Право на жилище, миф, реальность или дискриминация?




Перепадя С.М., адвокат,

старший преподаватель кафедры

государственно-правовых дисциплин

Ставропольского филиала РАНХиГС

Перепадя О.А., к.ю.н.,

доцент кафедры общеправовых

и специальных дисциплин

Ставропольского филиала РАНХиГС

 

 

В Ставропольском крае весной 2016 года кардинально изменилась сложившаяся за последние три года судебная практика по вопросу реализации прав людей с инвалидностью на жилище во внеочередном порядке.

Ранее, в Ставропольском крае, судебные решения выносились в пользу лиц с инвалидностью, состоявших в списках граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма и вставшие на учет после 1 января 2005 года, именно из муниципального жилищного фонда. В марте 2016 года Октябрьский районный суд г. Ставрополя своим решением, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции в июне 2016 года указал, что лица, претендующие на жилые помещения по основаниям, предусмотренным статьей 17 Федерального закона № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,[1] согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, могут быть обеспечены жилыми помещениями только из жилищного фонда Ставропольского края.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения (Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. N 551-О-О «По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).[2]

28 февраля 2013 года в Закон Ставропольского края № 72-кз от 10 ноября 2009 года «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма»,[3] внесены изменения, в соответствии с которыми жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края предоставляются гражданам, указанным в ст. 2 указанного Закона, в том числе и инвалидам, имеющим право на получение жилого помещения в порядке очереди. По настоящее время эта, по сути дискриминационная поправка, не отменена.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 ЖК РФ – органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании ЖК РФ, принятых в соответствии с ЖК РФ и других федеральных законов.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 ЖК РФ – в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям Жилищного кодекса применяются положения ЖК РФ.

Таким образом на уровне субъекта, указанного выше специального регулирования внеочередного предоставления жилых помещений их жилищного фонда Ставропольского края, определенным 72 КЗ не существует. Внесенные в 2013 году поправки в региональное законодательство (72 КЗ) дискриминационны и по сути противоречат Жилищному кодексу РФ, а также ликвидировали ранее существовавший механизм внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма в регионе указанным в Законе лицам, в том числе лицам с инвалидностью, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма.

В свою очередь орган исполнительной власти субъекта, в нашем случае это Министерство жилищно-коммунального хозяйства занимает позицию, согласно которой все-таки жилые помещения во внеочередном порядке лицам, имеющим на это право и состоящие в соответствующих списках, должны предоставляться за счет муниципального жилищного фонда. В обоснование своей позиции указанное ведомство ссылается на ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Необходимо отметить, что несогласованность норм Жилищного кодекса РФ,[4] во взаимосвязи с очевидно неоднозначной, а порою противоречивой региональной судебной практикой, сводит реализацию инвалидами своих жилищных прав к нулю. Особенно отчетливо это прослеживается на фоне жесткой бюджетной экономии и достаточно жесткой экономической ситуации в стране в целом. Об этом свидетельствуют и судебные акты (ДЕЛО № 2-500/2016 ~ М-4832/2015 Октябрьский районный суд г. Ставрополя),[5] когда в обоснование своей позиции суд указывает, что согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.[6]Однако об этом определении Конституционного суда РФ до настоящего времени судьи не вспоминали. Это в свою очередь вызывает ряд вопросов к единообразию судебной практики и отчасти к независимости судей.

Следуя такой логике суда можно сделать вывод о том, что при складывающейся, отнюдь не новой кризисной ситуации в стране, отсутствия должной государственной жилищной политики, реализация Конституционного права на жилище, во внеочередном порядке, для людей с инвалидностью остается мифом!

Считаем должным добавить, что по мнению авторов, вышеописанная ситуация носит дискриминационный характер именно по признаку инвалидности, что с точки зрения ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», недопустимо.


[1]Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ(ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, № 48, ст. 4563.

[2]Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 № 551-О-О «По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 6, 2011

[3]Закон Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ: https://base.garant.ru/27118756/#ixzz4O1l2TIXZ

[4] «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ(ред. от 06.07.2016) // «Российская газета», № 1, 12.01.2005.

[5]https://oktyabrsky--stv.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=62732303&delo_id=1540005&new=0&text_number=1

 

[6]Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2002 № 258-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина РамалдановаМуслимаДжалиловича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 2, 2003



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: