенных (гласовых и других) напевов нашей Православной Церкви, - такое пение не создает молитвенного настроения, мешает молиться и этим ослабляет молитвенную силу общины во время богослужения, не помогает духовно-нравственному и молитвенному воспитанию, вовсе не удовлетворяет верующих людей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: