Задание 5. Согласуйте определения с именами существительными, имеющими приложения.




Практическое занятие

Норма и варианты в словосочетании.

Актуальные тенденции в синтаксисе словосочетания

  1. Что понимают под синтаксической нормой? (См. материал 1 семестра, разд. «типы и виды нормы»).
  2. Как отличить синтаксический вариант от синтаксического синонима?
  3. Что такое словосочетание как синтаксическая единица? Какую функцию выполняет словосочетание?
  4. Какие классификации словосочетаний Вам известны? (По степени спаянности компонентов, по морфологической принадлежности главного слова)
  5. Что вызывает нарушения синтаксической нормы в словосочетании?*
  6. Каковы основные тенденции развития словосочетаний и их последствия?*
  7. Как проявляется действие закона речевой экономии в употреблении словосочетания? (Синтаксическая компрессия / редукция)*
  8. Что понимают под трудными случаями в управлении?*
  9. Как выбрать предпочтительную – винительную / родительную - форму падежа при переходных глаголах с отрицанием?
  10. Что следует учитывать, чтобы согласование определений было корректным?
  11. Каковы особенности согласовании приложений?

Примечание. Вопросы, отмеченные знаком*, рассмотрим в аудитории.

 

Литература

Розенталь Д.Э., Джанжакова Е.В., Кабанова Н.П. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию». Разделы «Согласование определений и приложений», «Управление».

Источник https://lib.rus.ec/b/342635/read

 

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Правильно ли выбраны формы управления слов при переходных глаголах с отрицанием? Почему? Если необходимо, исправьте предложения. Укажите возможные варианты.

1. Человек, приехавший с юга, не любит морозную зиму.

2. Нельзя не признать влияние места рождения на темперамент.

3. Не проси ничьей помощи.

4. Она не любила сестры.

5. Контрольной работы студент еще не выполнил.

6. Не забуду предэкзаменационных волнений.

7. Никто не знает своей судьбы.

8. Нельзя не любить моря.

9. Исследователь пока не получил результаты эксперимента.

10. Она долго не видела тетю.

11. В чай не вольете молока?

12. Иван не желал этой дружбы.

13. Компания не дает скидок покупателям на этот товар.

14. Мой визави, видимо, не получил достаточного образования.

15. Автор пока не подготовил перевод статью к переводу.

16. Художник не дарил свою картину.

17. Дети не обманывали Марию Ивановну.

18. При вспышке он не закрыл глаза.

19. Лицо, представившееся сотрудником нашей компании, но не имеющее униформу, таковым не является (п).

 

Задание 2. Согласуйте определения с именами существительными, зависящими от числительных два, три, четыре.

1. Археологи тщательно изучили два (обнаруженный) поселения. 2. Внимание посетителей привлекли четыре (античный) скульптуры. 3. Она долго хранила три (бабушкин) фотографии. 4. (Первый) три класса ребенок окончил успешно. 5. Путешествие длилось (целый) четыре месяца. 6. Три (могучий) дуба, (встречающий) нас на опушке, были уже зелены. 7. Делегация посетила две (новый) (столовая) для неимущих. 8. Быстро выкопали три (глубокий) колодца. 9. Два (возведенный) здания изменили вид площади.

 

Задание 3. Согласуйте определения. Обоснуйте свой выбор.

1. В тексте представлены глаголы действительного и страдательного (залог). 2. Рассматривался проект постановления по финансовой и кредитной (политика) государства. 3. В фольклорной экспедиции побывали студенты исторического и филологического (факультет). 4. Демократическая и анархическая (печать), как это ни странно, одинаково (оценить) случившееся. 5. Строительство жилого массива будет начато не в этом, а в наступающем (год). 6. В предложениях активно функционируют существительные первого и второго (склонение). 7. Российские фигуристы заняли первое и второе (место). 8. Первые отечественный и зарубежный (эксперимент) дали аналогичные результаты.

 

Задание 4. Согласуйте определения с существительными, которые являются однородными членами.

1. Это было более поэтичное дерево, чем многократно (воспетый) береза, ива, рябина.

2. В витрине выставят (отреставрированный) вазу или кувшин.

3. К Петру перешли дом и усадьба, (принадлежавший) тетушке

 

Задание 5. Согласуйте определения с именами существительными, имеющими приложения.

1. Рыба пескарь (известен) всем не только ко курсу биологии. 2. Работу курирует (блестящий) исследователь М. Попова. 3. Исследователь Попова, (опубликовавший) несколько монографий, является ведущим специалистом в этой области. 4. Группа туристов остановилась возле(прекрасный) озера Байкал(). 5. (Крупнейший) фабрика «Красный Октябрь» продолжает увеличивать выпуск кондитерских изделий. 6. На выставке (представлен) цветок лилия необычного цвета. 7. Купцов привлекал (златоглавый) город Москва. 8. (Популярный) газета «Труд» опубликовала эксклюзивное интервью с актрисой. 9. (Молодой) лингвист Ивлева, (занимающийся) историей языка, успешно участвует в конференциях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: