В основу разработки Программы положены идеи и принципы, отражающие российский образовательный контекст и национально-региональную специфику социокультурного пространства Оренбуржья.
· Идея межнационального согласия и межкультурных коммуникаций. В Оренбургской области проживают представители более 120 национальностей, что предполагает организацию процесса воспитания как межкультурное и межнациональное общение, формирующее межэтническую и межконфессиональную толерантность, уважение культурных особенностей, традиций, обычаев, убеждений и мировоззрения представителей других народов.
· Идея диалога. Идея реализуется в нескольких аспектах:
– как установка на сотрудничество и ведение консенсусного диалога в многоаспектном и разноуровневом межличностном взаимодействии воспитанников с педагогом, со сверстниками, со взрослыми, с носителями родной культуры и культуры другого этноса;
– как диалог культур: разных этносов, разных поколений, разных субкультур и молодежных направлений;
– как развиваемая познавательная потребность воспитанника в его субъектном постижении истории, культуры, искусства родного края и Отечества в постоянном сравнении – «диалоге культур» прошлого и настоящего;
– как установка на рефлексию и самопознание, диалогическое общение со своим внутренним «Я».
· Идея социального партнерства. Современное образование включает разнообразных субъектов в создание воспитывающей среды за счет привлечения резервов окружения, интеграции ресурсов (интеллектуальных, материальных, духовных) всех заинтересованных лиц. Социальное партнерство как добровольное сотрудничество организуется на основе консенсусного диалога и взаимовыгодного социального обмена (идеями, ценностями, знаниями) с соблюдением интересов всех сторон, объединяющих усилия в достижении общих воспитательных целей. Социальными партнерами школ в формировании единого воспитательного пространства выступают учреждения дополнительного и профессионального образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, соцзащиты, органы государственной и муниципальной власти, общественные организации и др. Родители и семья являются стратегическими социальными партнерами.
|
· Идея поддержки и укрепления межпоколенческих связей. Изучение устной истории России, Оренбуржья, своей малой родины и семьи, волонтерская работа с ветеранами, развитие музейной педагогики активно способствуют сохранению памяти о великих свершениях поколения дедов и отцов и гордости за них, продолжению культурных традиций старших поколений, формированию уважения, толерантности, гуманистических ценностей. Различные формы сотрудничества представителей разных поколений, разновозрастные команды (в том числе – учеников и учителей) способствуют развитию взаимопонимания, культуры общения, формированию национального самосознания и идентичности, социальных и коммуникативных компетентностей личности.
· Идея социального проектирования. Проектирование как интерактивная форма и метод является эффективным средством не только обучения, но и воспитания. Исследовательские и творческие проекты обладают большим воспитательным потенциалом, однако социальное проектирование содержит наибольшие воспитательные ресурсы в формировании личности, воспитании чувства патриотизма, любви, гордости и сопереживания к Отечеству и малой родине, чувства ответственности за родной край, его жителей, свое окружение. Социальное проектирование включает воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность на благо села, региона, России. Это – социально-ориентированная деятельность, результатом которой становится реальный вклад школьников в решение общественно значимых проблем, изменение социальной ситуации, а значит, изменение себя.
|
· Идея командной деятельности. Личность формируется в отношениях, и педагогическая задача есть формирование отношений в совместной деятельности детей друг с другом, со взрослыми и т. д. В основе сотрудничества лежат общие цели, ценности, этические принципы взаимного уважения и доверия, командный дух (чувство «Мы»). Люди, составляющие команду, действуют эффективнее, лучше взаимодействуют, быстрее обучаются, работают стабильно и качественно. Командная деятельность имеет большой воспитывающий потенциал, направленный на формирование отношений ответственной зависимости, социальных компетенций, умений взаимодействовать, планировать, распределять деятельность и т. д. Очень важно, чтобы целью команды стала социально значимая деятельность. Применение законов развития коллектива () позволяет формировать из классных коллективов сплоченные команды с активными органами самоуправления.
· Идея использования социальных практик. Социальная практика как вид деятельностиявляется средством организации активной жизнедеятельности обучающихся, широко зарекомендовавшим педагогическим средством, обладающим большим воспитательным потенциалом. Формами социальных практик являются: практика работы с информацией; проектная деятельность; практика исследовательской деятельности; культурологическая практика; социально-правовая практика; практика творческой деятельности; практика социального проектирования; управленческая практика; социальный экстрим; экскурсионно-экспедиционная практика. Социальная практика позволяет легче и быстрее осваивать новые виды действий, социальные роли, модели поведения. Разнообразие социальных практик позволяет широко использовать их в воспитательном процессе, в совместной деятельности как эффективное средство социализации.
|
принцип разнообразия воспитательных систем, средств, мероприятий, механизмов, стратегий и технологий на основе повышения эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;
- принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;
- принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
- принцип культуросообразности, базирующийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;
- принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, планами и жизненными установками;
- принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
- принцип «особой заботы»: создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом.
- принцип природосообразности и природоспособности, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;
- принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
- принцип вариативности воспитательных систем, направленный на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;
- принцип преемственности в воспитании, заключающийся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;
- принцип государственно-общественного управления воспитанием, предполагающий разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;
- принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
- принцип учета духовной составляющей жизни ребенка, проявляющейся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;
- принцип воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин – как основных, так и дополнительных образовательных программ – в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
- п ринцип сочетания традиций и инноваций позволяет, с одной стороны, сохранить целостность и преемственность воспитательного процесса, обеспечить трансляцию ценностей от одного поколения к другому; с другой стороны, гибко реагировать на изменения социально-экономической ситуации в обществе;
- принцип «социального закаливания» как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Показатели и индикаторы реализации Программы В результате реализации Программы будет обеспечено:
- создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях;
- повышение уровня воспитанности обучающихся;
- рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях;
- повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации;
- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий воспитания и социализации детей и молодежи;
- внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности образовательных учреждений и процесса социализации обучающихся.