Изучение города Чикагской социологической школой




Происхождение социологии города можно связать с такими известными именами как Макс Вебер, с его работой «Город», Георг Зиммель и Фердинанд Теннис. В середине двадцатых годов двадцатого столетия, проблема города, стала центральной для Чикагской социологической школы, с представителями в лицах Роберта Парка, Луиса Вирта, Эрнеста Берджесса и других.

Первоначальной задачей основателей социологии города был анализ чужеродности городского образа жизни в сравнении с сельским. Позднее, в связи с развитием и ростом городом, возникла необходимость в исследовании адаптации к городским условиям и образу жизни, а так же в изучении культурного, духовного пространства города.

Ведь городское пространство не может восприниматься лишь физическим, мы должны смотреть глубже и шире, обозревая многомерную структуру города, на уровне социальных отношений и связей, культуры, традиций и т.д. Для этого пространства свойственен профессионализм, локализация отношений, психологическая напряженность, стремление к рационализации времени. В связи с процессом урбанизации во всем мире, большая часть населения сосредотачивалась в городах, которые становились центрами промышленности, а так же культуры, образования, науки. Город стал охватывать все стороны человеческой жизни, обеспечивая и духовные, и материальные потребности человека. Поэтому не случайно он начал рассматриваться с разных сторон: с политической, духовно-нравственной, производственной и др. А центральным вопросом, стал вопрос качественной организацией социальной жизни населения, городской жизнедеятельности.

Теперь мы рассмотрим, какие именно подходы использовались социологами для изучения города, и что особенного можно выделить именно в Чикагской школе социологии.

1.1
Основные образы города в социологии

 

Изучением города занимаются такие дисциплины как экономика, география, антропология, история и политические науки. Но нас, конечно, будет интересовать изучение города социологией.

У разных социологов при рассмотрении города, возникали разные точки зрения и взгляды на него. У одних из них доминируют положительные черты города, у других - отрицательные. Кто-то рассматривает город с точки зрения микроанализа, а кто-то - с макроанализа. В итоге, в социологии выделяются четыре наиболее значимых образа города: город как базар, город как джунгли, город как организм и город - машина. Теперь подробнее о каждом из них.

Первый образ города, который мы проанализируем, будет образ «город как базар», с позитивной ценностной окраской. Здесь город выступает как центр науки, коммуникации, культуры и образования, и рассматриваются конкретные феномены городской жизни. Это название дано образу не случайно, поскольку город рассматривается как место, в котором каждый выбирает свои путь по своим возможностям, с самоуправлением. Тут великое богатство разнообразных возможностей, и каждый человек может найти себя в этой пестроте. Данным рассмотрением города занимался Георг Зиммель. Подробно об этом есть в его работе «Большие города и духовная жизнь». Одной из интереснейших идей в работе была идея о кругах, «паутине» человеческих взаимосвязей. Из нее следовало то, что человек рождаясь как представитель одного круга, в течение жизни может расширить круг своего проникновения в самые разные слои, начиная от семейных до профессиональных. То есть в этом направлении изучаются личностные возможности горожан.

Второй образ - это «город-как джунгли». Здесь образ скорее отрицательный, чем положительный. Город представляется местом, где идет постоянная, непрекращающаяся борьба за выживание. Каждый из жителей - враждебный чужак, а так как территория заселена довольно плотно, от этого происходят частые проблемы. Но при этом образ не отождествляет беспорядок, так как считается, что за всем этим кажущимся хаосом находится порядок и действие законов. Тут изучению подвергается не сама личность и ее возможности, а межличностная борьба за эти возможности. Главное направленность для социолога - это изучение мира незнакомого. Представителем такого анализа города был Ирвин Гоффман, занимающийся исследованием человеческого поведения. Так же сюда мы может отнести и других представителей Чикагской школы, но о них подробнее скажем в другом параграфе.

Следующий образ, который мы обозначили - это «город-как организм». В данном случае город рассматривается как система имеющее новое качество, отличное от качеств составляющих его частей, это результат макроанализа, при котором изучается целостное восприятие, а не отдельные феномены. Представителями такого разбора, являются Герберт Спенсер и Эмиль Дюркгейм. Г. Спенсер сделал вывод о том, что город - это сложный, гетерогенный, развивающийся организм. А Э. Дюркгейм через понятие «органической солидарности», пришел к выводу, что разнообразие ведет к специализации, которая является основой социального порядка. Для них формирование города есть лишь часть исторического сложного процесса.

И последний образ, рассматриваемый нами - это «город - машина». В основе такого анализа, лежит изучение политического процветания и экономических процессов, которые влияют на формирование города. Представителями такого анализа могут быть названы такие социологи, как Дэвид Харви и Мануэль Кастельс, с главной идеей о том, что город зависит от интереса правящих элит, от ее процветания.

Как мы видим, в зависимости от угла рассмотрения, меняет и сам образ города. Здесь каждая из точек зрения, не может оказаться правильной или неправильной, все они обоснованы, и с каждой из них в отдельности можно согласиться.

Взгляды на город может и разные, но в основе своей они изучали один и тот же объект - город. А город - это «исторически сложившаяся, территориально локализованная форма организации жизнедеятельности общества, в основе функционирования которой лежит механизм городского устройства, выражающий способ взаимосвязи подсистем, составляющих социально-пространственную структуру, социальную инфраструктуру, городскую культуру и образ жизни». Это пространство, это учреждения, это люди, которые населяют город, с их ценностями, идеями и стремлениями.

Таким образом, кратко проанализировав основные образы в социологии, мы можем сделать небольшой вывод. Во-первых, в социологии можно выделить четыре основных образа города. Во-вторых, каждый из этих образов - это один из ракурсов рассмотрения города. В зависимости от акцента социолога, меняется и сам образ. И наконец, в-третьих, мы можем заметить, что образы хоть и разные, но объект изучения у них един, и город для всех них, это что-то похожее. А значит, возможно, что все четыре образа можно применять, говоря о городе, но с оглядкой на то, что каждый рассматривал город под свои углом, каждый из них за основу рассмотрения брал свои личные критерии, отличные от других.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: