Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.




Толкованием норм права считают особый вид деятельности гос.органов,ДЛ и их объединений,направленный на раскрытие содержания правовых норм и выявление гос. воли, связанный с уяснением (в твоей голове) и разъяснением (ты в чужую голову) юридических норм.

 

Способы толкования-уяснения - уяснение и разъяснение предписаний нормативного акта с использованием определенных приемов.

1. грамматическое (связи слов, лексическое, запятые «казнить нельзя помиловать»)

2. систематическое (смысл определяем через место нормы среди остальных) – помогает выявить пробелы и коллизии

3. историко-политический (смотрим на условия и обстоятельства принятия, цели и задачи)

4. логический (применяются различные логические приемы: логическое преобразование, логический анализ понятия, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда).

5. специально-юридический (смотрим на технико-юридические приемы).

6. телеологический (целевое, смотрим, зачем создали акт)

7. функциональный (учет условий и факторов, где будет действовать норма – мат. положение плательщика алиментов).

По объему толкование норм права разделяют:

1. буквальное (полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом);

2. расширительное: содержание (смысл) толкуемой нормы оказывается шире ее текстуального выражения, свобода СМИ – распространяется и на научную информацию, хотя она и не массовая. В то же время распространительное толкование не следует отождествлять с применением права по аналогии. При аналогии закона определенные факты не охватываются не только смыслом, но и буквой закона, ибо законодатель вообще не предусматривал данные (аналогичные) обстоятельства. При распространительном же толковании факты, относящиеся к делу, охватываются смыслом законодательства, хотя и не получили точного и полного закрепления в тексте нормативного акта.

3. ограничительное: толковании содержание нормы права оказывается же ее текстуального выражения. Ч. 1 ст. 32 КРФ – граждане имеют право участвовать в управлении… - то есть дееспособные взрослые.

 

Виды толкования-разъяснения:

1. Официальное толкование.

· Осуществляется компетентными и уполномоченными на то государственными органами.

· Осуществляется всегда в определенной процессуальной форме.

· Завершается принятием специального акта (документа) толкования права.

· Результаты официального толкования являются обязательным для субъектов, которым оно адресовано.

Виды официального толкования:

a. нормативное толкование ( Разъясняется смысл нормативно-правового акта в целом).Делится на:

o аутентичное (авторское) толкование - НПА разъясняется самим органом, издавшим данный НПА. В практике РФ практически нет этого вида толкования.

o Легальное толкование. Носит подзаконный характер - когда толкует не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. (КС РФ толкует КРФ).

 

b. казуальное толкование - Разъясняется конкретный факт в связи с конкретными нормами права. м. б. и при неофициальном толковании. виды казуального – судебное и административное.

 

2. Неофициальное толкование- Может осуществляться самыми разными лицами, как официальными, так и неофициальными. Они на официальное толкование не уполномочены.

Разновидности неофициального толкования:

a. доктринальное толкование -научное толкование,это делают НИИ,ученые.

b. профессиональное толкование;судьи,адвокаты,юрисконсульты.

c. обыденное толкование.

 

Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права, в отличие от акта применения права.

1. он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;

2. интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;

3. акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;

4. он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права.

 

Функции толкования:

1. Познавательная функция. Она вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний.

2. Конкретизационная функция. При толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств.

3. Регламентирующая функция. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а также органы государства и должностные лица, применяющие право, должны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования.

4. Правообеспечительная функция. Некоторые акты толкования издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики. Таковы, например, разъяснения Центризбиркома о порядке применения норм Закона о выборах.

5. Сигнализаторская функция. Толкование нормативных актов позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера. Это является «сигналом» для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих норм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: