ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 26 февраля 2019 года г. Жуковский Московской области




Дело № 2-163/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 февраля 2019 года г. Жуковский Московской области

Жуковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего федерального судьи Царькова О.И.

при секретаре судебного заседания Тарасенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области к ООО «Канал-Сервис+», администрации г.о. Жуковский Московской области о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в нарушении санитарного законодательства, обязании осуществить мероприятия по водоподготовке, обязании уведомить потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области обратился в суд с иском к ответчикам ООО «Канал-Сервис+», администрации г.о. Жуковский Московской области, которым просит признать противоправными действия ООО «Канал-Сервис+» в отношении неопределенного круга потребителей в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, выразившиеся в нарушении санитарного законодательства при выполнении договорных обязательств по холодному водоснабжению жителей, гостей и др. лиц в <адрес>; обязать ответчика провести мероприятия по водоподготовке для обеспечения качества водопроводной воды в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (требуется сооружения по умягчению воды); обязать ответчика в соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении настоящего иска в установленный судом срок довести его до сведения потребителей через электронные и печатные средства массовой информации или иным способом, выбор которых оставить на усмотрение суда.

В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по защите прав потребителей. Данным исковым заявлением истец обращается в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей. Согласно ст. 19 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, а индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается. Между тем, ООО «Канал-Сервис+», в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по договорам водоснабжения с потребителями поставляет питьевую воду из принадлежащего ему водозаборного узла (далее - ВЗУ), населению по адресу: <адрес>, несоответствующую требованиям санитарных правил по органолептическим показателям: содержанию жесткости общей. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом лабораторных исследований водопроводной воды и экспертизой результатов лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ В отобранных пробах отмечается превышение жесткости общей до <данные изъяты> градус Ж, при гигиеническом нормативе не более <данные изъяты> градус Ж. По результатам административного расследования, проведённого на основании обращения гр. ФИО, Раменским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в отношении в отношении ООО «Канал-Сервис+» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, вынесено Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №. Назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей и выдано Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ Привлечение юридического лица к административной ответственности не исключает его соответствующую гражданско-правовую ответственность за противоправные действия. ООО «Канал-Сервис не исполняет возложенные законодателем обязательства по соблюдению санитарного законодательства, в сзязи с чем создает угрозу жизни и здоровью потребителей, и их имуществу. Постоянное потребление питьевой воды с повышенным содержанием жесткости может вызвать у человека патологическое воздействие на пищеварительную систему и желудочно-кишечный тракт, что делает ее непригодной для использования в пищевых или бытовых целях. В том числе, повышенные показатели жесткости могут провоцировать сердечно-сосудистые заболевания и проблемы с суставами. В связи с вышеизложенным, истец обратился в суд с данным исковым заявлением (л.д. 3 – 7).

В настоящем судебном заседании представитель истца по доверенности (л.д. 52) Китайгородский В.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, просил об их удовлетворении. В дополнение к исковому заявлению представитель истца пояснил, что целью обращения в суд с данным исковым заявлением является установление факта нарушения прав неопределенного круга потребителей, чтобы указанные лица в дальнейшем могли путем обращения в суд защитить свои права.

Представитель ответчика ООО «Канал-Сервис+» по доверенности (л.д. 40) Пономарь В.Е. на удовлетворение исковых требований возражал, просил в их удовлетворении отказать, полностью поддержал свои письменные возражения по иску (л.д. 42-47). Дополнительно указал, что ими предпринимались меры по улучшению качества питьевой воды, однако, мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, невозможно осуществить без включения их в инвестиционную программу путем ее корректировки, что относится к полномочиям Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области и Администрации г.о. Жуковский. Между тем, ответчик по настоящее время постоянно следит за санитарно-эпидемиологическими требованиями к питьевой воде и предпринимает все меры для возможного устранения выявленных нарушений.

Представитель ответчика администрации городского округа Жуковский по доверенности (л.д. 53) Рыжова Е.А. на удовлетворение исковых требований возражала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала позицию, изложенную представителем ответчика ООО «Канал-Сервис+».

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Подпункт 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей) предоставляет право должностным лицам органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а в соответствии с положениями статьи 46 этого же Закона орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Согласно ст. 19 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, а индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Из материалов гражданского дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут в административном здании Раменского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по МО в <адрес> при рассмотрении обращения №от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО в результате административного расследования установлено, что юридическим лицом ООО «Канал-Сервис+» усматриваются нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде по адресу: <адрес> а именно, нарушение требований СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п. 3.2 о чем свидетельствуют протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды с ВЗУ и в водоразборной сети в <адрес>. В отобранных пробах отмечается превышение жесткости общей до <данные изъяты> градус Ж, при гигиеническом нормативе не более <данные изъяты> градус Ж, что указывает на наличие признаков административного правонарушения, за которое предусматривается ответственность по ст. 6.5 КоАП РФ. В связи с чем в отношении ООО «Канал-Сервис+» было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ и проведено административное расследование (л.д.11-25).

В результате административного расследования, включающего в себя проведение экспертизы и лабораторных исследований, в отношении ООО «Канал-Сервис+» было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, согласно которого, указанное юридическое лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 26-17).

В связи с привлечением ответчика к административной ответственности по статьей 6.5 КоАП РФ последнему Главным государственным санитарным врачом по Московской области в Раменском, Люберецком районах, городах Бронницы, Дзержинский, Жуковский, Котельники, Лыткарино ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание, в котором предлагалось принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и в течение одного месяца сообщить об этом в письменной форме (л.д. 28).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик указал, что постоянно следит за санитарно-эпидемиологическими требованиями к питьевой воде и предпринимает все меры для возможного устранения выявленных нарушений.

Как усматривается из представленных ответчиком документов, ООО «Канал-Сервис+» включил в Инвестиционную программу <данные изъяты> годов разработку проектов выполнения работ по реконструкции станций обезжелезивания объекта ВЗУ №. В настоящее время ведутся работы по реконструкции и модернизации комплекса сооружений водопроводной насосной станции объекта ВЗУ №, технология которого предусматривает установку вихревых реакторов для умягчения питьевой артезианской воды.

Между тем, указанные из представленных доказательств также усматривается, что существующие технологии и оборудование насосных станций и станций обезжелезивания ответчика в настоящее время не способны изменить жесткость питьевой воды до установленных нормативов. Предпринимаемые ответчиком меры по разработке и внедрению новых технологий в производство очистки питьевой воды зависит от своевременного финансирования Инвестиционной программы.

Суд соглашается с позицией истца, что требуется построить сооружения по умягчению воды, т.е. осуществить в несколько этапов реконструкцию водозаборных узлов.

Исходя из позиции ответчика усматривается, что на ВЗУ-№, ВЗУ-№, ВЗУ-№ в разные годы были построены и введены в эксплуатацию станции обезжелезивания и деманганации подземной воды производительностью от <данные изъяты> до <данные изъяты> тыс. куб.м/сут. каждая для удаления железа общего, марганца, фторидов, цветности и мутности. Эти станции обезжелезивания и деманганации не предусматривали удаление из подземной воды солей жесткости. В отечественной практике эксплуатации станций очистки воды производительностью более 1 тыс. куб. м/сут. отсутствует положительный опыт умягчения воды реагентным или обратноосмотическим методом. Установлена корреляционная связь между сроком службы скважины и ростом значений жесткости воды, забираемой из них: увеличение жесткости воды возрастает пропорционально периоду эксплуатации и выработки водоносного горизонта в районе водозаборов. Так за 50-летний период эксплуатации ВЗУ-№ жесткость воды увеличилась с <данные изъяты> до <данные изъяты> градуса Ж. Повышение общей жесткости воды коррелирует со значительным снижением по отношению к первоначальному уровня воды в этих скважинах (на <данные изъяты> м и более). Причиной столь существенного повышения жесткости воды является увеличение притока воды с большей жесткостью из более глубоких горизонтов и расширением зоны депрессивных воронок. Станция по умягчению воды на водозаборном узле включает в себя:

