Исторический опыт и уроки деятельности прессы в процессе реформирования экономики




Пресса и экономика

В теории и истории журналистики, занимавшейся вопросами изучения возникновения и развития этой сферы человеческой деятельности, долгое время и вполне обоснованно существовала точка зрения о возникновении журналистики как средства удовлетворения потребности в информации. Человек научился говорить, значит, ему захотелось сказать что-то другому или спросить о чем-либо. Потребность в обмене информацией между людьми возникла, таким образом, в глубокой древности. Очевидно, тогда и появились истоки понимания сути человеческой личности как существа социального, самой природой предназначенного жить среди себе подобных и уметь разными способами общаться с другими.

По мере упрочения общественно-производственных отношений и появления регулятора этих отношений в форме правовых актов и законов возникла необходимость в распространении законодательной информации о товарно-обменной деятельности. Эту мысль впервые высказала профессор Московского государственного университета, известный исследователь журналистики Ученова В. В. Она считает, что "обращение к новому типу общения - знаковому письму - происходит в период образования государственности и подчиненно задачам фиксации налогов, товаров, обменных и устных операций". По существу необходимость распространения законодательной информации о бурно развивающейся экономической деятельности стала причиной появления важнейшей формы культуры - письменности. На самом деле, "лидерство устной культуры, - как верно замечает Ученова В., - ограниченная грамотность населения в эпохи античности, западноевропейского и русского средневековья определяли ведущую роль в оперативном, массовом, политическом общении ораторского мастерства, проповедничества, различных форм устного поучения и устной полемики.

Настоящая правда, по мнению Гуревича С. М., заключается в том, что "первопричиной появления печатных периодических изданий была все-таки потребность в экономической информации. Купцы нуждались в сведениях о стоимости товаров на рынках в городах своей страны и других государств. Финансисты - в данных о ситуации на первых международных биржах о соотношении стоимости денег, чеканившихся на монетных дворах столиц европейских государств. Фабрикантам требовалась информация, где и за какую цену они могли приобрести новые станки для своих предприятий и где они могли выгоднее продать их продукцию. И все готовы были платить за такие сведения. Чтобы их получить, долгое время посылали гонцов. Но это было дорого, и необходимая информация поступала таким образом не регулярно. Требовалось иное средство, которое обеспечивало бы ее доставку достаточно быстро и систематично.

Появление этой экономической потребности привело к возникновению средства ее удовлетворения. Им стала периодическая печать". Это точка зрения не является пионерской. В более ранних работах по исследованию содержания первых газет идея о том, что это была, возможно, экономическая информация, встречается в работах ленинградских ученых Блажного А., Ворошилова А. и других. Но только в работе, датированной 1999 годом, Гуревич С. М. утверждает эту идею.

Экономический фактор сыграл, на наш взгляд, наиважнейшую роль в возникновении и дальнейшем развитии журналистики как своеобразной формы коммуникации и информационной деятельности, поскольку натуральный обмен товарами, услугами на заре зарождения товарно-денежного обращения закономерно постепенно перерос в обмен информацией о возможностях, размерах и качестве товаров на рынке.

Массовая коммуникация, утверждают ученые, - это общение, обмен информацией между членами общества, участвующими в той или иной деятельности. Сфера общения, обмена информацией, расширяясь и приобретая определенные качественные характеристики, структурируется вместе с процессом разделения труда в обществе. По утверждению Шкондина М., "информационное взаимодействие внутри больших и рассредоточенных в социальном пространстве групп, между ними, а также между группами и обществом в целом составляет сердцевину структурных преобразований СМИ". Об этом свидетельствует бурный рост в 20-ые годы деловой журналистики, обеспечивающей коммуникации в формирующейся сфере бизнеса. Активное развитие финансового капитала, новых связей в сфере финансовых отношений также формируют и преобразуют соответствующие структуры СМИ. Появление и развитие экономической публицистики непосредственно связано с процессами выделения в самостоятельную структуру определенного пласта социально-производственных отношений, составляющих экономическую основу общества. Эти процессы неразрывны, имеют непосредственное взаимное влияние.

В отражении сложных, порой противоречивых процессов современного периода, а также революционных достижений в построении основ общества с новыми производственными отношениями и реализации экономических реформ огромную роль играет экономическая публицистика, (она же деловая журналистика), которая во все большей степени становится важнейшим институтом демократии. Деловая журналистика активно способствует формированию складывающегося нового экономического сознания населения, "вербует" и множит ряды последовательных сторонников и участников радикальных реформ, проводимых в обществе.

