Семинар 1. Методология научного исследования
Вопросы:
1. Уровни методологических оснований научного исследования.
2. Методологические принципы исследования: понятие, проявления (системности, историзма, детерминизма, соответствия, всесторонности).
3. Понятийный аппарат и стратегия научного исследования.
Задание:
1. Выполнить сравнительный анализ содержания терминов «идея», «теория», «концепция», «парадигма». Результаты оформить в виде таблицы:
Определение | Основные свойства | Пример | |
Идея | |||
Концепция | |||
Теория | |||
Парадигма |
Литература
1. Богомолова Т. Ю., Дизайн исследования в социальных науках: подходы и реализация // IV Очередной Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие». Круглый стол 18. Дизайн исследования: вне риторики. - Уфа, 2012. – С.8640 – 8654.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие. - М.: Академический Проект: Мир [Фонд], 2005. - 352 с.
3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 2005. - 208 с.
5. Ильина Н.Ф. Методология и методика научных исследований: учебно-методическое пособие – Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012 – 98 с.
6. Исследовательская деятельность студентов: Учеб. пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М., 2005.
7. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2006. - 394 с.
|
8. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2008. - 457 с.
9. Лубовский Д.Б. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие. – М.; Воронеж, 2005.
10. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010 – 280 с.
11. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал. – 2009. – Т.30. - №2. – С.18 - 28
12. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учеб. Пособие. – Великий Новгород, 2006. – 112 с.
13. Философия науки: общие проблемы познания; Методология естественных и гуманитарных наук: Хрестоматия: учеб. пос. / отв. ред.-сост. Л.А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 992 с.
14. Харченко В.К. Как заниматься наукой. - Белгород: Белгородская обл. типография [ОАО], 2006. - 223 с.
Интернет-ресурсы:
https://soc-research.info
https://dis.finansy.ru/
Семинар 2. Разработка методологического аппарата исследования
Вопросы:
1. Технология определения цели и задач исследования.
2. Технология определения объекта и предмета исследования.
3. Технология формулирования гипотезы исследования.
4. Технология определения научной новизны, теоретической и практической значимости исследования.
Задание:
1. Разработать проект методологического аппарата исследования (проблема выбирается магистрантом самостоятельно). Оформить в виде презентации.
Литература:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие. - М.: Академический Проект: Мир [Фонд], 2005. - 352 с.
|
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 2005. - 208 с.
3. Ильина Н.Ф. Методология и методика научных исследований: учебно-методическое пособие – Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012 – 98 с.
4. Исследовательская деятельность студентов: Учеб. пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М., 2005.
5. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2006. - 394 с.
6. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2008. - 457 с.
7. Лубовский Д.Б. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие. – М.; Воронеж, 2005.
8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010 – 280 с.
9. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал. – 2009. – Т.30. - №2. – С.18 - 28
10. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учеб. Пособие. – Великий Новгород, 2006. – 112 с.
11. Харченко В.К. Как заниматься наукой. - Белгород: Белгородская обл. типография [ОАО], 2006. - 223 с.
Интернет-ресурсы:
https://www.аспирантура.рф
https://cito-web.yspu.org
https://cyberleninka.ru/
www.methodolog.ru
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Терминологическое поле научной проблемы
Вопросы:
1. Терминологический метод и терминологический анализ: понятие, специфика применения в исследовании.
2. Понятийная карта предметной области и методика ее построения.
|
Задание:
1. Определить тезаурус проблемы диссертационного исследования.
2. Разработать на основе полученного тезауруса понятийную карту проблемы, оформить ее в виде презентации.
Литература:
1. Аммосова Н.В., Зелинская Г.А. Понятийные карты как средство понимания учебных материалов в вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 4. С. 67-75.
2. Бершадский М.Е. Психолого-педагогические основания метода карт понятий // Школьные технологии. 2010. № 1. С. 84-89.
3. Богданова Е. Л., Богданова О. Е. Развивающий потенциал метода построения когнитивных карт в условиях образовательной практики высшей школы // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №353. С.161-165.
4. Гаврилова Т.А., Лещева И.А., Страхович Э.В. Об использовании визуальных концептуальных моделей в преподавании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент. 2011. № 4. С. 124-150
5. Зелинская Г.А., Зелинский М.М. Структурирование учебных материалов на основе понятийных карт // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2008. Т. 5. № 5. С. 43-47.
6. Титова Е.В. Терминологический анализ как метод и задача исследования. // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. – Июнь 2010, ART 1425. - CПб., 2010г. - URL: https://www.emissia.org/offline/2010/1425.htm. – Гос.рег. 0421000031. - ISSN 1997-8588.
Интернет-ресурсы:
https://bershadskiy.ru