Резьба по дереву в русском, советском и современном искусстве




Слайд 1.

Wood carving in Russian, Soviet and contemporary art

Резьба по дереву в русском, советском и современном искусстве

Слайд 2. Russian art of wood processing originates in the art of the ancient Slavs who settled in the first millennium AD. er along the banks of the Dnieper, the Volga, the Don, Lake Ilmen. "On the walls of the sanctuaries were depicted people, birds, animals, which, according to the chronicles," possessed "life." Due to the pagan religious beliefs of the ancient Slavs, the use of mythological motifs (fantastic animals, female figures next to horses and others) was determined in decorative and applied art.

Русское искусство художественной обработки древесины берёт начало в искусстве древних славян, селившихся с первого тысячелетия н. э. по берегам Днепра, Волги, Дона, озера Ильмень. «На стенах святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству летописи, «обладали» жизнью». Благодаря языческим религиозным представлениям древних славян, в декоративно-прикладном искусстве обусловилось использование мифологических мотивов (фантастические звери, женские фигуры рядом с конями и другие).

Слайд 3. In Novgorod, a combination of rectangles, circles and curls (braids and cloves), as well as braids, used mainly on carved crosses and dishes, was used.

В Новгороде использовали сочетание прямоугольников, кругов и завитков (косиц и зубчиков), а также плетенки, применяемые, в основном, на резных крестах и посуде.

Слайд 4. In the XIV century. The tradition of wicker carving has been preserved, but the pattern has become smaller and flatter, often slotted - openwork. Graphic motifs prevailed in the form of products. For example, the heads of animals were decorated with handles of buckets, and the bucket itself was given the shape of a bird or a horse, which is connected with the cult of animals.

В XIV в. в форме изделий преобладали изобразительные мотивы. К примеру, головками животных украшали ручки ковшей, а самому ковшу придавали форму птицы или коня, что связано с культом животных.

 

Слайд 5. Spoons were made of birch bark, ash, maple with short handles and a flat scoop. "They were left either yellow or painted yellow, red and black." They made special spoons, various in shape (round, elongated, small, deep, small and large). The thread on the handle made it possible to hold the cutting more tightly.

Ложки делали из бересты, ясеня, клёна с короткими ручками и плоским черпаком. «Их оставляли либо жёлтыми, либо раскрашивали в желтый, красный и чёрный цвета». Делали специальные ложки, разнообразные по форме (круглые, вытянутые, мелкие, глубокие, маленькие и большие). Резьба на ручке позволяла более плотно держать черенок.

 

Слайд 6. Performed work for church and secular interiors.

Выполняли работы для церковных и светских интерьеров.

 

Слайд 7. Particular attention in the art of woodcarving occupy iconostasis. In their carving XV century. dominated by a woven pattern of forms resembling floral motifs. Forms of soft, calm outlines. Clarity of composition. The carvings are closely related to the ornamentation of books. Background and relief details are gilded on levkas. The works are characterized by a light pictorial play of chiaroscuro, which is characteristic only of this material.

Особое внимание в искусстве резьбы по дереву занимают иконостасы. В их резьбе XV в. преобладает плетёный орнамент из форм, напоминающих растительные мотивы. Формы мягких, спокойных очертаний. Ясность композиции. Рисунки резьбы сближены с орнаментикой книг. Фон и рельефные детали позолочены по левкасу. Работам характерна легкая живописная игра светотени, характерная только для этого материала.

 

Слайд 8. In the middle of the XVI century. they open workshops – chambers, one of which is the chamber of carved and joinery affairs, where the throne of Ivan IV was executed in the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin, where all the planes are decorated with ornamental and plot carvings.

В середине XVI в. открывают мастерские–палаты, одной из которых является палата резных и столярных дел, где был выполнен трон Ивана IV в Успенском соборе Московского Кремля, где все плоскости украшены орнаментальной и сюжетной резьбой.

 

Слайд 9. Created samples of the Flemish (openwork) carving in the high relief. Separate images were approaching a round sculpture. The main motif was a floral ornament, which included lush garlands, fruits, leaves, flowers.

Создавались образцы флемской (ажурной) резьбы в горельефе. Отдельные изображения приближались к круглой скульптуре. Основным мотивом был растительный орнамент, включавший пышные гирлянды, плоды, листья, цветы.

 

Слайд 10. In the XV - XVII centuries. The production of turned and carved tableware developed: the procurement of raw materials, turning, chiseling, painting, drying with carpets, carving.

В XV – XVII вв. получило развитие производство точеной и резной посуды: заготовка сырья, точение, долбление, окраска, протирка олифой, резьба.

 

Слайд 11. At the beginning of the 18th century, or in the era of the reforms of Peter the Great, carving was enriched with elements of baroque and rococo.

В начале XVIII в., или в эпоху реформ Петра I резьба обогащалась элементами барокко и рококо.

 

Слайд 12. In the first quarter of the XVIII century. decorative carving took place in the interior decoration of palace buildings. In addition to carvers, shipwrights made a contribution to the development of woodcarving. In addition to the drawings, they created models of ships. "The nose of the ship was made in the form of a sculpture." The carved decoration on the stern included mythological deities personifying water. ”

В первой четверти XVIII в. вклад в развитие искусства резьбы по дереву сделали корабельные мастера. Помимо чертежей, они создавали модели судов. «Нос судна делали в виде скульптуры». Резной декор на корме включал в себя мифологических божеств, олицетворяющих воду».

 

Слайд 13. By the XVIII - the beginning of the XIX century. geometric pattern prevails in the peasant household items. Such are the Vologda archaic spinning wheels and rollers, with deep grooves, with thread strictly distributed on the surface.

К XVIII - началу XIX в. геометрический узор преобладает в предметах крестьянского обихода. Таковы вологодские архаические прялки и вальки, с глубокими выемками, с резьбой, строго распределенной на поверхности.

Слайд 14. In the Moscow region estate of the patron S. I. Mamontov (1841–1918), in the village of Abramtsevo at the end of the 19th century. wood carving workshops were organized where the Abramtsevo-Kudrinsk carving originated. This name is associated with the peasant of the village of Kudrino - V. P. Vornoskov (1876-1940), since his works influenced the development of the Abramtsevo carving. He used the motifs of the Vologda flat-relief carving of the XVII – XVIII centuries, which was distinguished by the characteristic shape of leaves and branches in the form of rounded curls, including silhouettes of horses and birds. In the decoration Vornoskov used polish, embellishment, hewed technique of carving.

В подмосковном имении мецената С. И. Мамонтова (1841—1918), в селе Абрамцево в конце XIX в. организованы мастерские резьбы по дереву, где зародилась Абрамцево - Кудринская резьба. Это название связано с крестьянином села Кудрино – В. П. Ворносковым (1876-1940), так как его работы оказали влияние на развитие абрамцевской резьбы. Он использовал мотивы Вологодской плоскорельефной резьбы XVII – XVIII вв., которая отличалась характерной формой листьев и веток в виде закруглённых завитков, включая силуэты коней и птиц. В отделке Ворносков использовал политуру, подкрашивание, заоваленную технику резьбы.

Слайд 15. In 1947, decorative and applied production was organized in the town of Khotkovo, Moscow Region, where brooches, buckles, buttons, hairpins were made, later - decorative sculpture, caskets, powder compacts, yarn and walnut trays.

В 1947 г. было организовано декоративно-прикладное производство в городе Хотьково Московской области, где изначально делали броши, пряжки, пуговицы, заколки, позднее – декоративную скульптуру, ларчики, пудреницы, подносики из тиса, ореха.

Слайд 16. At the beginning of the XX century. GP Matveev (1875–1960) influenced the development of the Nizhny Novgorod woodcarving. He used the following techniques: contrasting a smooth polished wood with an ornament of geometric shapes or large plant forms. The surface of the ornament is polished, and the background is matte, dark or contrasting.

В начале XX в. на развитие нижегородской резьбы по дереву оказал влияние Г. П. Матвеев (1875—1960). Он использовал следующие приёмы: противопоставление гладкого полированного дерева орнаменту из геометрических фигур или крупных растительных форм. Поверхность орнамента – полированная, а фон – матовый, тёмный или контрастный.

 

Слайд 17. In the Vyatka province, the production of dugout wooden utensils and architectural carving spread. By the 1960s craft specialized in geometric thread.

В Вятской губернии распространилось производство долблённой деревянной посуды и архитектурная резьба. К 1960-м гг. промысел специализировался по геометрической резьбе.

 

Слайд 18. In modern wood products manifests a very diverse attitude to the texture of wood. They can be polished to a mirror shine, and can be finished with mastics and varnishes, however, the desire to preserve the natural beauty of the wooden surface, the desire to leave the product unpainted and unvarnished can be traced. Therefore, more and more often, when finishing the craftsman, they use wax or special varnishes that do not give a shiny surface, leaving it soft, velvety. In this technique, different in purpose and size of boxes and caskets, kitchen sets and many other products are used.

В современных изделиях из дерева проявляется весьма разнообразное отношение к фактуре дерева. Их могут полировать до зеркального блеска, а могут отделывать мастиками и лаками, однако прослеживается и желание сохранить естественную красоту деревянной поверхности, стремление оставить изделие неокрашенным и нелакированным. Поэтому всё чаще при отделке мастера пользуются воском или специальными лаками, не дающими блестящей поверхности, оставляющими её мягкой, бархатистой. В этой технике используются разные по назначению и размерам шкатулки и ларцы, кухонные наборы и многие другие изделия.

 

Слайд 19. Wood carving is embodied in many forms: it is the decoration of furniture, and the decoration of houses, churches and temples, the creation of huge carved panels and small figures.

Резьба по дереву воплощается во многих формах: это и декорирование предметов мебели, и украшение домов, церквей и храмов, создание огромных резных панно и маленьких фигур.

 

Слайд 20. In modern carving, it is conditionally possible to note the main types: carving through (this includes slotted carving and sawing), deaf carving (these are all subspecies of flat and curved carving), sculptural carving.

В современной резьбе условно можно отметить основные типы: резьба сквозная (сюда относится прорезная резьба и пропильная), глухая резьба (это все подвиды плосковыемчатой и рельефной резьбы), резьба скульптурная.

 

THANKS FOR ATTENTION!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: