Жанровые и содержательные формы экономической публицистики




Журналистское произведение, считают некоторые исследователи, строится на оптимальном соотношении понятийного и образного, чувственного (эмпирического) и рационального, монологической и диалогической форм изложения. В отношении экономической публицистики можно говорить о присутствии образного и чувственного только с большой долей натянутости. Экономическая публицистика имеет свои специфические организационные и жанровые формы, и говорить об использовании журналистами-экономистами элементов, присущих в целом всей публицистике, в частности, таких как образность и чувственность, представляется, можно только в редких, отдельных случаях. Экономическая проблематика в силу присущих ей таких элементов, как скрупулезность в исследовании проблемы, социальной и общественной остроты, тщательности и выверенности всех используемых фактов, не может активно оперировать образностью, чувственностью, чрезмерной стилистической окрашенностью текста.

Композиционными структурами журналистского произведения являются:

а) экспозиция, или ввод в проблему;

б) постановка проблемы, предусматривающая сопоставление, по крайней мере, двух противоположных точек зрения на описываемое событие (аналог завязки сюжета);

в) аргументация, доказывающая истинность "тезиса" и опровергающая "антитезис" (эквивалент развития действия);

г) рекомендация, своего рода "синтезис", производное от сопоставления "тезиса" и "антитезиса" (как эквивалент "кульминации");

д) обобщенная оценка.

У каждого вида публицистики есть и свои специфические особенности. Так, экономическая публицистика тесно связана с такими направлениями, как подведение итогов, рассказ об экспериментах, обобщение опыта, показ существующих достижений и критика недостатков. Их диалектическое единство, органическая взаимосвязь в практике хозяйственных реформ получает обобщение и в политическом содержании, которое несет в себе отпечаток принятых правовых документов высшими законодательными органами страны. В публицистических материалах могут выдвигаться два образа - положительный, как пример для подражания, и отрицательный пример того, как не надо действовать.

Происходящие процессы в сфере экономической жизни государства дают богатый материал для средств массовой информации. Своеобразие отражения современной экономической ситуации в СМИ состоит в обилии проблем экономики переходного периода, которые были рассмотрены в предыдущих главах данного исследования. Подробное их рассмотрение позволяет назвать эту группу единым понятием "проблемы экономики" с обозначением сферы "рождения" этой проблемы и ее конкретное проявление. В настоящее время, особенно в современной журналистике, огромное значение приобрели своевременное выделение, обозначение назревшей социальной проблемы, а также ее анализ конструктивное предложение по ее разрешению.

Современное звучание проблемы в средствах массовой информации республики совершенно определенно и конкретно. Проблема обозначается как некий диагноз, название болезни, имеет номинативное значение и выступает именем существительным в именительном падеже. Значит, есть объект для анализа, есть предмет анализа, очерченный четкими временными и пространственными границами. С точки зрения анализа проблемы среди всех средств массовой информации преимущество отдается газетно-журнальному анализу. То есть, печатная форма подачи материала позволяет провести тщательный анализ назревшей проблемы в силу специфики передачи информации.

Исходя из особенностей развития проблемной ситуации, можно сказать, что стойкий читательский интерес к теме "в широком смысле" предопределяется тем, что она всегда содержит элемент новизны, возможность широкого дискуссионного обсуждения, непосредственный выход на конструктивную критику, обязательность личной оценки, социально-политические, экономические и другие интересы людей, поучительность, возможность экспериментальной проверки, актуальность.

Появление и развитие в казахстанской печати экономической проблематики вернуло на страницы печати такой жанр публицистики как комментарий. Когда-то была популярной рубрика "Актуальный комментарий", и журналисты говорили: "Это масло масляное". Подразумевалось, что комментарий не может быть написан на неактуальную тему. Если это комментарий, то в центре отображения такого публицистического материала всегда находится острая, актуальная проблема, которая не просто "нашумела" и "задела" всех, но и активно обсуждается в средствах массовой информации.

Комментарий на экономическую тему имеет свои особенности. Это:

- актуальный и интересный всем повод для комментария. Чаще всего, решение правительства, компании, предприятий обслуживания о повышении цен или тарифов на услуги;

- автор комментария - известный журналист или специалист. Комментарий малоизвестного лица по поводу происшедшего мало кого заинтересует. Вот почему часто комментарию предшествует такой текст: "Произошедшее мы попросили прокомментировать - следует имя.

Газета осуществляет одну из главных задач в повышении экономической эффективности информации: аналитичность. С широкой аудиторией газету связывает отличительная черта - полная добровольность в обращении к информации. Читатель сам решает: знакомиться ли с информацией или оставить ее без внимания. Значит, все публикации на экономические темы, а тем более специальные экономические издания априори адресны, направлены на "своего" читателя. В этом видится залог эффективности таких публикаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: