Вопросы:
1. Понятие акцентуации.
· Анализ подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко.
· Явная и скрытая акцентуация
· Смешанный, промежуточный, амальгамный тип акцентуации.
2. Дифференциация понятий «акцентуация» и «психопатия».
3. Типы акцентуаций характера у подростков в подходе А.Е. Личко.
4. Сравнительный анализ форм девиантного поведения при различных акцентуациях.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определения следующим понятиям:
· Акцентуация
· Психопатия
· Преморбидный тип
2. Назовите формы девиантного поведения.
3. Перечислите основные поведенческие реакции характерные для подростков.
4. Анализ форм девиантного поведения при различных акцентуациях оформить в виде таблицы.
Литература: Осн. – 1; доп. – 1,8,15,19,27,30,31.
Рекомендации по студентам по самостоятельному освоению программного материала
Организация самостоятельной работы студентов в рамках курса «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом» включает в себя несколько направлений и видов деятельности:
· самостоятельное изучение литературы с обязательным отчетом об итогах этой работы;
· просмотр видеофильмов и их анализ;
· участие в коллоквиумах;
· написание и публичную защиту рефератов;
· участие в дискуссиях;
· проведение диагностических срезов с целью выявления природы и типов отклоняющегося поведения подростков;
· выполнение промежуточных контрольных работ (тестирование).
Одним из важных направлений самостоятельной работы студентов является подготовка и защита рефератов, углубляющих их знания по теоретическим аспектам курса. Каждый студент самостоятельно выбирает тему реферата, консультируется с преподавателем по рекомендуемой литературе к теме, возможной структуре реферата, узловых вопросах его содержания, оформлению, подготовке к публичной защите.
|
Не менее важна практическая деятельность студентов, связанная с созданием творческих групп, в составе которых студенты проводят диагностические срезы, осуществляют наблюдение за подростками и их поведением, готовят показ мини-спектакля, фрагмента урока, собственный монолог, написание рецензий на фильмы и спектакли с выраженной педагогической проблематикой. Цель таких заданий состоит в развитии опыта самоанализа студентов. Выработки навыков самовоспитания, саморазвития, практического опыта взаимодействия с другими людьми, анализа эффективности педагогических коммуникаций.
Существенным дополнением к самостоятельной работе студентов должно стать изучение студентами предложенной специальной и художественно-педагогической литературы, – о результатах такого изучения студент отчитывается на собеседованиях или коллоквиумах, демонстрируя свой опыт публичной полемики, участия в дискуссии, умений аргументировано, обоснованно излагать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, убеждать слушателей, партнеров по коммуникации.
Задания для самостоятельной работы
1. Просмотреть и написать рецензии на художественные фильмы, обратив внимание в сюжете фильмов на коммуникативные ситуации и способы их гуманного разрешения (два фильма по выбору самого студента): «Пацаны», «Чучело», «Республика ШКИД», «Кто, если не мы?», «Курьер», «Бич божий», «Подранки».
2. Прочитать «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко, выделив в тексте ситуации взаимодействия с трудными подростками и способы их социально-педагогического разрешения. Подготовить по результатам самостоятельного изучения собственную рецензию с оценкой найденных в тексте «Педагогической поэмы» социально-педагогических ситуаций и их анализом.
|
Вопросы для самопроверки к экзамену
1. Понятие социальной патологии, отклоняющегося поведения, девиантного поведения.
2. Типология девиантного поведения.
3. Модели отклонений – личностная модель, ситуационная модель, модель на средовом уровне.
4. Понятие социальной нормы; функции и механизмы норм.
5. Типология и формы социальных воздействий по отношению к девиантным подросткам.
6. Основные причины отклонений в развитии и социальном поведении подростка.
7. Современное состояние проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии и поведении детей.
8. Понятие нормы поведения и развития. Различные подходы к пониманию нормы поведения.
9. Девиантное поведение как нормальная реакция на неадекватные социальные условия.
10. Характеристика «аномального» ребенка.
11. Основные причины аномального развития: биологические и социальные.
12. Иерархия причин возникновения аномалий развития и поведения.
13. Структура дефекта при аномальном развитии: соотношение первичного дефекта, вторичных нарушений и механизмов компенсации.
14. Индивидуальные особенности компенсаторных механизмов. Компенсаторные механизмы и проблемы своевременной постановки диагноза.
15. Основные принципы построения современных коррекционных программ: их достоинства и недостатки.
|
16. Важность мультидисциплинарного подхода в работе с детьми с девиациями развития и поведения.
17. Классификация аномального онтогенеза.
18. Роль социального фактора в обеспечении оптимальных условий развития «аномальных» детей.
19. Социологическая концепция исследования социальных отклонений. Два направления исследования девиантности – структурализм и интеракционизм.
20. Аномия, девиантность, социальная патология в теории Э.Дюркгейма.
21. Аномия и типы аномического приспособления в теории Р. Мертона и Т. Парсонса.
22. Первичная и вторичная девиация в теории Лемерта.
23. Развитие социологии девиантного поведения в отечественной гуманитаристике. Ведущие центры девиантологии в России.
24. Биологическая концепция девиантного поведения.
25. Основные положения школы Ломброзо.
26. Генетические исследования.
27. Критика биологического подхода. Общая оценка роли биологизаторства.
28. Исследование социальных отклонений в психологии. Причины и механизмы девиации в психоаналитическом подходе, неопсихоанализе, этологической теории, бихевиоризме, экологической теории, гуманистической психологии.
29. Эмпирический подход к определению и диагностике отклонений.
30. Понятие психической нормы.
31. Факторы, обуславливающие генезис девиантного поведения. Общая характеристика социально-психологических факторов девиации.
32. Проблема типологии социальных отклонений.
33. Классификация девиантного поведения.
34. Социальные явления, квалифицируемые как отклонения в типологии Ю.А. Клейберга.
35. Минимальная мозговая дисфункция (ММД) как наиболее частая причина формирования отклонений в развитии детей.
36. Наиболее типичные расстройства высших психических функций.
37. Эффект сенсорной депривации.
38. Повышение порогов чувствительности и дефект интеллектуального развития.
39. Уровни дезрегуляции.
40. Социальная дезориентация и ее особенности.
41. Речевые нарушения как наиболее часто встречающаяся форма нервно-психических нарушений у современных детей.
42. Поведенческие отклонения у детей с речевыми расстройствами.
43. Задержка темпа психического развития как обратимое состояние недоразвития психики.
44. Основные причины задержек психического развития.
45. Причины формирования поведенческих девиаций в детском возрасте.
46. Нескомпенсированные нарушения нервно-психического развития ребенка.
47. Социум как пусковой фактор реализации предрасположенности к девиантным формам поведения.
48. Современные психологические концепции девиантных форм поведения.
49. Классификация девиантных форм поведения в зависимости от степени выраженности поведенческих нарушений.
50. Ранний детский аутизм. Синдром Каннера. Клиническая картина раннего детского аутизма.
51. Игровая терапия: основные этапы, особенности игрового материала, специфика общения взрослого и ребенка, критерии окончания этапов, эффективность данного метода.
52. Неврозы как группа пограничных психических заболеваний.
53. Классификация неврозов: неврастения, истерический невроз, невроз навязчивых состояний.
54. Понятия «затяжное невротическое состояние» и «невротическое развитие личности».
55. Роль аномалий семейного воспитания в формировании неврозов.
56. Возрастные и половые аспекты невротических расстройств у детей.
57. Современные подходы к терапии неврозов. Игровая терапия.
58. Патологические привычные действия и их формирование в детском и подростковом возрасте.
59. Общие черты патологических привычных действий подростков.
60. Типичные ошибки родителей, усугубляющие патологические привычки подростков. Своеобразие методов психотерапевтического и социально-педагогического воздействия.
61. Акцентуации характера и психопатии у детей и подростков.
62. Дифференциация представлений об акцентуации в теориях К. Леонгарда и А.Е. Личко.
63. Акцентуация и психопатия. Явные, скрытые, смешанные акцентуации.
64. Типология акцентуаций. Акцентуации и виды девиантного поведения.
65. Выделение наиболее девиантных типов акцентуаций. Краткая характеристика девиаций при различных акцентуациях.
66. Акцентуированные личности как крайний вариант нормальных личностей.
67. Психопатии младшего школьного и подросткового возраста: возбудимая, неустойчивая, истерическая, астеническая, эпилептоидная, шизоидная, психастеническая и гипертимная.
68. Тип психопатии и риск возникновения асоциальных форм поведения.
69. Особенности поведенческих отклонений, возрастная динамика становления.
70. Роль социального фактора в формировании патологического характера. Профилактические и социально-педагогические воздействия на акцентуированных подростков.
71. Формы патологии влечений подростков. Проблемы формирования патологических зависимостей.
72. Критерии нормы и патологии влечений.
73. Аномалии (стигмы) сферы влечений, спектра психических реакций, поведенческие и личностные отклонения, способствующие формированию патологических зависимостей.
74. Общие факторы риска в закреплении патологии влечений: органические нарушения деятельности центральной нервной системы, аномалии взаимоотношений в системе «мать-дитя», проблемы адаптации к образовательным учреждениям в связи с нормативностью нервно-психического развития.
75. Сенсорная депривация как самостоятельный фактор риска, эффект сенсорной депривации как следствие нервно-психических расстройств.
76. Употребление психоактивных веществ как способ компенсации проблем развития.
77. Алкоголизация у детей и подростков. Ранний алкоголизм.
78. Механизмы развития детского алкоголизма, факторы риска.
79. Признаки алкогольной болезни: психическая и биологическая зависимость, рост толерантности, развитие абстинентного синдрома, личностные изменения.
80. Женский и мужской алкоголизм.
81. Врожденные пороки развития, взаимосвязь тяжести алкоголизма матери и выраженности отклонений у новорожденного, прогноз развития.
82. Мотивационный аспект злоупотребления алкоголем у детей.
83. Особенности развития алкогольной болезни у мальчиков и девочек.
84. Основные принципы профилактики, коррекции и лечения алкогольной болезни у детей и подростков.
85. Наркомании в детском возрасте.
86. Эмоционально-позитивные реакции и их роль в развитии наркоманий.
87. Типичные картины опьянения и их особенности у детей.
88. Злоупотребление и стадии развития болезни. Последствия и эффективность лечения.
89. Токсикомании. Картины опьянения некоторыми видами ингалянтов.
90. Стадии развития токсикоманий. Последствия хронической интоксикации.
91. Табакизм. Состав и свойства табачного дыма. Мотивационный аспект курения в детском возрасте, его последствия.
92. Делинквентное поведение, его определение и критерии.
93. Криминальное и криминогенное поведение.
94. Социально-психологические черты современных несовершеннолетних преступников.
95. Типология несовершеннолетних преступников в зависимости от характера совершенного преступления.
96. Факторы риска криминогенного поведения.
97. Статистика подростковых преступлений.
98. Виды преступлений подростков.
99. Причины преступного поведения подростков.
100. Роль социально-психологических факторов в формировании преступной направленности личности и преступлений.
101. Характер преступлений в различных социальных стратах.
102. Убийства и другие тяжкие преступления подростков – причины, характер, гендерный и возрастной аспекты.
103. Вопросы социально-педагогической профилактики подростковой преступности.
104. Социум как фактор закрепления девиаций и отклонений в социальном развитии и поведении подростков.
105. Типы семейного воспитания и их роль в формировании различных поведенческих девиаций.
106. Социокультурный уровень семьи и риск формирования поведенческих отклонений. Наследуемость социальной принадлежности родителей.
107. Динамика формирования поведенческих девиаций у неуспевающих школьников.
108. Феномены «педагогического фатализма» и «диагностической индульгенции», их характеристика.
109. Социальные аспекты подростковой проституции. Проституция как социальное явление.
110. Культурно-исторический аспект проституции. Современное состояние проблемы – причины, факторы, возрастные и гендерные аспекты.
111. Социальный портрет проститутки.
112. Виды проституции.
113. Близость явлений делинквентного поведения, преступной деятельности и проституции.
114. Детская проституция – масштабы, причины, факторы, гендер.
115. Аддикция как форма отклоняющегося поведения подростков. Понятие аддиктивного поведения.
116. Характеристика алкогольной и наркотической зависимости, общее и особенное.
117. Игровая аддикция: кибераддикция, гэмблинг.
118. Представления о сексуальной и любовной аддикции.
119. Пищевая аддикция: алиментарная аддикция, анорексия, булемия.
120. Теории аддиктивного поведения. Психофизиологические механизмы аддиктивного поведения – оперантное обусловливание, система подкрепления и ее активация.
121. Социально-психологические факторы аддиктивного поведения.
122. Проблема сексуальных отклонений в подростковом возрасте.
123. Современные представления о поле и гендере.
124. Роль социализации в становлении гендерной идентичности.
125. Социологические и психологические теории гендерной идентичности.
126. Современное состояние проблемы неравенства мужчин и женщин.
127. Понятие сексуальной нормы.
128. Представление о нормальном сексуальном поведении в различные исторические периоды и в различных культурах.
129. Сексуальность в западной культуре. Сексуальная норма в России.
130. Проблема гомосексуальных отношений.
131. Суицидальное поведение как вид девиации в подростковом возрасте.
132. Факторы риска суицидального поведения. Причины суицида.
133. Пути решения проблемы суицида подростков – профилактика, социальная поддержка, психологическое сопровождение.
134. Проблема вандализма подростков и его социально-педагогической профилактики.
135. Социально-психологические и социокультурные факторы вандализма. Мотивационные типологии вандализма.
136. Представления о граффити как о разновидности вандализма.
137. Виды граффити. Возрастной и гендерный аспекты граффити, причины, социально-психологические факторы.
138. Мотивы и типология граффити.
139. Бродяжничество как социальная патология подросткового возраста.
140. Понятие и виды социального аутсайдерства.
141. Бродяжничество подростков как социальное явление – масштабы, причины, факторы.
142. Нищенство и попрошайничество подростков – характер, виды, социально-психологические и социально-педагогические аспекты.