В период формирования рыночных отношений ситуация, на наш взгляд, резко меняется. Простое количественное увеличение публикаций на экономическую тему в период административно-командной системы управления народным хозяйством в настоящий момент перешло в качественно новое состояние - появление и не одного, а нескольких специальных экономических изданий, которые имеют весьма существенное влияние на характер политики, проводимой государственными органами. Дальнейший рост специализации, под которой раньше понималось закрепление за отдельными публицистами, органами средств массовой информации преимущественного права на освещение определенных проблем развития материального и духовного производства. Все большая специализация и последующее возникновение специализированных изданий обусловлены растущими общественными потребностями в ускорении хода перестройки всех сторон общественной жизни.

Экономическая система Казахстана в данный период характеризуется как экономика переходного этапа между закрытой (централизованной) и открытой (рыночной) системой. Поэтому ей присущи черты как закрытого, так и открытого характера и отличительные черты переходного периода.

Осуществление системных экономических преобразований происходит в несколько этапов.

Первый этап - 1992-1993 г.г. (от начала коренного реформирования экономики до введения собственной валюты). В это время происходит либерализация цен (январь 1992 г.), легитимизация частной собственности, закрепления в Конституции страны (январь 1993 г.), принятие национальной программы приватизации и постепенное её осуществление в отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и услуг, (апрель 1993), выход из рублевой зоны и введение отечественной валюты - тенге (ноябрь 1993).

Второй этап - 1993 - 1996 г.г. В данный период основные действия направлены на макроэкономическую стабилизацию, разработку адекватной законодательной базы, регулирующей отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности и таможенной системе. Происходит широкое привлечение международного капитала, создаются условия для развития рынков и рыночной инфраструктуры. В результате предпринятых мер к 1996 году произошла стабилизация валютного курса тенге, и в некоторой степени уменьшился бюджетный дефицит, в ряде экспорт - ориентированных отраслей промышленности активизировалось производство.

Третий этап - с 1996 г. На этом этапе принята Программа углубления реформ на 1996-1998 г.г. в соответствии с которой происходит дальнейшее реформирование и развитие экономики страны. Характерными признаками остаются: продолжение макроэкономической стабилизации, последовательное снижение уровня инфляции, создание предпосылок для оживления производства и последующего экономического роста.

Четвертый этап - с начала 1999 г. Данный этап характеризуется введением бюджетного разделизма как реакция на резкое ухудшение финансово-экономической ситуации в связи с мировым финансовым экономическим кризисом и резким падением экспорта минерально-сырьевых ресурсов, невозможностью государства оказывать социальную помощь уязвимым слоям населения.

Воздействие журналистики на экономическую жизнь общества, его характер, масштабы и направления определяются ролью прессы как источника и канала экономической информации. Эту точку зрения высказывали многие исследователи, например, Ворошилов В. В. (Санкт-Петербург), Блажнов Е. А., Гуревич С. М. (Москва) и другие.

Без такой информации современная экономика существовать не в состоянии. Наряду с другими ее источниками пресса, печатные периодические издания непрерывно передают экономическим структурам большую и важнейшую часть экономических данных, сведений, необходимых для нормального функционирования и развития всех отраслей экономики. Это относится к массовым общественно - политическим газетам и журналам, сотни тысяч и миллионы экземпляров которых распространяются во всех регионах нашей страны. Но это же относится к деловой печати - газетам, еженедельникам, журналам, выпускаемым специально для руководителей промышленных и торговых предприятий, фирм, предпринимателей, работников бирж и банков. Роль этой печати непрерывно возрастает. Деловые газеты и журналы публикуют для своих читателей специальную детализированную информацию, которую общественно - политические издания помещать не могут из-за недостатка места и нехватки специалистов в редакциях.

Другое направление влияние прессы на экономику - публикация критических выступлений, пропаганда положительного опыта экономических структур, постановка на печатных страницах и обсуждение проблем развития экономики. Критические статьи и корреспонденции не только сообщают оперативную информацию о кризисных ситуациях, возникающих в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства страны и отдельных ее регионов, но и результаты анализа причин ошибок, просчетов и неудач, приведшим к этим ситуациям.

Десятилетняя история существования Казахстана как независимого государства позволяет сделать некоторые обобщения в сфере функционирования средств массовой информации и выявить их роль в становлении и стабилизации экономики страны.

В ходе экономических преобразований решается двуединая задача, связанная со становлением рыночных отношений и преодолением глубокого кризиса. По истечении девяти лет экономика страны имеет неоднозначные результаты. Есть определенные достижения в части трансформации социально-экономической системы, перевода её на рыночные условия и принципы функционирования. Что же касается вывода экономики из кризиса и оживления производства, то здесь больше нерешенных проблем.

Состояние экономики продолжает оставаться весьма сложным и напряженным. Требуется внимательный анализ принципов и конкретных методов реализации программы углубления экономических реформ, выработки действующей законодательной базы для плодотворной предпринимательской деятельности, повышению степени либерализации экономики, снижению уровня инфляции, сокращению и регулированию бюджетного дефицита и т. д.

Проводимые в экономике страны преобразования достигаются немалой ценой. Состояние экономики требует также значительных материальных и моральных ресурсов. За последние восемь лет реальные денежные доходы населения снизились почти в 5 раз. Уровень жизни достигает такой черты, когда дальнейшее его снижение становится недопустимым. Если сгруппировать все население страны по уровню доходов, кратному величине стоимости минимального продуктового оборота, то денежный доход ниже стоимости одного такого набора имеет 10% населения, от одного до двух - 42%, от двух до четырех стоимостей - 39% и выше четырех 9%. Если исходить из того, что относительно обеспеченное население имеет доходы выше стоимостей минимального продуктового набора, получается что более половины населения не может себе позволить такое потребление. Разрыв между доходом наименее и наиболее обеспеченными слоями населения колеблется (в зависимости от подходов к оценке) в интервале от 11-30 раз, что превышает пороговый (10-кратный) показатель, принятый в мировой практике.

Средства массовой информации республики, вместе со всем обществом, решают сложные задачи, стоящие перед республикой. Безусловно, СМИ пользуются всеми присущими им методами и приемами для восстановления былой славы казахстанской экономики. Роль СМИ в становлении независимого государства неоценима. Свобода слова и высказываний - один из главных демократических показателей общества. Каковы возможности казахстанских СМИ? Насколько они способны внести свой вклад в стабилизацию и расцвет экономики?

Итоги проводимых в стране экономических реформ за последние десять лет не дают оснований для оптимистических выводов и прогнозов. Судя по высказываниям некоторых глав правительства, можно сложить картину, не несущую большого благосостояния народу до 2030 года. Значит, следует снова затянуть пояса…

Анализ экономических реформ в Казахстане свидетельствует о неэффективности используемых правительством методов и моделей перехода к рыночным отношениям. В процессе реформ было допущено немало ошибок. Некоторые ученые склонны придерживаться мнения, что причиной этому послужило отсутствие концепции перехода от командной экономики к рыночной в самом начале реформирования.

Опытный экономист, доктор экономических наук, депутат Мажилиса О. Сабденов пишет: "Меры по развитию рыночных отношений стали внедряться в хозяйственную среду, чуждую товарно-денежным отношениям: введение свободно-договорных цен, растущих в условиях монополизма, повышение роли прибыли, получаемой предприятиями только за счет роста цен и т. д. Предстояло сделать выбор: либо пойти на определенное усиление государственного регулирования и начать эволюционное движение к рынку по мере создания необходимых для этого условий, либо решиться на революционное внедрение рынка в надежде на то, что из возникшего хаоса рынок возникнет автоматически. Как известно, было отдано предпочтение второму пути движения к рынку в надежде на получение быстрых результатов".

Примерно такой же смысл имело мнение, высказанное тогдашним вице-премьером Исингариным Н. в информации, опубликованной в газете "Панорама". Первый этап реформирования экономики он назвал "романтическим", основанным на вере того, что рыночные институты способны заработать сами по себе.

С 1991 года произошло семь смен правительства:

- первое (председатель Кабинета Министров Караманов У.) просуществовало до 1992 г.)

- второе (Премьер-министр Терещенко С. - 1992-1994 г.г. Основное направление - осуществление методов шоковой терапии, либерализация цен, массовая приватизация, выход из рублевой зоны, введение национальной валюты;

- третье-четвертое (Премьер-министр Кажегельдин А.) - 1994-1997г.г. Основное внимание было направлено на макроэкономическую стабилизацию;

- пятое (Премьер-министр Балгимбаев Н.) с 1997 -1998 г.г. социализация реформ;

- шестое (Премьер-министр Балгимбаев Н.) - с 1999 г. ликвидация влияния последствий мирового экономического кризиса;

- седьмое (Премьер-министр Токаев К.) - с конца 1999 г. - углубление социальных реформ.

