Общие признаки и различия устойчивых и неустойчивых групп 8 глава




Характеризуя правоохранительные органы, уместно остановиться подробнее на деятельности тех из них, с которыми наиболее часто сталкивается нормальный правопослушный человек, например работников милиции.

Дополнительный материал

Милиция — составная часть системы органов внутренних дел Российской Федерации. В системе Министерства внутренних дел РФ существует криминальная милиция и милиция общественной безопасности (местная милиция). Криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда и т. д. Милиция общественной безопасности обеспечивает личную безопасность, охрану общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т. п. В нее входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, Государственной автомобильной инспекции, группы объектов по договорам, участковые инспектора милиции и иные подразделения.

Подробнее о том, чем занимается адвокатура. Общая задача адвокатуры — оказание юридической помощи:

1) консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

2) составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

3) представительство в судах, других государственных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

4) участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего гражданского истца и гражданского ответчика;

5) участие в качестве представителей сторон в Конституционном суде РФ;

6) защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;

7) иная незапрещенная помощь: разработка уставов, заключение контрактов.

Для лучшего усвоения функции судов учащимся целесообразно напомнить — в плане межпредметных связей — историю становления судебной системы с древних времен.

В догосударственном обществе конфликты и споры разрешались старейшинами и вождями племен. По мере изживания родовых отношений стала складываться судебная система и суды. В Афинах и Древнем Риме суды уже были отделены от администрации, существовали судебные коллегии (суды гелиастов), появился институт судебной защиты.

В России история судов начинается с периода Киевской Руси. Тогда правосудие творили князья и их представители: посадники и тиуны. В Новгородской республике судебная власть принадлежала вечу, а также князю, посадникам, старостам и др. В Московской Руси до ХVII в. включительно суд вершился князем (царем), Боярской думой, приказами, а на местах — наместниками, волостелями, вотчинниками. Затем судебная власть перешла к губным избам. При Екатерине II, которая продолжила реформы Петра I, была создана система судебных учреждений: уездные и земские суды — для дворян, городские и губернские суды — для горожан, нижняя и верхняя расправа — для свободных крестьян. В 1864 г. была проведена судебная реформа: учреждены суд присяжных, адвокатура, выборный мировой судья. После десятилетий существования советского суда как органа диктатуры пролетариата в настоящее время формируется демократическая судебная система. При этом используются объективно ценные и разумные основания судопроизводства, разработанные в прошлые годы.

В настоящее время правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным Законом о судебной системе Российской Федерации (1996) и другими правовыми актами. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных этими законами, не допускается. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Судебная система

(система судов Российской Федерации, включающая федеральные суды и суды субъектов Федерации)

Федеральные суды Суды субъектов РФ
Конституционный суд РФ Верховный суд РФ Верховные суды республик Краевые и областные суды Суды городов федерального значения Суды автономной области и автономных округов Районные суды Военные и специализированные суды Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ Конституционные (уставные) суды субъектов РФ Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ

Если позволит время, можно организовать обсуждение сюжета из практики адвоката Ф. Н. Плевако, описанного в учебном пособии (с. 251—254). При этом полезно задаться непростым вопросом: «Эпизод, конечно, неординарный, блестящий, но насколько правомерен приговор суда?»

Ответы на вопросы и задания к § 53 учебника

7. в).

8. В обязанностях современного прокурора довольно много пунктов, побуждающих его именно заботиться о людях, их благополучии. Достаточно сказать об обязанности выявлять и пресекать такие нарушения закона, которые прямо отягчают жизнь людей (например, самодурство некоторых чиновников, отказ в предоставлении льгот ветеранам войн и инвалидам и т. д.). Да и само участие в пресечении преступлений является действенной помощью людям, которые непосредственно страдают от этих преступных деяний.

9. Покупая дачу, Владимир Б. не оформил покупку в соответствии с требованиями закона: не настоял на том, чтобы был заключен и заверен у нотариуса договор купли-продажи.

 

Глава 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

§ 54. Религия

Цель урока: а) способствовать осмыслению понятий «религия», «религиозная вера», «религиозный культ», «религиозная культура»; б) показать отношения власти и церкви.

Понятие «религия», а также проблемы взаимосвязи церкви и власти, некоторые элементы религиозной культуры школьникам известны из уроков истории, поэтому желательно организовать урок таким образом, чтобы максимально способствовать активизации имеющихся знаний и интеллектуальной деятельности.

Наилучшей формой организации урока будет групповая работа учащихся.

Поскольку, как уже отмечалось, у школьников есть определенные представления об основных понятиях темы, учитель может начать урок с заполнения таблицы (на эту работу выделяется минут 5):

Мировая религия Время возникновения Место возникновения На каких континентах распространена в наибольшей степени
       

После проверки правильности выполнения задания учитель может предложить группам подготовить ответы на вопросы (минут 5). Цель этого задания — восстановить имеющиеся у школьников знания, с тем чтобы они попытались самостоятельно ответить на вопрос о роли религии в жизни человека. Вопросы могут быть примерно такие:

1. Древнейшая из монотеистических религий возникла в I в. н. э. Значит ли это, что в более ранние периоды люди не знали религии?

2. Чем политеизм отличается от монотеизма?

3. Что такое религия?

В процессе обсуждения необходимо выяснить следующее:

1. Религия возникла очень давно, и история разумного человечества связана с историей религиозных верований, древнейшими из которых были тотемизм и анимизм. До монотеизма существовали религии многобожия (политеизм).

2. Основное отличие политеизма от монотеизма состоит не только в том, что в первом случае много богов, а во втором один, но и в том, что в религиях многобожия нет священных, почитаемых книг, нет строгих канонов почитания Бога, нет церкви как единой организации. Обычно школьники сами не говорят о религиозном культе; поэтому целесообразно учителю дать информацию о нем во время этой части обсуждения задания.

3. Религия — это вера в сверхъестественное.

Обсудив выполненное задание, учитель переходит к объяснению нового материала — что такое религия, религиозная культура, каковы взаимоотношения церкви и власти.

Дополнительный материал

История религии

Природа веры

Что же такое вера? Ученые и богословы определяли ее по-разному и порой очень противоречиво. Религию связывали с чувством нравственного долга (Кант), с чувством зависимости (немецкий богослов Шлейемахер). Английский мыслитель Рассел определял ее как страх перед неведомым и т. д.

Мы, конечно, не будем останавливаться здесь на мнении «просветителей», будто религия есть продукт намеренного обмана. От этого взгляда давно отказались и сами атеисты. Зато гораздо упорнее держались они за другую концепцию ХVIII в., согласно которой религия — это плод невежества первобытного человека, не знавшего законов природы. Подобные утверждения еще встречаются довольно часто в антирелигиозной литературе. Однако вера живет и тогда, когда знания человека о природе становятся все полнее; ее исповедуют люди, стоящие на самом высоком уровне интеллектуального развития.

На особенности верований того или иного народа в значительной степени влияют исторические, географические и этнические факторы. Но религия превалирует над ними: этим объясняется та поразительная духовная общность, которая нередко возникает у народов, разделенных психологическими, расовыми и историческими барьерами. И наоборот, два народа могут составлять расовое, экономическое, историческое и географическое единство, а по своему религиозному сознанию существенно различаться. «Главные барьеры между народами,— пишет английский философ и историк Кристофер Даусон,— не раса, язык или география, но различие духа: эллины и варвары, иудеи и неиудеи, мусульмане и индуисты, христиане и язычники. Во всех этих случаях существуют разные концепции действительности, разная мораль и разные эстетические нормы, словом, разный внутренний мир. В основе каждой цивилизации лежат два духовных фактора: исторически сложившаяся общность мысли и действия и внезапное озарение пророка или мыслителя.

Но если интеллектуальные и духовные изменения приносят ощутимые результаты в материальной жизни народов, то чисто внешняя материальная перемена дает ничтожный положительный эффект, когда она не имеет корня в культуре и психологии. Хорошо известно, что влияние современной цивилизации на примитивные народы обычно не ведет к культурному прогрессу. Наоборот, если оно не сопровождается процессом духовной ассимиляции, оно разрушит культуру, которую завоевало».

Отрыв культуры от ее религиозных основ не может остаться без роковых последствий. Подлинный культурный расцвет немыслим без интенсивной духовной жизни.

Чем была бы история Израиля без Библии и чем без Библии была бы европейская цивилизация? Чем была бы западная культура без католичества, индийская — без ее религий, русская — без православия, арабская — без ислама? Кризисные и упаднические явления в культуре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, что приводит творчество к деградации и омертвению.

Большинство определений религии говорит исключительно о психологических предпосылках веры, но нас интересует сама ее сущность.

Религия есть преломление Бытия в сознании людей, но весь вопрос в том, как понимать само это Бытие.

Александр Мень

Ответы на вопросы и задания к § 54 учебника

1. В религиозном мировоззрении все отношения человека к миру и самому себе определяются представлением о божестве — некой сверхчеловеческой разумной силе или личности. В философских теориях понимание природы, мира не обусловлено каким-либо непререкаемым авторитетом. Высший авторитет — «Я» самого философа, его личная убежденность в том или ином вопросе.

4. Религиозная культура шире, чем религиозный культ. Но первичным в этой паре является религиозный культ, который и обусловливает развитие разнообразных форм религиозной культуры.

5. 7 раз по 70—490 раз. Здесь иносказательно — всегда. Обиды ближнего следует прощать всегда. Иначе говорится: чтобы ночь не застала человека с сердечной обидой на ближнего своего — друзей, родителей, родственников и т. д.

6. Любостяжание — стремление к накоплению богатств; чревоугодие — неумеренность в пище, иначе — многоядение; сребролюбие — любовь к деньгам; памятозлобие — злопамятность; многоглаголение — болтливость; жестоковыйность — гордыня, неумение смиряться, идти на уступки; мшелоимство — стремление приобретать все новые и новые вещи, накопительство.

8. От более раннего времени происхождения к более позднему: индуизм, буддизм, православное христианство, магометанство (ислам), римо-католичество, лютеранство.

§ 55. Философия

Цель урока: а) способствовать пониманию того, что многообразие мира приводит к многообразию форм его освоения; б) выделить особенности разных форм освоения мира.

Лучшей формой организации учебной деятельности на уроке будет индивидуальная работа.

Начать урок целесообразно с разбора ответа на вопрос, заданный к § 54: в чем состоят особенности религиозного мировоззрения?

Закончив выяснение особенностей религиозного мировоззрения, учитель говорит о том, что человек и мир, его окружающий, многогранен, многогранность мира приводит к множеству форм его освоения. С одной стороны, различные стороны человеческого «Я» настроены на соответствующую волну, посылаемую миром. Так, мы воспринимаем и познаем окружающий мир с помощью органов чувств: на вкус, на цвет, на слух, на ощущение температуры. С другой стороны, мир вызывает и многообразие эмоций, имеющих тысячи оттенков и нюансов. Но если бы человек не использовал свой разум для того, чтобы восстановить целостную картину мира, то, скорее всего, реальность, его окружающая, имела бы странный характер. Здесь можно рассказать анекдот о трех слепцах, которым предложили ощупать слона и сказать, на что он похож.

Люди не похожи между собой, каждый видит мир по-своему, в зависимости от собственных личностных качеств, пристрастий, представлений. При этом каждый имеет право на свой способ освоения мира, и единственным ограничением может быть лишь моральная норма, признающая право и других людей на собственное мнение.

Следующей формой работы на уроке может стать самостоятельная работа с учебником. Учитель предлагает школьникам прочитать подпараграф «Мыслю — следовательно, существую!». Для того чтобы чтение было вдумчивым, можно предложить учащимся заполнить таблицу (на эту работу следует отвести не более 7 мин):



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: