РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫв общеобразовательных организациях Оренбургской области
Цель Программы
Укрепление и развитие воспитательного потенциала образовательных организаций Оренбургской области на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования, социального партнерства с семьей, заинтересованными лицами и структурами различной ведомственнойпринадлежности, с учетом региональных особенностей этнокультурного и конфессионального многообразия социокультурного пространства Оренбуржья.
Задачи Программы
1. Создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого школьника-оренбуржца посредством включения его в воспитательное пространство общеобразовательной организации.
2. Содействие формированию воспитательных систем школ посредством разработки системы мер по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области.
3. Внедрение инновационных, с учетом и сохранением лучших традиционных, воспитательных форм, технологий и механизмов, способствующих эффективности реализации Программы.
4. Разработка мероприятий по организации взаимодействия систем общего и дополнительного образования на муниципальном уровне с привлечением органов власти, осуществляющих управление в сферах образования, молодежной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.
5. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях.
6. Обеспечение необходимых информационно-методических условий для реализации Программы и поддержки деятельности руководителей районных методических центров и объединений заместителей директоров образовательных организаций и классных руководителей.
|
7. Проведение мониторинга эффективности региональной программы по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области.
Целевые группы и субъекты реализации Программы
Приоритетными целевыми группами реализации региональной Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области являются: дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, родители и члены семьи.
Основными субъектами реализации Программы являются:
- организаторы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, педагоги, психологи, социальные педагоги, образовательные организации общего и дополнительного образования, структуры, отвечающие за повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие управление в сфере образования, методические центры;
- общественные институты: органы общественного управления всех уровней, детские и молодёжные организации и объединения, объединения родительской общественности, образовательные и профессиональные сообщества, попечительские советы;
- структуры различной ведомственной принадлежности, отвечающие за работу с детьми и молодёжью.
Концептуальные основы Программы
Методологическим базисом концепции Программы являются взаимообусловленные и взаимодополняемые системно-деятельностный и аксиологический подходы.
|
Аксиологический подход трактует воспитание как процесс интериоризации (внутреннего присвоения) личностью общечеловеческих ценностей: Добро, Красота, Познание, Человек, Жизнь, Здоровье, Отечество, малая родина, Семья, Труд, Природа, Творчество. Ценности не ощущаемы, но они «просвечивают» в материальной, социальной и духовной сферах, в любой деятельности, являясь аксиологическим ядром культуры личности, культуры любого сообщества, культуры нации. Согласно аксиологическому подходу, целью процесса воспитания является формирование ценностного отношения личности к себе, своей деятельности и к окружающему миру (миру людей, вещей, природы). Тщательное планирование стратегий развития воспитательной системы, тактических целей воспитательных мероприятий и оперативных задач воспитывающих ситуаций позволяет аксиологизировать (наполнить ценностями) процесс воспитания, создать условия для поиска обучающимися жизненных смыслов, выстраивания жизненных перспектив и выбора стратегий и системы личностных ценностных координат.
Системно-деятельностный подход, рассматривая личность как субъект собственной деятельности и собственного развития, противостоит догматической передаче нравственной информации и обезличенности воспитания. Личность формируется в самостоятельной деятельности, в том числе и нравственной, и воспитание – это процесс само-деятельности обучающегося, направленный на формирование отдельных качеств и личности в целом, на становление ее сознания, ядром которого являются ценностные ориентации. Педагог не только демонстрирует культурные образцы деятельности и модели поведения, но и создает условия для приобретения обучающимися жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции) и самостоятельной выработки жизненных ценностей. Он выступает в роли организатора системы воспитывающих ситуаций, в которых обучающийся является активным деятелем. Воспитание, таким образом, рассматривается как со-бытийность детей и взрослых в системном процессе обучения, внеурочной воспитательной деятельности, внешкольной воспитательной работы. Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих нравственное действие обучающегося. При этом необходимо понимать, что нравственная деятельность (в отличие от учебной) всегда сопряжена с эмоционально-чувственной сферой личности: ценности не транслируются, ценности переживаются.
|