За десять лет сменилось семь правительств, в среднем по полтора года на каждое правительство. Имело ли это значение при проведении реформ, в конечном счете, повлияло ли это на состояние экономики? Стабильность правительства и эффективность его работы - по существу самые популярные предметы обсуждения как в Парламенте республики, так и на страницах прессы. Вывод неутешительный: долговременность функционирования исполнительной власти государства играет значительную роль в обеспечении социально-экономической стабильности общества. В этом отношении за девять лет независимости смена семи правительств, регулярные внутриправительственные "рокировки", непродолжительность существования дестабилизировали социально-экономическую ситуацию, что в прямой степени повлияло на экономический спад, особую уязвимость национальной экономики перед лицом мирового экономического кризиса, рост социального недовольства.

Главный лейтмотив, звучащий в этой связи в публикациях большинства изданий, можно обозначить следующими словами - стремление к стабилизации. Стабильность понимается как остановка падения производства, что, безусловно, воспринимается как явление позитивное. Но если под стабильностью понимают отказ от перемен, то это плохо. "Деловая неделя" напоминает: "Экономика не может быть стабильной, поскольку она должна развиваться, причем в наше время очень быстро. ("Деловая неделя", 12 мая 2000). В связи с неверным пониманием стабильности газета предлагает взглянуть на ситуацию в России. С точки зрения "ДН" сейчас в этой стране ничего не развивается и не меняется. "Такая стабильность, - пишет газета, - очень похожа на застойное болото, в котором не приемлемы никакие свежие идеи, кроме странно глядящихся гусарских киверов на головах кремлевских курсантов. На этом унылом российском фоне Казахстан смотрится не лучше. Как и в России, в нашей стране народ давно устал от политики, от ненормальной экономической жизни.

Так, "Деловая неделя" пытается поднять еще одну актуальную проблему в связи с формированием рыночных отношений в стране. Речь идет о том, что необходимо внедрять и развивать все структуры рыночного механизма, в том числе и рынок ценных бумаг, фондовый рынок. Публицист пытается еще раз напомнить о том, что, кто и зачем должен делать для развития экономики. В мае 2000 года "ДН" пишет: "После сурового разноса, устроенного главой государства руководителям национальной комиссии по ценным бумагам и Национального банка страны по поводу их слабой разъяснительной работы среди населения о преимуществах акций, ничего не изменилось ни на фондовом рынке страны, ни в стиле работы упомянутых ведомств. По правде говоря, в местных СМИ с понятным нетерпением ожидали оплаченных ПР-материалов уже на следующий день после высказываний президентом страны вполне обоснованной критики по поводу состояния фондового рынка и готовности населения к вкушению его плодов" ("ДН", 12 мая 2000 г.) Журналистика, пусть даже после "сурового разноса" вмешивается в экономический процесс формирования фондового рынка в государстве. По существу, прозвучала оценка деятельности средств массовой информации в экономической жизни страны. Без массированного потока информации о проблемах формирования рынка ценных бумаг, о его влиянии на экономику и прочих плюсах и минусах, но, повторим, без потока информации, существует реальная опасность жить и дальше без этих важнейших элементов рыночного механизма в Казахстане. А что это за рынок? И рынок ли это вообще?

Возникает необходимость в формировании нового экономического мышления, развитие которого возможно при периодическом освещении экономических вопросов, способствующих классификации и осмыслению происходящих процессов, анализа и прогнозов. Появление на рынке информации экономических изданий обусловлено постановкой рыночным механизмом перед обществом следующих задач:

- выявление экономических процессов и постоянное удовлетворение потребностей аудитории в экономической информации и информации о ходе экономических реформ;

- определение способов наиболее эффективного удовлетворения эти потребностей;

- необходимость наиболее объективного и всестороннего освещения экономических процессов в стране;

- необходимость разработки единых информационных источников в связи с внедрением рыночных механизмов регулирования экономикой (единой системы бухгалтерского, статистического и оперативного учетов).

Однако самым весомым аргументом в развитии экономической прессы является то, что актуальность освещения экономических вопросов в журналистике не потеряет своего значения до тех пор, пока будет существовать сама экономика и межэкономические отношения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: