Не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал




Закон гармонизирующего диалога

Итак, риторика говорит: «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как

платье по мерке заказчика». Это значит, что говорящий должен учитывать фактор

адресата — особенности личности, психологии и восприятия слушателя. Все четыре

закона, о которых пойдет речь, связаны именно с фактором адресата и показывают, каким

образом обеспечивается гармония между основными участниками речевой ситуации —

говорящим и адресатом.

Первый закон современной общей риторики — закон гармонизирующего

Диалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом

Взаимодействии участников речевой ситуации.

Итак, закон гармонизирующего диалога говорит о том, что ваш собеседник или

аудитория — не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на

который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача — «пробудить

собственное внутреннее слово» слушателя, установить гармонические и двусторонние

отношения с адресатом. Для того чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить активный

отклик на речь говорящего, надо знать принципы речевого поведения.

1. Внимание к адресату.

Готовясь к публичной речи, профессиональной или личной беседе, прежде всего,

необходимо представить себе слушателя, собеседника. Кто он? Каковы особенности его

личности (характер, вкусы, интересы). Есть ли темы, которые не стоит затрагивать?

Риторика рекомендует, обдумывая речь, заранее составить «социальный портрет

слушателя (аудитории)». Он создается в результате ответов на следующие вопросы:

1) социальное положение слушателя или социальный состав аудитории; социальная роль

собеседника по отношению к вам (руководитель? преподаватель? товарищ? родитель? и

т.д.)

2) размер аудитории (количество человек);

3) возраст;

4) круг особых интересов адресата и набор «запретных тем», личные особенности

собеседника (характер, образование, воспитание...);

5) почему и зачем люди собрались? Что будут делать в результате собрания,

конференции?

6) как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями

адресата?

7) что они хотят получить от вас как оратора? Что вы можете им предложить? Может

быть, нужна не столько информация, сколько поддержка или укрепление чувства

единства?

8) как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда? Каким образом?

Еще раз хочется подчеркнуть, что работа по составлению портрета адресата очень

полезна в любой ситуации: и при подготовке к беседе личного или делового характера, и

при подготовке к публичному выступлению. Анализ аудитории поможет продумать ход

беседы, поможет диалогизировать даже монологическую речь в условиях публичного

выступления — использование риторических вопросов, обращение к слушателям.

Второй принцип диалогизации речи — это принцип близости содержания речи

интересам и жизни адресата. Предварительно оценив и представив себе аудиторию,

необходимо продумать те факты, примеры, образы, которые взяты из области, жизненно

важной или хорошо знакомой, интересной, доступной вашему слушателю. Природа

человека такова, что он острее переживает то, что касается его лично, то, что ему близко.

Представьте себе, что случилось чрезвычайное происшествие: а) где-то за рубежом; б) в

вашем городе; в) в вашем доме. Какое из них привлечет ваше внимание больше? Ответ

однозначен. Эксперименты показывают, что понимание текста напрямую зависит от того,

насколько его содержание близко интересам адресата: чем больше эта близость, тем

меньше вариантов понимания обнаруживается. Поэтому риторика рекомендует на

протяжении всей беседы или выступления показывать, почему сообщаемое лично важно

для адресата, каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его

жизненных интересов.

Третий принцип — конкретность.

Конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, а это очень важно для

понимания и запоминания.

Обязательно должны быть примеры — конкретные проявления и подтверждения

ваших мыслей.

Обратите внимание на образность речи.

Отбирайте слова: лучше употребить не родовое понятие, а видовое (не головной

убор, а шляпа; не транспорт, а троллейбус).

Продумывая структуру речи, формулируйте тему или отдельные вопросы как

можно конкретнее.

Закон продвижения и ориентации адресата

Второй закон общей риторики — закон продвижения и ориентации адресата,

Который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в

Пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к

Цели.

Какие средства предлагает риторика, чтобы осуществить этот закон?

Прежде всего нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна

быть ясной не только для оратора, но и для адресата, А для этого говорящий должен «все

время помнить о своей цели и основной мысли и делать их очевидными для аудитории.

Хорошо, когда переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление,

что оратор движется вперед, не отвлекаясь, не «застревая «и не возвращаясь к тому, что

уже пройдено» (21,88).

Легче воспринимать высказывание, если соблюдаются принципы построения всей

фразы. Фраза должна иметь четкую структуру. В риторике существует такое понятие как

период, о котором Аристотель писал так: «Я называю периодом фразу, которая сама по

себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и

понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи

незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него

закончилось; а ничего не предчувствовать и ни к чему не приходить — неприятно.

Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается, а это происходит от того,

что периодическая речь имеет число, число же всего легче запоминается. Поэтому все

запоминают стихи лучше, чем прозу...»

Ощущение движения создается и самим процессом исполнения, произнесения

речи. Необходимы осмысленные паузы, правильно выбранный темп речи. Повторы

должны не мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки,

выводы.

. Закон эмоциональности

Т ретий закон риторики, закон эмоциональности, требует, «чтобы говорящий

не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал

эмоционально то, о чем он сообщает или беседует» (21, 90). Еще древние риторики

говорили о то, что только личностно пережитое, прочувствованное можно убедительно

сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Существует множество выразительных

средств, разработанных риторикой, которые делают речь выразительной. Самое сильное

из них — это метафора (Смотри главу «Элокуция»). Эмоциональной и экспрессивной речь

становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу.

Закон удовольствия

Четвертый закон риторики — закон удовольствия. Речь тогда и потому

действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Как сделать

речевое общение приятным? Прежде всего созданием игровой установки, «загадок»,

которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом,

каламбуром, игрой слов — вот что поможет говорящему доставить удовольствие

слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню.

И еще, Доставить удовольствие слушателю — это не значит избежать сложных вопросов,

порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.

При публичном выступлении не нужно забывать о том, что адресат воспринимает

речь на слух, что он должен постоянно концентрировать внимание, чтобы понять все, что

говорит оратор. Неясная, путаная, однообразная речь утомляет слушающего. Потому

необходимо научиться менять темп и ритм речи, высоту голоса.

 

4)Соотношение понятий оратор и ритор.Особенности требования общей риторики к умениям и мастерству оратора.

Ора́тор (лат. oro — «говорю») — тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством

Ритор -В Древней Греции — оратор, с III века до н. э.и в Древнем Риме также учитель красноречия, ораторского искусства, риторики, преподаватель или ученик риторской школы.

▪ -Оратор, говорящий пышно и красиво, но малосодержательно, прибегающий к искусственным приемам красноречия (книжн. неодобрит.).

▪ Требования к поведению говорящего

▪ Убеждение с помощью речи может быть действенным, если говорящий, его

▪ личность и поведение имеют определенные особенности. «Мы слушаем не речь, а

▪ человека, который говорит», — гласит риторика.

▪ «Говори, чтобы я мог узнать тебя», — сказал Сократ. Большое внимание тому,

▪ какое впечатление производит личность говорящего на слушателей, уделял Аристотель:

▪ «Доказательство достигается с помощью нравственного характера говорящего в том

▪ случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему,

▪ потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех же случаях, где нет

▪ ничего ясного и где есть место колебанию, — и подавно» (Риторика: Книга первая)

▪ Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квинтилиан обобщил эти

▪ требования к личности оратора в следующем совете: если хочешь быть хорошим

▪ оратором, стань сначала хорошим человеком.

▪ Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства

▪ личности оратора, что и античные источники:

▪ 1. обаяние;

▪ 2. артистизм;

▪ 3. уверенность;

▪ 4. дружелюбие;

▪ 5. искренность;

▪ 6. объективность;

▪ 7. заинтересованность, увлеченность.

Обаятельный человек тот, кто умеет быть самим собой, умеет отказаться от

▪ чужого, наносного, привнесенного. Еще Аристотель говорил о том, что речь человека

▪ должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту. Свое согласие

▪ с Аристотелем выражал в «Кратком руководстве к риторике...» М. Ломоносов. Умение

▪ быть естественным дается непросто, потому что во многих ситуациях говорящий

▪ чувствует на себе оценку слушателей (например, при поступлении на работу или в момент

▪ публичного выступления). Тогда возникает потребность «выйти за границы» своего

▪ привычного облика, своего обычного «я». Это приводит к результату, о котором

▪ выразительно сказал американский писатель и философ ХIХ в. Ралф Эмерсон: «Я не

▪ слышу, что вы говорите, потому что слишком громко кричит то, что вы собой

▪ представляете». Значит, нужно изучить себя, особенности своего характера, внешние их

▪ проявления, характерные именно для вас, и, отказавшись от недостатков, отнестись

▪ бережно и любовно к тому, что может нравиться и быть полезным для окружающих.

Артистизм — это умение общаться с окружающими активно и с игровой

▪ установкой, соблюдая при этом чувство меры. Это значит, что вы постоянно настраиваете

▪ себя на то, что говорить с другими людьми приятно, более того, что это радость. Быть

▪ умелым игроком — значит изображать, т.е. в определенной мере утрировать не столько

▪ чьи-то чужие черты, а свои собственные. «Лучший образец для подражания — это вы

▪ сами», — утверждает риторика. Особенно ценен компонент игры, актерства в публичной

▪ речи. Оратор может и должен показать себя, но при этом обязан не нарушать

▪ общепринятых рамок поведения. Психологи установили, что популярность у публики

▪ создается, если отчетливо проявляются сразу две тенденции в речевом поведении оратора:

▪ 1) стремление к индивидуализации и 2) стремление «быть как все», не выходя за пределы

▪ выразительности поведения. Последовательность поведенческих факторов, влияющих на

▪ популярность ораторов у аудитории, выглядит так:

▪ 1) внешность (общий облик, одежда, манера держаться);

▪ 2) подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и

▪ мужественная — у мужчин;

▪ 3) выраженность индивидуальных черт — выразительность поведения, его

▪ экспрессивность и эмоциональность, при соблюдении общепринятых границ.

▪ Уверенность.

▪ В ситуации непринужденной беседы, когда собеседники знакомы, равны по

▪ статусу, когда нет никаких признаков «официоза», право на речь получает то один из них,

▪ то другой. Но в жизни часто возникают такие ситуации, когда наблюдается неравноправие

▪ участников по отношению к речи, особенно ясно выражена такая иерархия при

▪ ораторской, публичной речи: право голоса на определенное условленное время передается

▪ оратору; аудитория должна выполнять собственную роль. Таким образом, право на речь в

▪ определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность

▪ управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно

▪ уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это

▪ невозможно без чувства уверенности в себе. Любое сомнение, колебание, проявление

▪ неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и

▪ доверяться человеку, который сам в себе сомневается. А между тем, 70% начинающих

▪ ораторов считают неконтролируемый страх проблемой номер один. Это чувство знакомо

▪ и профессионалу. Его испытывали даже Демосфен и Цицерон. Оно получило название

▪ «ораторский страх». Как же избавиться от этого чувства?

▪ Чтобы победить страх, нужно знать его причины.

▪ 1. Они могут быть связаны с индивидуальными чертами личности.

▪ 2. Причина страха кроется в нереалистических ожиданиях — настроенности на то, что

▪ речь должна оказать какое-то необыкновенное воздействие на слушателей. Другие

▪ результаты воспринимаются как крах. Этому способствует повышенное внимание к себе.

▪ 3. Вызывает страх и безразличие к вам собеседника или аудитории.

▪ 4. Собственная установка на неудачу.

▪ 5. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка к

▪ беседе или выступлению, незнание темы или предмета речи — некомпетентность.

▪ Вот почему необходимо наблюдение за собой и самоанализ. Это необходимо для

▪ того, чтобы выработать разумное отношение к себе в роли говорящего. Основой этого

▪ отношения должна быть реалистическая установка на благоприятный результат вашего

▪ выступления или беседы, установка на хорошее впечатление, которое вы, несомненно,

▪ произведете. Готовя себя к общению, внушите себе, что иметь возможность поделиться

▪ своими мыслям, чувствами и знаниями с собеседниками или аудиторией, это не

▪ наказание, а радость.

▪ Техника борьбы со стрессом как с физиологическим явлением описана во многих

▪ пособиях.

Дружелюбие.

▪ Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя с

▪ человеком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черту, которая вам импонирует,

▪ даже если в целом человек вам несимпатичен. Говоря публично, не забывайте, что в

▪ аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если аудитория совсем

▪ незнакома, помните, что среди собравшихся найдутся интересные и умные слушатели. Не

▪ воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище. Начало вашей речи должно

▪ представлять собой дружескую увертюру.

Искренность.

▪ Применительно к публичной речи искренность называют «ораторской

▪ честностью». Это черта, которую особенно ценят слушатели у выступающего. Чтобы

▪ заставить своего адресата верить во что-то, нужно самому в это верить. Нечестность

▪ говорящего проявляется в интонации, взглядах, мимике и т.д. Ее можно увидеть и в

▪ бездоказательности суждений, недостаточности примеров и фактов, необоснованности

▪ выводов.

Объективность.

▪ Говоря по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя

▪ просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем

▪ полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем

▪ больший эффект будет иметь выступление. Соблюдать это правило на практике довольно

▪ трудно. И все же выражать презрение, нетерпимость к чужому мнению не стоит ни при

▪ каких обстоятельствах, поскольку адресат невольно переносит их на себя, в результате

▪ может возникнуть конфликтная ситуация. Существует этика речевого общения, в

▪ частности ораторская этика, которая гласит, что с аудиторией необходимо разговаривать

▪ на равных, не забывая при этом о принципе доступности изложения.

Заинтересованность.

▪ Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно

▪ продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки. А поэтому

▪ избегайте говорить о том, что вам совершенно безразлично.

▪ Правило риторики: уверенность, дружелюбие, искренность, объективность,

▪ увлеченность оратора заразительны: они передаются слушателям ▪

 

▪ 5) Речь:понятие,виды и стили.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и форму лирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Основные виды речи человека. Это — устная и письменная речь, диалогическая и монологическая речь, внешняя (звучащая и осознаваемая) и внутренняя (не сопровождаемая звуками и не осознаваемая) речь.

Устной называется речь, при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определенные наборы звуков, ассоциируемые с теми или иными известными по опыту предметами или явлениями.

Письменной называют речь, основанную на изображениях символов (знаков, букв, иероглифов) на каких-либо материальных носителях: на папирусе, пергаменте, бумаге, экране монитора, на любом другом зрительно воспринимаемом материале.

Диалогическая — это речь, в которой участвуют как минимум два человека. Каждый из них произносит реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; их собственные речевые высказывания в свою очередь выступают как реакции на реплику данного человека.

Монологическая — это речь, принадлежащая только одному человеку, произносимая с начала и до конца только им самим. Например, это может быть текст, написанный одним человеком, речь, произносимая одним человеком и не прерываемая репликами других людей. Устным монологом является выступление какого-либо человека перед публикой.

Как диалог, так и монолог могут быть, соответственно, устными или письменными. В устном диалоге, например, человек может произносить речь от имени двух или нескольких разных лиц, последовательно меняясь с ними ролями (если в таком обмене речевыми репликами участвуют более двух человек, то их совместный разговор называется полилогом). Так часто делают актеры. Различные формы письменного диалога нередко воспроизводят в своих литературных произведениях писатели.

Внешней (звучащей, осознаваемой) называют такую речь, которая осознается самим говорящим человеком и которая также воспринимается другими людьми. В повседневном деловом, бытовом и других видах общения мы постоянно пользуемся этой речью для обмена информацией друг с другом.

Внутренняя речь — это особая разновидность речи, которая участвует в управлении только внутренними, психологическими процессами, происходящими в голове человека. Эта речь имеет свои особенности и свои, специфические функцииЭто прежде всего беззвучная речь. Внутренняя речь является неосознаваемой. Когда человек пользуется внутренней речью, он сам этого факта не осознает и в связи с этим не может сказать, какие слова, фразы и т.п. он произносит во внутренней речи. Отсюда следует, например, что процесс своей внутренней речи человек сознательно контролировать не в состояниии. Она, во-первых, является предикативной. Это означает, что во внутренней речи имеются только слова и выражения, относящиеся к предикату высказывания, и практически нет слов и выражений, относящихся к субъекту высказывания. Во-вторых, внутренняя речь является агглютинированной. Внутренняя речь используется человеком только для организации собственного мышления и для управления своими психическими процессами, состояниями и поведением. Она никогда не применяется как средство обмена информацией или общения между людьми.

ОСНОВНЫЕ РОДЫИ ВИДЫРЕЧИ (по Н. Н. Кохтеву)

Вид речи Род речи

АКАДЕМИЧЕСКАЯ лекция вузовская, школьная

научный доклад

научный обзор

научное сообщение

научно-популярная лекция

СУДЕБНАЯ прокурорская (обвинительная)

адвокатская (защитная)

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ доклад (выступление на съезде,

конференции, собрании, заседании)

парламентская

митинговая

военно-патриотическая

дипломатическая

агитаторская

политическое обозрение

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ речь на приеме

приветственная

застольная (тост)

надгробная

ДУХОВНАЯ слово (проповедь)

(церковно-богословская) официальная церковная

 

Стиль речи -исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики.Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), чёткость, обобщённость.

Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная.Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).Задача-сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, повторы, инверсия и т. д.

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства. речи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: