Философия науки и ее основные концепции




История философии и науки (Заочное отделение)

Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенция (ФГОС) Знания, умения, навыки, обеспечивающие формирование компетенции (ФГОС)
Готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2); способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3); способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2); готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6). знать: – современные парадигмы в предметной области науки; – теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности; уметь: – анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований; – использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности; владеть: – способами осмысления и критического анализа научной информации; – навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.  

 

Содержание курса

1. Наука в культуре современной цивилизации

Особенности науки. Генезис науки. Роль философии в формировании и становлении науки. Научное знание как предмет философии науки. Специфика научного познания. Научное и обыденное знание: здравый смысл и истина. Наука как особый способ освоения мира. Особенности научного познания. Наука и другие формы знания. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в современном обществе. Опасности, связанные с наукой и способы их нейтрализации.

2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Философия науки и ее основные концепции

Место и роль философии науки в системе теории познания. Первая волна позитивизма (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.С.Милль). Эмпириокритицизм (Э.Мах). Язык как средство построения науки, язык науки, специфика трактовки науки в логическом и лингвистическом позитивизме. Противоречия современной науки: состояние постмодерна.

Кризис европейской науки, в контексте расщепления культур на научно-техническую и художественно-гуманитарную. Ученый как субъект научного познания – гносеологический, личностно-психологический, социальный и моральный аспекты. Концепция «научных революций» Т.Куна. Понятие парадигмы. Понятие научного сообщества. «Метод фальсификации» К.Поппера. «Анархистская эпистемология» П.Фейерабенда. «Несоизмеримость теорий» или рост научного знания?

3. Структура научного знания. Методы научного исследования

Движущие факторы науки: интернализм и экстернализм. Научная картина мира. Научная методология. Уровни научного знания (эмпирический, теоретический). Основные методы (общенаучные, теоретические, эмпирические) и формы научного познания (гипотеза, теория, эксперимент, наблюдение и др.).

Структура эмпирического знания. Наблюдение и эксперимент. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Гипотетико-дедуктивная модель знания и её ограниченность. Развёртывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

 

 

4. Тематическое планирование дисциплины

Наименования раздела, тем курса и тем самостоятельной работы Формы организации учебного процесса (в часах)
Всего Лекции Семинары Самостоятельная работа
Инвари-антная часть Вариа-тивная часть
1 2 3 4 5 6
1. Наука в культуре современной цивилизации          
2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции          
3. Философия науки и ее основные концепции          
4. Структура научного знания. Методы научного исследования          
5. Терминологический минимум и персоналии          
6. Декарт Р. «Рассуждение о методе»          
7. Дидро Д. «Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Сон Д’Аламбера»          
8. Бердяев Н.А. «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения»          
9. Риккерт Г. «Науки о природе и науки о культуре»          
10. Кун Т. «Структура научных революций»          
11. Фейерабенд П. «Против метода. Очерк анархистской теории познания»          
12. Философский форум          
13. Философское эссе          
14. Контрольный тест          
Всего        
Экзамен      
ВСЕГО ЧАСОВ  

 

5. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы

 

Темы Вопросы Литература Форма отчетности
1. Наука в культуре современной цивилизации Особенности науки. Генезис науки. Роль философии в формировании и становлении науки. Научное знание как предмет философии науки. Специфика научного познания. Научное и обыденное знание: здравый смысл и истина. Наука как особый способ освоения мира. Особенности научного познания. Наука и другие формы знания. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в современном обществе. Опасности, связанные с наукой и способы их нейтрализации. Рекомендуемая основная литература:   Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985. Кун Т. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001. Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарики, 1996. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991. Философия и методология науки. Учебник для вузов / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996.     Дополнительная литература:   Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988. Косарева Л.Н. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995. Наука в культуре. М., 1998. Принципы историографии естествознания. ХХ в. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999. Современная философия науки. Хрестоматия / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. Самопроверка усвоения содержания лекций; самопроверка знания терминологического минимума; написание философского эссе; выполнение тестовых заданий.
2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Самопроверка усвоения содержания лекций; самопроверка знания терминологического минимума; написание философского эссе; выполнение тестовых заданий.
3. Философия науки и ее основные концепции Место и роль философии науки в системе теории познания. Первая волна позитивизма (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.С.Милль). Эмпириокритицизм (Э.Мах). Язык как средство построения науки, язык науки, специфика трактовки науки в логическом и лингвистическом позитивизме. Противоречия современной науки: состояние постмодерна. Кризис европейской науки, в контексте расщепления культур на научно-техническую и художественно-гуманитарную. Ученый как субъект научного познания – гносеологический, личностно-психологический, социальный и моральный аспекты. Концепция «научных революций» Т.Куна. Понятие парадигмы. Понятие научного сообщества. «Метод фальсификации» К.Поппера. «Анархистская эпистемология» П.Фейерабенда. «Несоизмеримость теорий» или рост научного знания? Самопроверка усвоения содержания лекций; самопроверка знания терминологического минимума; написание философского эссе; выполнение тестовых заданий.
4. Структура научного знания. Методы научного исследования Движущие факторы науки: интернализм и экстернализм. Научная картина мира. Научная методология. Уровни научного знания (эмпирический, теоретический). Основные методы (общенаучные, теоретические, эмпирические) и формы научного познания (гипотеза, теория, эксперимент, наблюдение и др.). Структура эмпирического знания. Наблюдение и эксперимент. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Гипотетико-дедуктивная модель знания и её ограниченность. Развёртывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Самопроверка усвоения содержания лекций; самопроверка знания терминологического минимума; написание философского эссе; выполнение тестовых заданий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: