Первые архаичные формы единоборства, появившиеся в древнем Китае, зародились в эпоху Ся, Шан и Чжоу.




Содержание

Введение ………………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Литературный обзор ……………………………………………...стр.5

1.1. История возникновения ушу ……………………………………………. стр.5

1.2. Виды и стили……………………………………………..……………..стр.11

1.3. Ушу. Спортивное направление………………………………………...стр.12

1.4. Особенности нань-цюань………………………………………………стр.14

Глава 2. Материалы и организация исследования ……………………стр.18

2.1. Методы исследования…………………………………………………..стр.18

2.2. Организация исследования…………………………………...………..стр.18

Глава 3. Результаты собственных исследований ……………………...стр.20

3.1. Техническая подготовка в нань-цюань (южный кулак) ……………..стр.20

3.2. Тренировка тела в нань-цюань………………………………………...стр.21

3.3. Тренировка базовой техники в нань-цюань…………………………..стр.22

3.4. Техническая подготовка в нань-цюань таолу………………………...стр.24

3.5. Влияния «выброса силы» на выполнение спортсменом комплексов

нань-цюань………………………………………………………………стр.24

3.6. Тренировка гибкости в нань-цюань…………………………………...стр.28

3.7. Методика подготовки спортсменов в ушу……………………………стр.31

Выводы ………………………………………………………………………стр.32

Список литературы ………………………………………………………..стр.35

 

 

Введение

Актуальность исследования. Ушу, называемое также кунфу или гунфу, является современным видом спорта, развившимся в процессе эволюции из традиционных форм физической культуры Китая. В основе ушу лежат приёмы кулачного боя и фехтования, различные виды традиционной борьбы и акробатики.

Спортивное ушу включает практически все существующие в настоящее время стили и разновидности этого древнего искусства, поскольку правила соревнований составлены таким образом, чтобы позволить судьям, исходя из определённого набора параметров, классифицировать и оценить по десятибалльной шкале любой из существующих видов ушу. Таким образом, деление на спортивное и традиционное ушу неправомерно. Скорее, следует подразделять ушу на спортивное и массовое, представляющее собой в КНР национальный вид физической культуры. [1]

Ушу является сложнокоординационным видом спорта, оказывающим разностороннее воздействие на организм занимающегося. Многообразие видов ушу делает его доступным средством физической культуры для разных возрастных групп и контингентов занимающихся. Ушу способствует развитию таких качеств, как ловкость, сила, выносливость, быстрота реакции, развивает координацию, чувство равновесия, даёт необходимые навыки самообороны. Важной положительной чертой является и то, что занятия ушу на любительском уровне не требуют специального инвентаря и оборудования и не предъявляют завышенных требований к месту их проведения. [1]

Объект исследований: тренировочный процесс занятий ушу.

Предмет исследований: функциональное состояние и физическая подготовленность лиц, занимающихся ушу.

Цель исследования: изучить структуру подготовки спортсменов разных возрастных групп.

Задачи исследования:

1. Изучить уровень двигательной активности и психической деятельности занимающихся разных возрастных групп.

2. Изучить уровень физической подготовленности занимающихся разных возрастных групп.

Практическая значимость: результаты исследований можно использовать для решения оздоровительных задач при занятиях ушу лицами различного возраста и различной степени подготовленности.


 

Глава 1. Литературный обзор

История возникновения ушу

Первые архаичные формы единоборства, появившиеся в древнем Китае, зародились в эпоху Ся, Шан и Чжоу.

С появлением бронзового оружия эти формы эволюционировали в технику боевого искусства и стали применяться для тренировки войск (Цзюньлянь). В эпоху Чжаньго (Воюющих царств, 770 до н.э. – 221 до н.э.) нужда в боевых искусствах возросла из-за непрекращающихся конфликтов между удельными князьями, которые зачастую держали в своей свите наставников боевых искусств. Первые письменные упоминания о формах двигательной активности, отдаленно напоминавших ушу, встречаются в древних литературных памятниках Китая. В памятнике эпохи Хань «Шицзин» (Книга песен), в «Оде о клеветниках», встречается строка «У цюань у юн», которая может быть переведена как: «Не владеющий искусством кулака не может быть храбрецом». В период Тан и Сун (618-1279) формы ушу стали постепенно систематизироваться. Так, например, сунский генерал Юэ Фэй, согласно преданию, обучал своих солдат созданному им стилю Юэцзяцюань. Другая легенда гласит, что Юэ Фэй мастерски владел техникой копья, на основе которой впоследствии был создан стиль Син И Цюань. [1]

Наивысшего расцвета развитие ушу достигло во времена династий Мин и Цин. Автор минской эпохи Ци Цзигуан оставил первое сочинение, систематизирующее различные стили и направления ушу, – «Цзисяо синьшу» (новое исследование о военных искусствах), где перечислялись основные виды ушу. К тому времени были введены военные экзамены по ушу. В отличие от военного ушу, которое было сосредоточено в основном на прикладном аспекте и применении в бою, ушу, развивавшееся вне военных кругов, в процессе эволюции дало толчок к развитию огромного количества стилей и направлений, которые основаны на разных принципах и различных философских школах. С появлением огнестрельного оружия ценность ушу как военного искусства заметно снизилась, и оно постепенно превратилось в комплексную систему совершенствования личности с глубоким философским обоснованием. Основной функцией ушу в этот период стало совершенствование индивидуального мастерства занимающегося и приведение его в соответствие с ценностными характеристиками «сань цзяо» – трёх основных философских школ Китая: Даосизма, Буддизма и Конфуцианства. Именно в этот период появляются такие основополагающие теоретические трактаты ушу, как «Цюань и Шу Чжэнь», «Багуа Цюань Сюэ», «Тайцзи Цюань Сюэ», «Син И Цюань Сюэ» Сунь Фуцюаня, «Чэнь Синь Тайцзицюань Тушо» Чэнь Синя, «Тайцзицюань Цзин» Ван Цзунъюэ и другие. В период восстания ихэтуаней ушу превратилось в мощный этноинтегрирующий фактор: для борьбы с иностранными державами, захватившими Китай и поделившими его на сферы влияния, по всей стране формировались отряды крестьян, во главе которых стояли мастера ушу. Такие группы, называвшиеся ихэцюань («кулаки согласия и справедливости») практиковали эзотерические формы ушу с выраженным мистическим компонентом. После Синьхайской революции количество занимающихся ушу пошло на убыль, однако уже с 1928 года начался новый расцвет этого древнего искусства. В Шанхае была создана «Цзин у хуэй» – ассоциация «Боевой дух», по всей стране создавались учебные центры ушу и проводились соревнования. В 1936 году Китай направил команду мастеров ушу для участия в показательных выступлениях на открытии Олимпиады в Берлине. [2]

Что такое ушу — воинское искусство, спорт, лечебная и оздоровительная гимнастика, психотренинг, философия, система? Прежде всего, это путь к совершенствованию личности, гармонии человека с окружающим миром. Термин «ушу» переводится с китайского как «боевое искусство». Само название «ушу» появилось только в начале нашего века, до этого использовались термины «циань-юн», «цзи-юн» и т.д.

Ушу дословно означает воинские искусства. Как и любое другое искусство, ушу первоначально возникло из ремесла, состоявшего в навыках охоты и самозащиты. Толчком к возникновению целой системы явилась мысль не только иметь хорошее оружие, но и владеть мастерством его использования.

Уже в конце второго века появилась стройная система индивидуальной подготовки воинов, носившая название «уи». Этот термин использовался на протяжении ряда столетий, став впоследствии синонимом слова «ушу». В уи вошла борьба (цзюэди), рукопашный бой (шоубо) и техники работы с оружием (так называемые «18 боевых искусств», состоящие из умения пользоваться девятью короткими и девятью длинными видами оружия). Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений (таолу), которые выполнялись индивидуально и с партнёрами.

На протяжении ряда столетий ушу (уи) совершенствовалось, вбирая в себя методы владения различным оружием и собственным телом, став в результате неким синтезом вещей сколь разнородных, столь и взаимно дополняющихся, и превратившись не в простую систему боя, а в путь к самосовершенствованию. [2]

В настоящее время в Китае существует несколько сотен разных стилей ушу, включающих в себя рукопашный бой и технику работы с разнообразным оружием. Деление стилей и техник происходит от привязки к территории их происхождения. Основными центрами возникновения различных школ и направлений стали южный и северный Шаолинь и территории Уданских и Эмэйских гор.

Условно существует деление на внешние и внутренние школы. По преданию, впервые это деление ввел даосский монах Чжан Саньфэн в 12 веке. Он учил, что «внешние» стили базируются на развитии физических качеств, а «внутренние» — на использовании жизненной силы (ци) и выжидании, как в основной технике. Позднее стало популярным сравнивать «внешние» стили с преодолевающей препятствия горной рекой, а «внутренние» — с равнинной, огибающей их.

Существует мнение, что такое деление возникло в результате противопоставления шаолиньского ушу (с его легендарными физическими тренировками) ряду остальных техник. Возможно, поэтому в дальнейшем «внутренние» стили связывали с даосской традицией, а «внешние» — с буддийской. Но по большому счёту это деление весьма условно, так как в любом «внешнем» стиле или направлении внутренней работе отводится весьма значимое место, а любая «внутренняя» школа не обходится без комплекса изнуряющих физических упражнений. [3]

Процесс обучения во «внутренних» и «внешних» школах не сводился только к изучению различных приёмов. Он был рассчитан на многие годы и представлял собой широкую программу, главной целью которой было совершенствование тела и духа, совершенствование личности. Определить, что такое ушу, довольно сложно. Если на Западе ушу воспринимается либо как боевое искусство, либо как спорт или оздоровительная гимнастика, то для Китая это нечто большее. В разные периоды истории к ушу относили методы боя, способы оздоровления и врачевания, медитативную и духовную практику, народные праздничные ритуалы, цирковые представления и танцы-подражания животным, даже дыхательную гимнастику. Но во все времена ушу воспринималось как «чудесное и утончённое», «сокровенное искусство» (мяо и, сюань шу). Оно реализовывалось в «одухотворённом ударе» (шэнь цюань), даровало истинное мастерство (чжэнь гунфу), «благую мощь» (дэ). Несложно заметить, что всё это имеет некий священный «от Неба данный характер». Не случайно сегодня в традиционных школах о занятиях боевыми искусствами говорят «упражняться в достижении мастерства» (лянь гун), в противоположность спортивным секциям, где просто «тренируются». Такие слова лишь подтверждают связь традиций ушу с духовными и религиозными системами.

Ушу послужило истоком и одновременно матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть своего рода «праформу» японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских боевых систем. Правда, не все сегодня громко заявляют об этом. Но факт остаётся фактом — даже в таком чисто японском виде боевых искусств, как каратэ, в первое время названия приёмов и комплексов были заимствованы из Китая. [4]

Если японские боевые искусств распространялись в мире по «официальной» линии и росту их популярности до сих пор способствует продуманная государственная политика, то китайское ушу проникало в другие страны прежде всего через общины китайцев-эмигрантов. Именно от них Запад узнал о китайском ушу. Поскольку зарубежные китайцы происходили в основном с Юга Китая, а многие были к тому же членами тайных обществ, то для обозначения боевых искусств стал применяться термин, распространённый в этой среде и являющийся синонимом ушу, - «гунфу». Вследствие особенностей транскрипции его звучание несколько исказилось, и мир узнал о боевом искусстве «кунфу». Сначала на Западе кунфу преподавали в основном китайцы, чуть позже к ним присоединились и европейцы. Долгое время такое преподавание носило довольно бессистемный характер, а под кунфу подразумевались не столько собственно китайские боевые искусства, сколько всё те же способы боя и оздоровления, которые не попадали под чёткую систему каратэ. Естественно, не обошлось без создания новых «стилей» и «школ». Большинство из них представляло собой откровенную имитацию восточной экзотики, но некоторые оказались весьма удачными изобретениями, хотя и мало соприкасающимися с китайской традицией.

О китайских боевых искусствах заговорили еще в 60-х гг. XX-го века, но настоящий бум наступил приблизительно с начала 70-х гг., когда стремительно возрало число залов для занятия кунфу. [6]

Сначала кунфу воспринималось лишь как антитеза или дополнение к каратэ — «ещё лучше», как писали о нём западные журналы типа Inside Kungfu и Karate. Интересно, что долгое время Запад вообще не знал, как называются китайские боевые искусства, поэтому появилось название «китайский бокс», а известный популяризатор боевых искусств Эд Паркер вообще писал о китайском карате.

Ситуация заметным образом изменилась в конце 70-х. Именно тогда стали выходить первые, пусть и недостаточно профессиональные, но познавательные работы по истории и духовной традиции ушу, потеснившие бульварную литературу о «смертельных касаниях и энергетических ударах». Так постепенно становилось ясно, что ушу — явление более высокого порядка, нежели просто боевая практика. [2]

С созданием в 1949 году Китайской Народной республики в развитии ушу наступает настоящий перелом: ушу признается официальным видом спорта и включается в программу Всекитайских соревнований. В 1958 году создаётся Всекитайская Ассоциация ушу, перед которой ставится задача разработки правил и соревновательного стандарта для спортивных школ и секций ушу. По всей стране создаются «вечерние спортивные школы ушу» (ею ушу сюэсяо), в институтах физической культуры открываются отделения ушу, в спартакиаду народов КНР ушу включается обязательным видом программы.

В 1979 году Государственный комитет по физической культуре и спорту КНР поручает группе специалистов провести работу по составлению энциклопедии школ и разновидностей ушу. Эта работа, длившаяся почти 6 лет, позволила зафиксировать на видеоплёнку около 500 различных стилей ушу, составить реестр мастеров традиционных видов ушу и издать «Большой энциклопедический словарь китайского ушу», где перечислены все зафиксированные на настоящий момент виды ушу.

В 1986 году при Всекитайской Ассоциации ушу создан «Институт изучения ушу КНР» (Чжунго ушу яньцзю юань), в задачу которого входит разработка, подготовка и издание учебно-методических материалов по ушу, подготовка тренерско-преподавательских кадров, совершенствование правил соревнований. [7]

Создание в 1991 году Международной федерации ушу и включение ушу (таолу) в программу Олимпийских игр 2008 года открывает в истории этого вида спорта новую страницу.

 

1.2. Виды и стили

 

Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации.

Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что для северных стилей характерны широкие высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.

Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды говорят, что существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэнань, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, а также буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие ни от одного из этих трёх центров.

Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в Ассоциации Цзинъу (кит. 精武会 — основана в 1909 году в Шанхае), впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственно.

Присутствует также разбиение на стили, предпочитающие ведение боя на дальней дистанции («чанцюань»), и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции («дуаньда»). В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанциях. [4]

1.3. Ушу. Спортивное направление

 

Ушу-таолу («комплексы ушу») — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнения, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение и постановочные поединки (дуйлянь).

Чуаньтун-таолу («традиционные комплексы») — раздел, принятый в России в соответствии с ЕВСК (Единой Всероссийской спортивной классификации). Участники так же, как и в Таолу, соревнуются в выполнении комплексов движений, стилизованных под виды традиционных школ китайского ушу. В России принято выполнять эти комплексы с добавлениями нетипичных для стиля акробатических элементов, пробежек. Оцениваются выступления с использованием тех же критериев, что и в таолу. От обычного спортивного ушу-таолу этот вид отличается большим количеством номинаций (стилей ушу) и большим количеством используемого традиционного оружия. Не имеет отношения к реальному традиционному ушу.

Саньда («свободные удары», «свободный бой»), саньшоу («свободные руки») или китайский бокс (кикбоксинг) — это современное китайское искусство рукопашного боя и вид спортивного контактного единоборства. Как боевое искусство саньда (саньшоу) был разработан китайскими военными на основе изучения и практики традиционного ушу, современных методов самообороны и элементов других боевых систем. Он сочетает в себе элементы кикбоксинга, удары руками и ногами, борьбу в партере, броски, захваты, толчки и освобождения от захватов, а в некоторых соревнованиях даже локтевые и коленные удары. Не рассматривается как независимый стиль, считается лишь одним из компонентов китайских боевых искусств, комбинацией многих стилей ушу. Часто преподается наряду с таолу (формальным видом обучения). Тем не менее, в рамках развития спортивного ушу китайским правительством была разработана стандартная учебная программа, разделённая на два варианта обучение искусству саньда: как системе методов самообороны и как отдельному виду спорта. Эта программа была разработана с учётом традиционных китайских боевых искусств. Наиболее известные спортсмены в Китае: Кунг Ле (кикбоксинг), Лю Хайлун (саньда), Муслим Салихов (саньда), Саймон Маркус (кикбоксинг), Зханг Тиквен (ММА), Цзоу Шимин (бокс) и Йи Лонг (Шаолинь).

Дуаньбин (поединки на коротком оружии) в России не практикуется.

Туйшоу («толкающие руки») — тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.

Шуайцзяо— борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи. Современный вид эта борьба приняла во времена династии Цин, когда при императорском дворе существовал специальный батальон, предназначенный для борцовских соревнований на императорских пирах, в них отбирались лучшие борцы со всей маньчжурской армии. По традиционным правилам побеждает тот, кто в трёх схватках дважды свалил противника («схватка» — это борьба до тех пор, пока кто-нибудь не окажется на земле). Борцы одеты в жёсткие куртки с короткими рукавами, плотно прилегающие к телу, длинные штаны и обувь. Разрешены захваты за края рукавов, полы и воротники куртки, за пояс. Можно хватать противника за ноги, но нельзя захватывать только штаны. При проведении бросков с использованием ног можно наносить удары ногами по ногам в зону от стопы до колена (исключительно). [4]

 

1.4. Особенности нань-цюань

 

Наиболее известным направлением ушу на юге Китая, несомненно, является нань-цюань (южный кулак). Это одно из наиболее распространённых и наиболее древних направлений, история которого исчисляется четырьмя столетиями. В «Малоизвестных записках», созданных более четырёх веков назад, есть слова: «В эпоху Мин было одиннадцать школ бокса и семнадцать школ фехтования на копьях». Среди этих школ названы такие, как Чжаоцзя-цюань, Нань-цюань, Гоугуа-цюань, Пигуа-цюань.

Нань-цюань - это одно из ведущих и массовых направлений ушу в Китае. Наиболее модным оно является в провинциях Гуандун, Гуанси, Фуцзянь, Хунань, Хэнань, Цзянсу, Цзянси, Чжэцзян. В каждом районе есть свои особенности и своё специфическое содержание.

В провинции Гуандун известно пять ответвлений нань-цюань: цайлифо-цюань, хунцзя-цюань (хун гар), люцзя-цюань, лицзя-цюань и моцзя-цюань. Среди них сравнительно системным и целостным стал стиль цайлифо-цюань. В нём содержится тридцать девять комплексов таолу без оружия, тридцать два с оружием, двадцать два варианта парных таолу, восемнадцать комплексов на сваях. Всего — более ста десяти комплексов. Кроме названных выше стилей, есть и менее известные направления: юн-чунь, ся-цюань, лун-син, бай-мэн, нань-чжи, жу-цюань, фо-цюань, дяцзя-цюань, чжуцзя-цюань, юэцзя-цюань, куньлунь-цюань. Гуандунский южный кулак отличается храбростью и могуществом. «Кричи и, как только изменится ситуация, бей кулаком — и тут же обвалятся горные вершины», — так учили древние мастера.

Содержание южного кулака из Фуцзянь также богато разнообразием форм. Вот его основные течения: уцзу-цюань, хэ-цюань, лохань-цюань, да-цюань, мэйхуа-чжуан, лун-цюань и шаолинь-цюань. В фуцзянском направлении приоритет тоже отдаётся физической силе и мощи.

Ответвления хубэйского Южного кулака составляют хунмэн-цюань, юймэн-цюань, суньмэн-цюань, кунмэн-цюань. Хун-цюань, хэйлун-цюань, цзинтан-цюань — это всё разновидности чжацзянского Южного кулака, а чжоуцзя-цюань, тулун-цюань, хунмэн фуху-цюань относятся к Южному кулаку провинции Гуанси.

Сколь ни велико разнообразие школ южного кулака, все они имеют общие особенности:

Огромное разнообразие техник работы руками. Китайская поговорка учит: «Одна позиция — много рук» и «Один шаг — несколько приёмов руками». К тому же отмечается обилие коротких ударов руками. Не зря китайцы говорят: «На юге – кулаки, на севере – ноги».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: