Делитель автомобиля КамАЗ-5320.




Краткие теоретические сведения

Делитель - дополнительная КП - служит для удвоения числа передач в сравнении с основной КП. На автомобилях КамАЗ применяют делитель механического типа, который состоит из ведущего 1 (рис.14.2.2.4) и промежуточного валов 25 валов, одной пары зубчатых колес 2 и 23, синхронизатора 4 и механизма переключения передач. Передний шарикоподшипник ведущего вала 1 делителя расположен в расточке коленчатого вала, а задний - в гнезде перегородки картера 24 делителя, выполненного как единое целое с картером муфты сцепления.

Косозубое колесо 2, находящееся в постоянном зацеплении с колесом 23 привода промежуточного вала 25 делителя, свободно вращается на ведущем валу на шарикоподшипниках. Зубчатое колесо 2 имеет конус и зубчатый венец для взаимодействия с синхронизатором 4 делителя.

Передний конец промежуточного вала 25 делителя установлен в шарикоподшипнике, помещенном в гнезде задней стенки картера 24. Промежуточные валы 25 и 21 делителя и КП имеют шлицевое соединение. Зубчатое колесо 23 напрессовано на промежуточный вал 25 делителя и зафиксировано сегментной шпонкой.

Делитель обеспечивает две передачи: прямую, при которой синхронизатор 4 делителя перемещен вправо и соединяет между собой ведущие валы 1 и 3 делителя и КП, и повышающую, при которой синхронизатор 4 перемещен вправо и соединяет ведущий вал 1 делителя с зубчатым колесом 2, далее вращение через зубчатое колесо 2 передается на промежуточные валы 25 и 21 делителя и КП.

Таким образом на повышающей передаче крутящий момент передается с первичного вала 1 делителя на муфту 4 синхронизатора, зубчатое колесо 2, зубчатое колесо 23, вал делителя 25, промежуточный вал 21 КП.

При включении понижающей передачи в делителе крутящий момент передается с ведущего вала 1 на муфту 4 синхронизатора с муфты 4 через зубчатую карет-ку на ведомый вал 3 делителя, который одновременно является ведущим валом КП. Кинематическая схема делителя предоставлена на рис. 14.6.2.

Пневматический привод механизма переключения передач (рис. 14.6.1) в делителе имеет включатель 1, расположенный в верхней головке рычага 2 переключения передач. Нижнее положение включателя 1 соответствует включению низшей Н, а верхнее - высшей В передачи в делителе.

Кран управления 3 имеет золотник, соединенный тросом с включателем 1. При включении низшей передачи сжатый воздух из пневмосистемы поступает к редукционному клапану 4, проходя через кран управления 3, поступает в полость Б воздухораспределителя 7. При этом золотник воздухораспределителя смещается влево и полость Г под поршнем силового цилиндра соединяется с клапаном 8 включения делителя. При нажатии на педаль 10 сцепления упор 9 нажимает на шток клапана 8 включения делителя. Клапан открывается, и сжатый воздух от редукционного клапана 4 через клапан 8 поступает в полость Г под поршнем силового цилиндра 6. Поршень и соединенный с ним рычаг 5 включения передач в делителе перемещается вправо, и включается низшая передача в делителе.

При установке включателя 1 в верхнее положение В и нажатии на педаль сцепления в делителе включается высшая передача. При заранее включенном включателе 1 переключение передач в делителе произойдет лишь при нажатии на педаль 10 сцепления.

 

 

Рис. 14.6.1

Схема дополнительной коробки передач с делителем

 

 

Рис. 14.6.2

Схема пневматического привода механизма переключения передач в делителе:

1 – ведущее колесо повышающей передачи; 2 – муфта выключения передач; 3 – каретка ведущего вала КП; 4 – зубчатое колесо ведущего вала КП; 5 – зубчатое колесо промежуточного вала КП; 6 – ведомое колесо повышенной передачи; 7 – промежуточный вал делителя; 8 – ведущий вал делителя

Раздаточная коробка. Раздаточная коробка предназначена для распределения крутящего момента от КП между ведущими мостами автомобиля. Раздаточная коробка обычно выполняет также функции дополнительной коробки, предназначенной для включения прямой и понижающей передачи (демультипликатор). Раздаточная коробка может служить также для включения и выключения переднего или заднего моста ведущего моста. Рассмотрим устройство раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-66-11 (рис. 14.7). Ведущий вал 4 раздаточной коробки соединен карданной передачей с ведомым валам КП. Передний шарикоподшипник ведущего вала 4 расположен в стенке картера 3 раздаточной коробки, а задний шарикоподшипник - в выточке зубчатого колеса 6, изготовленного как одно целое с ведомым валом привода заднего моста. Вал 4 привода переднего моста, вал привода заднего моста и промежуточный вал 9 вращаются на шарикоподшипниках, установленных в расточках картера.

Перемещаясь по шлицам, зубчатое колесо 10 промежуточного вала может входить в зацепление с зубчатыми колесами 6 и 12, а зубчатое колесо 5 ведущего вала 4 - с колесами 13 и 6. У зубчатого колеса 6 кроме наружного зубчатого венца есть внутренний венец для зацепления с зубчатым колесом 5. Зубчатые колеса 12 и 13 неподвижно закреплены на шлицах вала.

При введении зубчатого колеса 5 в зацепление с внутренним зубчатым венцом колеса 6 вала привода заднего моста включается высшая (прямая) передача заднего моста. Если также ввести зубчатое колесо 10 в зацепление с зубчатыми колесами 6 и 12, то будет также включена прямая передача для заднего моста. При перемещении зубчатого колеса 5 влево до зацепления с колесом 13 (зубчатое колесо 10 остается включенным) включается понижающая передача. В этом случае крутящий момент к заднему мосту передается через зубчатые колеса 5, 13, 10 и 6, а к переднему мосту через зубчатые колеса 5, 13, 10 и 12.

Передаточное число понижающей передачи равно 1,96. Для удобства включения переднего моста зубчатые колеса 10 и 6 входят в зацепление постоянно на неполную длину зуба.

Механизм управления раздаточной коробкой состоит из рычага переключения прямой и понижающей передач и рычага включения и выключения переднего моста. Оба рычага тягами связаны с ползунами 19 и 21 раздаточной коробки. На ползунах закреплены вилки 18 и 25 перемещаемых шестерен. Блокировочное устройство в системе управления раздаточной коробки не позволяет включить понижающую передачу при выключенном переднем мосте и выключить передний мост при включенной понижающей передаче. Оно состоит из двух сухарей 16, пружины 17 между ними и углублений для сухарей 16 на ползунах 19 и 20.

 

 

Рис. 14.7

Раздаточная коробка:

а—конструкция; б—блокировочное устройство: 1, 2 и 14 – пробки; 3 — сапун; 4 — ведущий вал;5 — зубчатое колесо ведущего вала; 6 — зубчатое колесо ведомого вала; 7 — червячное колесо привода спидометра; 8 — червяк привода спидометра; 9 — промежуточный вал; 10 и 13 — зубчатые колеса промежуточного вала; 11 — вал привода переднего моста; 12 — зубчатое колесо привода переднего моста; 15 — колпак; 16 — сухарь; / 7—пружина; 18 и 25 — вилки; 19 и 20 — ползуны; 21 — гайка; 22 — кольцо; 23 — шайба; 24 — сальник

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫНОЛПЕНИЯ РАБОТЫ

Приступив к работе учащемуся необходимо:

Ознакомиться с целью и темой работы. Выбрать индивидуальный(приложение №1) вопрос согласно номеру в журнале.

Изучить назначение, устройство и работу дополнительной коробки.

Изучить устройство, работу и назначение раздаточной коробки.

Внимательно рассмотреть разрезы раздаточных коробок (автомобилей ГАЗ-66 и ЗИЛ-131) и делителя передач КамАЗ - 5320. Определить название и назначение имеющихся на них деталей и узлов; установить, как закреплены (установлены) зубчатые колёса и каретки на валах и осях.

Определить, как включается ведущие мосты и передачи в раздаточных коробках и делителе, и через какие детали, и в какой последовательности происходит передача крутящего момента в рассматриваемых агрегатах на разных передачах.

Изучить устройство и работу приводов и механизмов управления раздаточными коробками и делителем.

Изучить устройство и работу механизма блокировки раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-66.

Вопросы для самопроверки.

  • Назначение и виды дополнительных коробок.
  • Назначение и устройство раздаточной коробки.
  • Назначение, устройство и работа делителя коробки передач автомобиля КамАЗ.
  • Как включаются передачи и ведущие мосты в раздаточных и дополнительных коробках?
  • Как определить передаточное число пониженной передачи.

Выполнить отчет и предъявить его преподавателю.

 

Приложение №1

ВОПРОСЫИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ №17

Вопрос для вариантов с 1 по 10 .

Выберите в соответствии со своим вариантом(1-10) марку автомобиля, передачу, ведущие мосты, согласно приведенного ниже перечня вариантов заданий. Выполните кинематическую схему передачи крутящего момента при включении в раздаточных коробках или делителе указанной передачи и ведущих мостов. Укажите подробно, через какие детали, и в какой последовательности происходит при этом передача крутящего момента.

ПЕРЕЧЕНЬ ВАРИАНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ:

1. ЗИЛ-131-включены прямая передача, задний и средний мосты.

2. ГАЗ-66-включены прямая передача, задний мост.

3. КамАЗ-5320 - включена прямая передача.

4. ГАЗ-66 - включены прямая передача, задний и передний мосты.

5. ЗИЛ-131 - включены прямая передача, все ведущие мосты.

6. ЗИЛ-131 - включена понижающая передача.

7. КамАЗ-5320 - включена повышающая передача.

8. ГАЗ-66 - включена понижающая передача.

9. ГАЗ-66 - включена повышающая передача, задний мост.

10. ЗИЛ-131 - включена повышающая передача, задний мост.

11. Выполните кинематическую схему раздаточной коробки автомобиля КамАЗ-4310 при включении понижающей передачи.

12. Выполните схему блокирующего устройства раздаточной коробки автомобиляГАЗ-66 - при включении понижающей передачи.

13. Выполните схему работы механизма включения раздаточной коробки ЗИЛ-131

при включении понижающей передачи.

14. Выполните схему работы системы управления делителем КамАЗ5320 - при включении повышающей передачи в делителе.

15. Выполните схему работы системы управления делителем КамАЗ-5320 - при включении прямой передачи в делителе.

16. Выполните схему работы механизма включения раздаточной коробки ЗИЛ-131 при - включении переднего моста.

 

Приложение №2

Пример схем

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: