Формы распространения культуры




глобализация культура регионализация диффузия

Итак, глобализация в современном обществе довольно таки насущная проблема. Но даже культура не распространяется сама собой. Существуют несколько основных типов распространения открытий и изобретений на другие культуры посредством

культурных заимствований (целенаправленное подражание),

культурной диффузии (стихийное распространение),

независимых открытий.

Последний путь обозначает, что одно и то же изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах. Наибольший интерес для культурологии вызывают первые две формы распространения культуры.

Культурные заимствования.

Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, чем независимое открытие. Их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой.

Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни.

Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что: а) является близким его собственной культуре, т.е. то, что смогут понять, оценить и использовать аборигены; б) принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вперед по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами; в) отвечает внутренним потребностям данного этноса, т.е. удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, имеющиеся в его распоряжении.

Распространенным примером престижного заимствования служит мода: один народ или социальная группа заимствуют не то, что им необходимо с утилитарной точки зрения, а то, что считается престижным. Процесс заимствования в таких ситуациях может приобретать цепной характер.

Культурному заимствованию предшествует другое явление, называемое культурными отбором, или селективностью культуры.

Селективность - избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной либо стихийной, происходящей в силу объективных условий. Всего выделяют четыре основные причины селективности:

культура еще не созрела для заимствования данных изобретений;

новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культуру;

идеология запрещает заимствование новых элементов как «враждебных», «чуждых», «плохих»;

члены общества не считают, что новые элементы нужны им.

Культурная диффузия.

Культурная диффузия - это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильными влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием.

Проникновение американской культуры на Европейский континент во второй половине XX века оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный «вестернизацией». В свою очередь и американская культура давшая миру огромное количество открытий и изобретений раньше формировалось благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям.

Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативные сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низшие страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просвещение населения, а с другой - ее примитивизацию, граничащую с опошлением. Культура действительно становится все более демократичной и проникает в широкие массы, однако это справедливо только для одной ее части для активного досуга и занятий спортом, но несправедливо для высокой культуры. Ею по-прежнему занимаются преимущественно те, кто находится в верхней половине социальной пирамиды. [1]

Аккультурация. Это понятие обозначает такое взаимодействие культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Этот процесс может быть как добровольным, так и навязанным (своей или чужой властью). Как правило, более развитая культура побеждает в таком взаимодействии. [2]

Можно привести бесчисленное количество примеров аккультурации. В XIX веке Россия присоединила к своим границам много новых культурных регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившись туда русские, перенимали местные обычаи и традиции, сохраняя при этом свои собственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской культурой, и многое заимствовало из нее. Это пример аккультурации, явившейся следствием территориальных завоеваний и присоединений.

Аккультурация - необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Таким образом, этот процесс играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Он предполагает обучением нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.

Необходимо различать два на первый взгляд похожих процесса - аккультурацию и ассимиляцию.

В результате культурной ассимиляции возникали целые страны, в частности Бразилия. В конце XIX века она начала интенсивно заселяться выходцами из Германии, Италии, Восточной Европы, Японии и стран Средиземноморья. Иммигранты постепенно ассимилировались в общую культуру, которая создавалась на пересечении португальской, африканской и латиноамериканской культуры. Бразилия представляет собой «плавильный котел» даже в большей степени, чем США и Канада, где этнические группы еще сохранили свою самобытность и самоидентификацию.

Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства, т.е. ситуация усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой.[1]

Культурная трансмиссия - процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение.

Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция, или единство культуры создается благодаря близости иди сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов.

Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. [1]

Постскриптум.

Среди концепций, основанных на идее универсализма культуры, следует упомянуть концепцию космополитизма, которая сформировалась в Древней Греции. Как утверждал Диоген Лаэртский, слово «космополит» в значении «гражданин мира» впервые было употреблено Диогеном Синопским. Мысли о мировом гражданстве оказались влиятельными и в эпоху Возрождения (Данте, Кампанелла). Родился лозунг «Моим отечеством является весь мир». Таким образом, Данте отстаивал идеал мировой монархии. Гуманистический идеал человечества, несомненно, включал в себя космополитическое содержание. Трактовки гуманизма и его различные стадии нередко приближают нас к идее универсализма человеческого рода. Огромный вклад в обоснование идеи человеческого рода внесли просветители. По словам К. Поппера, своим рационализмом, своей верой в рациональное единство людей и в открытое общество, а особенно своими научными воззрениями, наша западная цивилизация обязана древней сократической и христианской вере в братство всех людей, в достоинство и в надежность разума. Кант в работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» рассуждает о схождении судеб народов. Он полагает, что природные человеческие задатки могут развиваться полностью только в роде, но не в индивиде. Мысль о том, что человеческий род движется к некой всеобщности, не кажется тривиальной, если иметь в виду многовековую разделенность на «европейцев» и «варваров», на множество культурных космосов. [1]

 


Заключение

 

Таким образом, процесс глобализации не только порождает однообразные структуры в экономике и политике различных стран мира, но и приводит к “локализации” - адаптации элементов современной западной культуры к локальным условиям и местным традициям. Нормой становится гетерогенность региональных форм жизнедеятельности человека. На такой основе возможно не только сохранение, но и возрождение, и освоение культуры и духовности народа, развитие местных культурных традиций, локальных цивилизаций. Глобализация требует от местных культур и ценностей не безоговорочного подчинения, а селективного выборочного восприятия и освоения нового опыта иных цивилизаций, возможного только в процессе конструктивного диалога с ними. Особенно это необходимо для молодых независимых государств постсоветского пространства, укрепления их национальной безопасности. Поэтому, нам так крайне необходимо развитие глобалистики как формы междисциплинарных исследований, позволяющих правильно оценить ситуацию и найти способы их решения.

 


Список используемой литературы

 

1. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений под научным редактированием профессора Г.Д. Драча. Изд. 15-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 - 570 с, [1] с. - (высшее образование)

. Горелов А. А. Культурология: учебное пособие. - М.: Юрайт - М, 2001. - 400 с.

. Кравченко А. И. Культурология: учебное пособие для вузов, М.: Академический проект, 2000. - 736 с.

. Д.С. Лихачев. Раздумья о России. - СПб.: Logos, 1999 - 672 с.

. Соловьев В.М. Культурология: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2006. - 366 с. - (серия «Gaudeamus»).

. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: УИЦ «Гардарики»; Литературно-педагогическое агентство «кафедра-М», 1999. - 288 с.

. [электронный ресурс] https://www. ru.wikipedia.org



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: