План занятия №96
Дисциплина: Конструкция автомобилей.
Тема занятия: Рулевой привод. Усилители рулевого управления.
Цель занятия: изучить конструкцию и особенности конструкции рулевых приводов, усилителей рулевого управления.
Планируемые результаты:
- образовательные – формирование знаний о проектировании автобусных остановок и стоянок и умения давать общую характеристику автобусным остановкам и стоянкам
- развивающие - развитие памяти, владение языковыми средствами: умение логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
- воспитательные – развитие логического мышления, пространственного воображения необходимого для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования
Вид занятия: лекция
План занятия:
1. Общее устройство рулевых приводов.
2. Устройство тяг и шарниров рулевого привода.
3. Общее устройство усилителей и их виды.
4. Отдельный гидроусилитель рулевого управления.
Литература:
1.Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств. Академия. 2013г. с. 376-383
2.. Бибик Л.С. "Автомобили". Курс лекций. Часть 2. "Шасси и кузов", САТТ, 2003г. с.140-146
3. Тур Е.Я., Серебряков К.В. и др. «Устройство автомобилей», М., 1990 г. с. 271-277
4. Пехальский А.П., Пехальский И.А. «Устройство автомобилей» М.: «Академия», 2013г. с. 401-411
Интернет ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=a3PC03qqXNA
https://www.youtube.com/watch?v=PiDzFkz1Ks4
https://www.youtube.com/watch?v=OCPMBNrtWFE
https://www.youtube.com/watch?v=MhVmS7eikIA
https://www.youtube.com/watch?v=oIukAjV1fCA
https://www.youtube.com/watch?v=fexX5nkd4jY
https://www.youtube.com/watch?v=hPd0YiT7GUs
Преподаватель: Омельченко А. В.
Вопрос 1. Общее устройство рулевых приводов.
Рулевой привод служит для передачи усилия от рулевого механизма на управляемые колеса и обеспечивает необходимое взаимное расположение колес при повороте.
|
Рулевые приводы бывают с цельной рулевой трапецией (при зависимой подвеске управляемых колес) и с расчлененной рулевой трапецией (при независимой подвеске).
Кроме того, различают переднюю рулевую трапецию, расположенную впереди управляемого моста, и заднюю трапецию.
Рулевой привод с цельной задней рулевой трапецией включает сошку 2 (рис.21.4.1,а) продольную рулевую тягу 3, поворотный рычаг 7, левую и правую поворотные цапфы (кулаки) 6 и детали рулевой трапеции: два рычага 4 и поперечная рулевая тяга 5. Соединения рулевых тяг с сошкой и рычагами осуществляется шаровыми или полусферическими шарнирами.
При независимой подвеске управляемых колес соединение их поворотных цапф жесткой поперечной рулевой тягой нарушило бы возможность независимого перемещения колес; поэтому рулевая трапеция расчленена и состоит из двух боковых тяг 9 и 11 (рис.21.4.1.б) и шарнирно соединенной с ними средней тяги 12. Средняя тяга 12 также шарнирно связана с сошкой 2 и маятниковым рычагом 10, поворачивающимся вокруг цилиндрической шарнирной опоры на кузове автомобиля. Конструкция элементов рулевого привода с независимой подвеской представлена на рисунке 21.4.3.
При использовании реечного рулевого механизма боковые тяги шарнирно соединяются с рейкой рулевого механизма, средняя тяга, сошка и маятниковый рычаг отсутствуют, количество шарниров в приводе уменьшается с шести до четырех.
Рис. 21.4.1
Рулевой привод:
а — задняя цельная трапеция; б—передняя расчлененная трапеция; 1—рулевой механизм; 2 — сошка; 3 — продольная тяга; 4 — рычаг рулевой трапеции; 5 — поперечная тяга; 6 — поворотный кулак; 7 — поворотный рычаг; 8—стойка; 9 и 11 — боковые тяги; 10 — маятниковый рычаг; 12 — средняя тяга
|
Вопрос 2. Устройство тяг и шарниров рулевого привода.
Продольную тягу рулевого привода делают трубчатой с утолщениями по краям для монтажа деталей шарниров или с приваренными к тяге наконечниками (рис.21.4.2.а,б)
В поперечной рулевой тяге шарниры размещают в наконечниках 15 (рис.21.4.2.в,г) навинченных на резьбовые концы трубчатой тяги 17. Резьба на концах тяги 17 имеет разное направление. Поэтому можно изменять длину тяги при регулировке схождения колес.
В шарнирах рулевых тяг устанавливаются чаще саморегулируемые шарниры (кроме автомобилей МАЗ), не имеющие пружин, через которые непосредственно передаются усилия в рулевом приводе. Это делается для предотвращения поперечных колебаний колес. Пружина 3 такого шарнира обеспечивает только устранение зазора в шарнире от износа.
Сферической поверхностью колец 12 (рис. 21.4.2,а) прижимается предварительно сжатой пружиной 3 через пяту 2 к сменному вкладышу 14.
В регулируемых шарнирах (рис.21.4.2б,в), применяемых чаще в продольных рулевых тягах, каждый шарнир состоит из шарового пальца, двух вкладышей 19, охватывающих сферическими поверхностями шаровую головку пальца, пружины 20 и ограничителя 21. Пробка 18 при затягивании сжимает пружину 20, которая не допускает образование зазоров в шарнирах при износе и смягчает толчки, передаваемые от колес на рулевой механизм. Ограничитель 21 предотвращает чрезмерное сжатие пружины 20, а при ее поломке не позволяет пальцу выйти из соединения с тягой. Пружина 20 передает усилия, действующие на тягу как от сошки, так и от рычага поворотной цапфы. При износе деталей шарнира подтягивают пробку 18.
|
Регулировку схождения колес у автомобилей имеющих расчлененную рулевую трапецию обычно осуществляют с помощью резьбовых регулировочных трубок 22 (рис.21.4.3), соединяющих боковые тяги 18 с наконечниками 23 шарниров.
Рис.21.4.2
Шарнирное соединение деталей привода автомобилей 1 – масленка; 2 – пята; 3 – коническая пружина; 4 – крышка; 5 – стопорное кольцо; 6 и 15 – наконечники; 7 и17 – трубы; 8 – резиновое кольцо; 9 – обойма; 10 – резиновый колпак; 11 – кольцо; 12 – полусферический палец; 13 и 19 – сухари; 14 – сменный вкладыш; 16 – хомут; 18 – пробка; 20 – пружина; 21 – ограничитель.
Рис. 21.4.3
Рулевые тяги автомобиля ГАЗ-2410
1 – шплинт, 2 – резьбовая пробка, 3 – пружина, 4 – опорная пята, 5 – корпус шарнира, 6 и 10 – резиновые уплотнители, 7 – распорная втулка наконечника, 8 – гайка, 9 – распорная втулка тяги, 11 – шаровой палец, 12 – корпус шарнира, 13 – полиэтиленовый сухарь, 14 – маятниковый рычаг, 15 – втулка из порошкового материала, 16 – резиновая втулка рычага, 17 – поперечная тяга,18 – боковая тяга, 19 – сошка, 20 – болт, 21 – стяжной хомут, 22 – регулировочная трубка, 23 – наконечник тяги, 24 – рычаг поворотного кулака.