Трудовое воспитание в общеобразовательных организациях




Ненецкого автономного округа

Содержательная структура процесса трудового воспитания на ступени начального общего, основного и среднего общего образования складывается из основных видов детской трудовой деятельности: 1) учебный труд; 2) внеурочная деятельность: общественно полезный труд

Учебный труд

Процесс усвоения знаний на уроках школьного цикла Сформировать представление об учёбе как труде, обеспечивающем будущее благосостояние человека; научить ребенка учиться, вооружить его методикой и техникой учебного труда, дать возможность самому добывать знания; формировать познавательные интересы. Основа – деятельностный подход, предусмотренный ФГОС Учителя-предметники
Уроки трудового обучения: предмет «технология» Мониторинг состояния материально-технической базы данного предметного цикла; разработка мероприятий по совершенствованию МТБ на основе мониторинга; Проведение ежегодных региональных мероприятий данного предметного цикла: -стимулирование учащихся, особо отличившихся в предметных олимпиадах по предмету «Технология»; - ярмарка-продажа результатов детского декоративного творчества, труда с целью осознания детьми значимости их деятельности – 1 раз в год; - выставка поделок, изделий – 1 раз в год - обмен опытом по организации трудового воспитания в рамках ВАХТЫТРУДА – 1 раз в год - внедрение национально-регионального компонента; - обязательное выделение часов на дополнительное образование по предмету «Технология»; - обобщение опыта преподавания автодела (ГБОУ НАО «СШ №1»), опыт работы мастерской народных ремёсел (ГБОУ НАО «НШИ имени А.П. Пырерки»)     Администрация ОО, учителя технологии     Департамент образования, культуры и спорта НАО, ГБУ НАО «НРЦРО»
Внеурочная деятельность. Общественно полезный труд
Внеурочная деятельность Общественно полезный труд Ступень начального общего образования (1-4 классы) – воспитание ответственности, дисциплинированности, бережного отношения к собственности, самостоятельности 1) Формирование элементарных навыков самообслуживания: организация дежурства по классу с обязательным подведением итогов учебного дня по оценке чистоты классного помещения, учебного места школьника; 2) поиск первых разовых поручений учащимся со стороны учителя; 3) выставки и конкурсы результатов совместного семейного творчества (изготовление поделок, реклама семейных блюд «Мама плюс дочка», «Папа может всё, что угодно…»); 4) конкурс «Самый аккуратный ученик» - оценка состояния школьных учебников и тетрадей по итогам четверти; 5) диагностика «Что я знаю о профессиях родителей» (примерные вопросы: назови профессии твоих родителей, каким должен быть человек этой профессии, знаешь ли ты орудия труда твоих родителей, кем ты хочешь стать в будущем и другие) 6) игра «Кем быть?» с участием родителей – представителей разных профессий; 7) разработка памяток «Твоё рабочее место дома», «У меня всегда в порядке книжки, сумки и тетрадки»; 8) участие в региональных и всероссийских мероприятиях, акциях, субботниках Ступень основного общего образования (5-9 классы) – развитие культуры труда, ответственности за свой труд; воспитание добровольцев-волонтёров 1) Расширение сферы самообслуживания: дежурство по классу, участие в дежурстве по школе – воспитание качеств хозяина в школе; 2) «Шаги» добровольцев - поиск объектов приложения сил – 1 раз в четверть или в полугодие (Что? Где? Когда? – определяют дети, например, изготовление одежды для кукол в детский дом, изготовление кормушек) 3) неделя добрых дел; 4) акция «Чистый двор – здоровый город» - в течение учебного года ответственность за чистоту на участке школьного двора, закрепленного за классом; 5) участие в региональных и всероссийских мероприятиях, акциях, субботниках Ступень среднего общего образования (10 -11 классы) - становление личности, готовой к сознательному выбору профессии и успешному продвижению в профессиональной карьере 1) Неделя добрых дел; 2) акция «Чистый двор – здоровый город», «Чистое подворье – здоровое село» - в течение учебного года определить ответственность за чистоту на участке школьного двора, закрепленного за классом; 3) развитие традиций «Подарок школе» - аллея выпускников, «Клумба у школы», акция «Уют» - мероприятия по благоустройству классного помещения, школьного коридора, территории 4) участие в региональных и всероссийских мероприятиях, акциях, субботниках     Заместители директора ОО, классные руководители
Профессиональная ориентация как часть программы трудового воспитания Методы: Мониторинг (наблюдение за ходом подготовки учащихся к выбору профессии), тестирование, диагностика; Методы формирования убеждения в необходимости своевременного и грамотного выбора профессии, знаний о различных профессиях и требованиях к их выбору; Методы социальной практики и деятельности учащихся в период предпрофильной и профильной подготовки Классные часы по профессиональному ориентированию 1-4 классы: 1 класс: - классный час - знакомство с профессиями родителей «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» - цикл -2 класс: - классный час: «Профессии, которые нас окружают или кто работает в школе» - цикл - 3 класс - классный час: Что я знаю о профессиях? – цикл Игра «Кем быть?» 4 класс: «Мой любимый предмет» - защита проектов - цикл 5-9 классы: 5 класс Классный час –«Как много профессий хороших и важных!» составление атласа известных детям профессий - цикл 6 класс Классный час«Профессии настоящих мужчин» и «Женщины на своём трудовом посту» - цикл 7 класс: Классный час «И снова о профессиях наших родителей» - цикл Составление карты предприятий нашего города (села) 8 класс –Уроки успеха выпускников – цикл 9 класс – «Профессии, которые так необходимы нашему округу» (знакомство с особенностями территории») Встречи с людьми разных профессий - цикл 10-11 классы Экскурсии на предприятия Туристические маршруты с целью ознакомления с учебными заведениями по профилям интересов Мониторинг востребованности специалистов в регионе Классный час «Где родился, там и пригодился» Профильное обучение Деловая игра «Шаг к успеху»  

Дополнительное образование:

Задачи трудового воспитания 1. Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления к труду 2. Развитие умения планировать и организовывать свою работу. 3. Воспитание умения сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку. 4. Развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду. 5. Формирование трудовых умений и навыков по самообслуживанию 6. Подготовка учащихся к выбору профессии.
Конкурсные мероприятия художественного, декоративно-прикладного и технического творчества: 1. Турнир художников и мастеров (сентябрь) 2. Конкурс-выставка новогодних поделок (декабрь) 3. Конкурс детских рисунков «Разноцветное детство» (апрель-июнь)
Проведение сюжетно-ролевых экономических игр, праздников труда, ярмарок профессий, организация работы творческих и учебно-производственных мастерских:   1. Ярмарка «Наш славный город мастеров» (май-июнь) 2. Праздник труда (апрель-май)
Организация и проведение экологических и трудовых акций, субботников:   1. Ландшафтный дизайн земельного участка (март-июнь) 2. Акция «Покорми птиц» (ноябрь-апрель) 3. Акция «Помоги бездомным животным» (ноябрь-декабрь) 4. Субботник по уборке территории (май - июнь)  

Социальное партнёрство в рамках взаимодействия по вопросам трудового воспитания:

1) Возродить закрепление предприятий за школами, детскими садами с целью взаимодействия – по согласованию с ОУ, дошкольными учреждениями и трудовыми коллективами - Департамент образования, культуры и спорта НАО

2) Практиковать декады открытых дверей в трудовых коллективах с учётом запросов учащихся – 1 раз в год по особому графику

3) Совершенствовать формы и методы проведения регионального мероприятия «Ярмарка профессий» - ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования»

4) Развивать сеть сотрудничества с высшими и средними профессиональными учреждениями, с учреждениями дополнительного образования с целью профильной подготовки учащихся – Департамент образования, культуры и спорта НАО, администрации ОО

5) Практиковать информирование учащихся о профессиях, которые прогнозируются в качестве востребованных на территории - Центр занятости

6) Осуществлять мониторинг трудоустройства на территории выпускников вузов, учреждений СПО, содействовать их социальной адаптации в условиях региона

7) Практиковать размещение в СМИ информации о количестве выпускников вузов, учреждений СПО (из числа выпускников школ НАО), устроившихся на работу на вакантные места в трудовые коллективы региона к октябрю очередного календарного года – систематически, считать это одним из показателей эффективности трудового коллектива, компании, ОАО

8) Предложить редакции общественно-политической газеты «Нярьяна-Вындер» введение доски объявлений «Я – выпускник, ищу работу в НАО», отслеживать результаты трудоустройства

9) Планировать в региональном бюджете средства на реализацию задач по трудовому воспитанию: на приобретение материалов для школьных кабинетов технологии, на проведение конференций регионального масштаба, ярмарок творчества детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: