Термины по обществознанию.
· Антропогенез – теория о происхождении человека.
· Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле.
· Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных качеств.
· Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее непохожесть на других людей.
· Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
· Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
· Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлению к авторитарности.
· Скептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления.
· Убеждение – устойчивый взгляд на мир, идеалы и принципы, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
· Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
· Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знание об окружающем мире.
· Субъект познания – носитель познавательной активности.
· Объект познания – все, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
· Условия познания – материальные средства, используемые в познании, информация, социальная среда, условия труда и т.д.
|
· Агностицизм – философское направление, которое полностью или частично отрицает возможность познания.
· Скептицизм – философское направление, которое выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.
· Оптимизм – философское направление, которое утверждает принципиальную познаваемость мира.
· Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления процессы, возникающие в результате их непосредственного на органы чувств.
· Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
· Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
· Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
· Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
· Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
· Знание – результат познание действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
· Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
· Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
· Абсолютная истина – исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе.
|
· Относительная истина – неполное, неточное знание.
· Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
· Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.
· Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
· Субъект деятельности – человек, осуществляющий деятельность.
· Объект деятельности – предмет, процесс или явление, на которые направлена деятельность.
· Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
· Цель деятельности – осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
· Действие – процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
· Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
· Общение – это вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене информацией, а также восприятии и понимании партнерами друг друга.
· Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
· Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практического полезного результата.
|
· Творчество – вид деятельности, порождающий качественно нечто новое, никогда ранее не существовавшее.
· Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
· Интуиция – знание, условие получения которого не осознаются.
· Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
· Разумные потребности – потребности, которые помогают развитию в человека его подлинно человеческих качеств.
· Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
· Необходимост ь – устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.
· Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой процессы в мире починены господству необходимости.
· Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.
· Свобода – умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.
· Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия люде, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
· Институт общества – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
· Культура – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
· Элитарная культура – культура, которая создается привилегированной частью общества, либо по её заказу специальными творцами.
· Народная культура – культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
· Массовая культура – современная культура (концерты, поп-музыка, цирк и т.п.).
· Субкультура – часть общей культура, система ценностей, присущая конкретной части общества.
· Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре.
· Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
· Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
· Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
· Научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка.
· Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
· Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
· Гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
· Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
· Метод – орудие, средство.
· Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.
· Эксперимент – исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
· Анализ – процесс мысленного или фактического разложение целого на составные части.
· Синтез – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
· Индукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям.
· Дедукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от общих положений совершается переход к отдельным фактам.
· Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.
· Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.
· Абстракция – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними в выделении какого-либо свойства или отношения.
· Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
· Формализация – уточнение содержание познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы составляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
· Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
· Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
· Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
· Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.
· Религия –
1. вера в сверхъестественное;
2. совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
3. одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения духовных потребностей.
· Культ – это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.
· Тетемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.
· Анимизм – выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.
· Церковь – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
· Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и созидание эстетических ценностей.
· Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
· Анималистический – изображение животных.
· Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
· Прогресс – направление развития по восходящей линии, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному.
· Регресс – направление развития по низходящей линии, для которого характерен переход от высшего к низшему, от сложного к простому.
· Реформа – степень усовершенствования, проводимых постепенно, через ряд каких-либо преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы.
· Революция – коренное качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающих основы существующего социального строя.
· Модернизация – процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
· Политический плюрализм – принцип устройства политической системы, предполагающий многообразие и свободное соревнование политических идей, партий и других институтов, наличие легально действующей оппозиции, различных политических субъектов и их конкурентную борьбу за власть в рамках закона.
· Консенсус – согласованность взглядов и ориентаций двух и более социальных и политических субъектов, которая призвана находить свое выражение в их соответствующем взаимодействии при решении тех или иных вопросов общественно-политической жизни.
· Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.
· Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.