Ремонт насосов
К насосам, используемым в химической промышленности предъявляются повышенные требования, вызываемые особенностями перекачиваемых жидкостей и, прежде всего, их коррозионными и абразивными свойствами.
Насосы можно разбить на две большие группы:
1) насосы с вращающимися рабочими органами;
2) насосы, рабочие органы которых совершают возвратно-поступательное движение.
Неполадки, возникающие у насосов, принадлежащих к одной группе, и определяемые при систематическом наблюдении за показаниями контрольно-измерительных приборов, осмотре и прослушивании, имеют примерно одинаковый характер.
Центробежные, вихревые и т. п. насосы относятся к первой группе.
Для них характерны следующие неисправности:
- отсутствие подачи жидкости
- частичная потеря производительности
- насос при работе не создает необходимого напора
- вибрация насосного агрегата
- повышенное потребление электроэнергии.
Насосы второй группы, несмотря на сравнительную тихоходность, конструктивно сложнее насосов вращательного действия. Помимо подвижного рабочего органа — поршня, они имеют всасывающие и нагнетательные клапаны, сложную систему смазки, редуктор и т. п. Выход из строя одного такого узла немедленно приводит к выходу из строя всего насосного агрегата. Часто возникающими в таких насосах неисправностями могут быть:
- ослабление затяжки гаек на шатунных болтах;
- скрежет и стук в цилиндре свидетельствуют о поломке поршневых колец;
- перекос нажимной втулки сальника и сальниковой коробки;
- чрезмерный нагрев подшипников;
- запаздывание посадки нагнетательного клапана.
Содержание ремонтных работ
Насосное оборудование по истечении сроков определённых нормами межремонтного пробега, останавливается для текущего, среднего и капитального ремонта.
|
Любой ремонт начинается с разборки всей машины или отдельных узлов, подлежащих ревизии. Разборку ведет ремонтная бригада цеха совместно с обслуживающим персоналом установки.
При проведении текущего ремонта выполняются следующие работы: очистка и промывка рабочей части машины, проверка, регулировка, а в некоторых случаях замена подшипников; замена быстроизнашивающихся деталей: сальниковой набивки, клапанов, арматуры и т. п.; проверка состояния маслосистемы, шатунных болтов, муфт сцепления, редукторов и устранение обнаруженных дефектов.
В средний ремонт кроме работ, выполняемых при текущем ремонте, входят: ремонт цилиндров, поршней, шатунов; замена подшипников; замена узлов соединения штока с ползунами, предохранительных и обратных клапанов; ремонт привода; проверка состояния фундаментов.
При проведении капитального ремонта обязательно производится полная разборка машины. Тщательно осматриваются и подвергаются контрольным замерам такие детали, как коленчатый вал, крейцкопф, палец кривошипа, цилиндр. Обнаруженные дефекты устраняют, растачивают цилиндры или гильзы, изготавливают и подгоняют к ним поршни, ремонтируют и испытывают на плотность клапаны, заменяют забракованные шатунные болты и шпильки коренных подшипников, проверяют состояние маслосистемы и заменяют негодные детали, проверяют фундаменты, рамы, крепления их на фундаменте.
После ремонта происходит сборка насосного агрегата, его гидравлическое испытание и обкатка.
|
Порядок разборки и сборки насосов
Подготовка к разборке: отключение от действующей системы при помощи запорной арматуры и заглушек, полное опорожнение рабочих полостей, дегазация и продувка сжатым воздухом. Этот этап является общим как при ремонте центробежных, так и поршневых машин.
Разборка центробежных насосов проводится в следующей последовательности:
- разболчивают и разбирают соединения с всасывающим и нагнетательным трубопроводами;
-снимают заднюю крышку у насосов консольного типа, либо верхнюю крышку - у насосов с горизонтальным разъемом;
-отвинчивают гайки нажимной втулки сальника, сдвигают ее, извлекают сальниковую набивку;
-разбирают муфтовое соединение и снимают полумуфту, насаженную на вал насоса;
-извлекают из корпуса вал с рабочим колесом и осторожно укладывают на доски.
- выпрессовка подшипников из корпуса может быть произведена осторожными ударами по свободному концу вала, для предохранения которого на конец навертывается гайка;
-отвинчивают стопорную гайку и снимают с вала рабочее колесо насоса.
Разборка поршневого насоса проводится так: разболчивают и снимают крышки цилиндров, отсоединяют штоки от крейцкопфов и ползунов, извлекают из цилиндров поршень со штоками, разбирают маслосистему.
Крупные детали и узлы, разбираемого насоса, следует укладывать на деревянные подкладки, а мелкие — в заранее подготовленные ящики. Перед разборкой узла сопрягающиеся детали намечают при помощи стальных маркировочных клейм взаимными рисками.
Сборка насоса после ремонта ведется в обратном порядке. При сборке очень важно добиться максимальной точности соединения деталей, установки цилиндров или валов на одной оси.