Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
В настоящее время для диагностики готовности методики объединяют в исследовательские программы, руководствуясь необходимостью изучения разных психологических качеств. Но поскольку взгляды психологов на структуру и содержание готовности оказываются различными, то различными являются и предлагаемые ими программы изучения готовности к обучению.
Существует большое количество диагностических программ, которые можно разделить на три группы:
· программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;
· программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью;
· смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции и предпосылки учебной деятельности.
Схема настоящего исследования может быть представлена следующими этапами:
· На первом этапе был произведён теоретический анализ проблемы психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
· На втором этапе разработан план экспериментального исследования, выбраны методы и методики, адекватные изучаемой проблематике.
· На третьем этапе эмпирическое исследование было реализовано на практике с группой детей (6 и 7 лет) в период с сентября по ноябрь.
|
· На четвёртом этапе были произведены сравнительный анализ и интерпретация полученных данных и оформлены выводы по результатам исследования.
Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. На доске объявлений в детском саду или школе заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению.
Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствамипознавательной деятельности(сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции(уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр.).
Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активностиребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.
Психологическая готовность к школе - это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период.
|
Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность ребенка к школе определяется психологом, в распоряжении которого имеются специальные диагностические программы1.
Все дети, достигшие 6,5-7 лет и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, приходят в школу и начинают в ней учиться независимо от того, какой уровень готовности к обучению они продемонстрировали при записи в школу. Поэтому диагностика готовности к обучению должна быть ориентирована на выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с учетом их перспективного развития.
В работах Ж. Пиаже (1969) показано, что до 8 лет дети не владеют интеллектуальными операциями, с помощью которых осуществляется учебная познавательная деятельность. И с такой глобальной характеристикой детской психики, как эгоцентризм, ребенок расстается не ранее 7-8 лет.