Ненецкого автономного округа»
Актуальность проблемы трудового воспитания
В современных условиях интенсивного поиска путей экономического развития страны, сочетающих функционирование рыночных отношений и государственного регулирования, приоритетное место в Национальной стратегии воспитания в интересах детей отведено воспитанию у детей «уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам; формированию у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности; развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий». Задачи по направлению «Трудовое воспитание» нацеливают «на содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Паспорт программы
Разработчики программы | Рабочая группа: (утверждена приказом ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования» № 393 от 30 августа 2016 г) Руководитель: Ястрикова О.А., заместитель директора по ВР ГБОУ НАО «СШ № 1) |
Нормативная база | Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Закон Ненецкого автономного округа от 16.04.2014 №12-оз «Об образовании в Ненецком автономном округе», Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 28.09.2012 № 286-п «Об одобрении Стратегии действий в интересах детей в Ненецком автономном округе на 2012-2017 годы», распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», распоряжение Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа от 30.05.2016 № 569-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года на территории Ненецкого автономного округа» |
Цели | 1) разработать методологическую, научно-методическую, организационную, нормативно-правовую, информационную базу трудового воспитания в дошкольных образовательных организациях, в общеобразовательных организациях, в учреждениях дополнительного образования; 2) обеспечить приоритет трудового воспитания современного поколения в региональной системе образования; |
Задачи | 1) создать единое региональное воспитательное пространство как среду сохранения и развития ценностей трудового воспитания; 2) способствовать согласованию интересов и действий основных субъектов воспитания: государства, семьи, образования, общественных организаций (российское движение школьников, Центр поддержки молодёжных инициатив, Центр занятости и другие), бизнеса, СМИ по созданию положительной практики трудового воспитания; 3) активизировать поиск новых методов и форм по трудовому воспитанию во внеурочной деятельности; 4) привлечь внимание средств массовой информации к пропаганде ценностей трудового воспитания; 5) формировать ценностное гуманистическое отношение к труду как основе духовного облика человека; обеспечить включение детей и юношества в трудовую деятельность |
Предполагаемые результаты | обеспечение организационных и научно-методических основ трудового воспитания детей как человеческого капитала социально-экономического развития региона; совершенствование системы образования в Ненецком автономном округе по вопросам трудового воспитания |
Формы и методы организации трудового воспитания | Разработка проектов и их реализация Коллективная организация выполнения заданий: освоение различных функций в процессе выполнения заданий Акции Трудовые десанты Другое |
Принципы реализации программы | Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод детей и подростков; ненасильственное формирование ожидаемых качеств. Принцип учёта возрастных особенностей – осуществление процесса трудового воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии; Принцип успешности — создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию. Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе трудовой деятельности Компетентностный подход - формирование у детей компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности |
Этапы реализации программы | 2016 – сентябрь – октябрь - ориентационный: принятие программы как руководства к действию 2016-2017 уч. год – этап внедрения, реализация мероприятий, разработанных на основе программы, мониторинг результатов 2017 – сентябрь-октябрь – аналитический: анализ, обобщение, коррекция, публикация результатов |
|
|
|
Условия, необходимые для достижения эффективности целостного процесса трудового воспитания:
1. Теоретическая и методическая подготовленность педагогов, воспитателей, руководителей кружков, секций образовательных организаций ДО и администрации учреждений системы образования к руководству трудовым воспитанием школьников | ГБУ НАО «НРЦРО», обеспечение профессиональной переподготовки, методическое сопровождение |
2. Мониторинг состояния и совершенствование материально-технической базы учреждений региональной системы образования для организации трудового обучения и воспитания | администрация ОО |
3.Обеспечение высокого уровня воспитательного процесса, создание каждому воспитаннику, школьнику необходимых условий для достижения успехов в самореализации личности. | Заместители директоров по ВР, классные руководители, воспитатели, методисты |
4. Сочетание обучения трудовым навыкам на уроке труда (технологии) с разнообразной внеучебной общественно полезной трудовой деятельностью учащихся. | Методическое объединений учителей эстетического цикла, методическое объединение заместителей директоров ОО, администрация ОО |
5. Реализации внедрения национально-регионального компонента | Учителя, воспитатели, руководители кружков, студий |
Содержательная структура процесса трудового воспитания. В организации процесса трудового воспитания важно соблюдать преемственность: дошкольное, начальное, основное, среднее общее образование – дополнительное образование
Дошкольное общее образование