- помещение для размещения вихревых реакторов (не менее 2-х шт., приблизительный вес каждого <данные изъяты> т); - помещение для размещения дробилки (для измельчения отработанной контактной загрузки) с целью ее очистки и возвращения в технологических процесс (досыпка вихревых реакторов); - помещение для размещения ёмкостей (баков) из нержавеющей стали для хранения щелочи (гидроксида натрия), необходимой для умягчения воды, оборудованное всем необходимым (лотками в полу и резервуаром отстойником в случае проливов опасных химикатов при загрузке) и с доступом для завоза раствора щелочи; - помещения для персонала; - резервуар отстойник для отстаивания контактной массы; - резервуар отстойник для сбора гидроксида натрия (щелочь) в случае пролива; - трубопроводы: для подачи на станцию умягчения жесткой добытой воды и возврата умягченной воды на станцию обезжелезивания, для ее дальнейшей очистки, трубопроводы ливневый и хозяйственно-бытовой канализации, центрального отопления; - запорно-регулирующую арматуру; - кабеля электроснабжения; - кабеля телефонизации.

Таким образом, строительство станции по умягчению воды на водозаборном узле предусматривает выполнение большего объема строительных работ с разработкой проектной документации, проведением ее экспертизы и получением разрешения на строительство, а также требует больших финансовых затрат, которые в соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон № 416-ФЗ) должны осуществляться в рамках инвестиционной программы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, т.е. в рамках программы мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 8 статьи 2 Закона № 416-ФЗ).

Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 416-ФЗ утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии положениям пунктов 5 и 6 части 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ и их согласование относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.

Правоотношения, связанные с обеспечением качества питьевой воды регулируются положениями статьи 23 Закона № 416-ФЗ, согласно пункту 5 которой в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

Из положений пункта 6 статьи 23 Закона № 416-ФЗ усматривается, что в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

Согласно положениям пункта 7 статьи 23 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до ДД.ММ.ГГГГ очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

Пункт 8 статьи 23 Закона № 416-ФЗ гласит, что срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 9 статьи 23 Закона № 416-ФЗ на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.

Таким образом, статьей 23 Закона № 416-ФЗ установлен порядок приведения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, который не предусматривает право территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к организации, осуществляющая холодное водоснабжение, о признании противоправными ее действий по необеспечению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и обязанию ее провести мероприятия по водоподготовке для обеспечения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Закон № 416-ФЗ является специальным законом, который регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения (часть 1 статьи 1). Эти правоотношения не регулируются Законом о защите прав потребителей, а его нормы, наделяющие орган государственного надзора в сфере защиты прав потребителей полномочием обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, не могут конкурировать с нормами специального закона, которыми регулируются правоотношения, связанные с обеспечением качества питьевой воды.

Фактически истец просит суд обязать ответчика в порядке, который противоречит установленному Законом № 416-ФЗ порядку, осуществить план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями без включения этих мероприятий в инвестиционную программу. При этом, не указывая, какие конкретно мероприятия суд должен обязать осуществить ответчика, стоимость этих мероприятий и источник их финансирования, истец тем самым просит суд вынести по делу неисполнимое решение.

Согласно положениям пунктом 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Судебные акты должны отвечать общеправовому принципу исполнимости (статья 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьи 13, 210 ГПК РФ). В постановлении от 05.02.2007 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исполнимость вынесенных судебных решений наряду со стабильностью правового регулирования выражает принцип правовой определенности, который является общеправовым.

Как указано стороной ответчика, а также подтверждается материалами гражданского дела, которые стороной истца не оспорены, мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, невозможно осуществить без включения их в инвестиционную программу путем ее корректировки, что относится к полномочиям Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области и Администрации г.о. Жуковский.

Кроме того, согласно пояснениям истца, данным в судебном заседании, целью его обращения в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями является установление факта нарушения прав неопределенного круга потребителей, чтобы указанные лица в дальнейшем могли путем обращения в суд защитить свои права, что не может являться безусловным основанием для удовлетворения рассматриваемых исковых требований.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении",

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области к ООО «Канал-Сервис+», администрации г.о. Жуковский Московской области о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в нарушении санитарного законодательства, обязании осуществить мероприятия по водоподготовке, обязании уведомить потребителей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Жуковский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья: Царьков О.М.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: