Существует заметная разница между прогнозированием в рамках естественных и технических наук, с одной стороны, и в рамках общественных наук, с другой. Специфика социального прогноза состоит в том, что предвидение социальных явлений и процессов и управление ими тесно связаны. Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, можно его остановить или так видоизменить, что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав позитивный процесс, можно активно содействовать его развитию, способствовать его расширению по территории действия, охвату людей, длительности проявления и т. д. Объектом социального прогнозирования выступает общество, которое является системой, способной поддерживать самостоятельное существование и развиваться. Как и в любом социологическом исследовании, объект прогнозной разработки в конечном счете - это носитель проблемной ситуации: социальное явление, событие, процесс. Предметом социального прогнозирования оказывается совокупность социальных механизмов, т. е. систем взаимосвязанных элементов, в которых изменение одного элемента (или подсистемы) вызывает изменение других элементов и системы в целом. Именно эти механизмы обусловливают развитие и функционирование общества как социального организма. Они образуют сложную сеть, которая раскрывает способ жизнедеятельности отдельного индивида, социальной группы или общества в целом [4, с. 60].
Ключевой категорией рассматриваемого поля понятий является прогноз. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем, т. е. это вероятностная модель будущего, которая имеет описательный характер [4, с. 62]. Прогноз представляет собой вероятностное суждение о перспективах развития объекта. Он всегда имеет гипотетический характер, ибо не может учесть те факторы, которые возникнут и будут влиять на развитие объекта в будущем. Социальный прогноз всегда выступает как мысленная модель предстоящего развития, как осмысление и описание возможного (поисковый прогноз) или желаемого (нормативный прогноз) будущего. Прогноз - это особый вид предвидения, отличающийся высокой степенью обоснованности. Это обычно результат длительных исследований. Опыт показывает, что даже для несложного социального прогноза требуется рабочая группа из 5-7 специалистов и несколько месяцев их работы. Более сложные прогнозы требуют в два раза больше специалистов, и сроки работы увеличиваются до 2-3 лет [4, с. 62]. Целью прогнозирования является не получение «образа будущего», а выявление веера проблем, связанных с развитием данного объекта и поиск возможных путей их решения. С этих позиций сущность прогнозирования социальных явлений - это установление спектра возможностей в развитии этих явлений. Ценность прогноза определяется глубиной анализа степени вероятности спектра вариантов развития. Смысл прогноза состоит в повышении эффективности планирования деятельности, научном обосновании программ развития и, в конечном счете, управления жизнедеятельностью общества.
|
Типовая методика социального прогнозирования, по И. В. Бестужеву-Ладе, содержит 44 операции, сведенные в семь процедур:
. Разработка программы исследования (предпрогнозная ориентация): определение и уточнение объекта, предмета, цели, задач, структуры, рабочих гипотез, методики и организации исследования.
|
. Построение исходной (базовой) модели и ее анализ: уточнение параметров «инновационного поля», формулирование альтернативных вариантов, ранжирование их на основании приоритетности.
. Построение модели прогнозного фона и ее анализ: рассмотрение внешних факторов, влияющих на судьбу нововведения, определение возможных последствий нововведения для системы (стандартный прогнозный фон содержит семь групп данных: 1) научно-технические и экологические, 2) демографические, 3) экономические, 4) социологические, 5) социокультурные, 6) внутриполитические, 7) внешнеполитические).
. Поисковый прогноз: вариативное непосредственное «взвешивание» последствий намечаемого нововведения с определением «дерева проблем».
. Нормативный прогноз: определение возможных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, идеального (без учета ограничений прогнозного фона) и оптимального (с учетом этих ограничений) состояния системы, в которую вводится инновация; коррекция данных «взвешивания» последствий, полученных в прогнозном поиске.
. Верификация прогноза, определение степени его достоверности, точности и обоснованности.
. Выработка рекомендаций для управления.
Даже в самых упрощенных вариантах социальный прогноз в своей основе строится по этой технологии, задающей и содержание, и последовательность действий [3, с. 110-111].
Следует также учитывать, что для успешного прогнозирования социальных процессов необходим определенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначе невозможно правильно выстроить логику практических действий, смоделировать варианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития, учесть все возможные последствия совершаемых действий для той или иной подсистемы социальной сферы и для общества в целом.
|
Заключение
Прогнозирование - это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях - теоретическом, психолого-интуитивном, практическом - исследование проблем близкого и далекого будущего, пытаются проникнуть в незнаемое. Прогнозирование лишь в том и только в том случае плодотворно, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер. Таким образом, прямая связь прогноза и управленческого решения как на глобальном, так и на локальном уровнях все актуальнее для социального управления. Стремление закрепить эту связь на научной основе предопределило развитие социального прогнозирования - прогнозирования всего общественного, всего связанного с обществом, с общественными отношениями, в центре чего находится человек. Человек интересуется тем, что может ожидать его в будущем, чтобы противостоять нежелательным явлениям и использовать лучшее, передовое. Выявив в социальном прогнозе возможность позитивного явления, можно активно содействовать его развитию, способствовать более широкому его проявлению в социуме (по охвату людей, по территории, по длительности проявления и т. д.). Кроме того, прогнозирование успеха мобилизует людей. В такой ситуации им удается сделать то, что в другое время было бы невозможно. Прогноз в этом случае выступает ориентиром поведения, стимулом реализации творческих человеческих способностей.