Готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2) | |
Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь владеть), обеспечивающие формирование компетенций | Оценочные средства контроля формирования компетенций |
знать: – современные парадигмы в предметной области науки; уметь: – анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований. | Текущий контроль: Самопроверка усвоения содержания лекций; самопроверка знания терминологического минимума; написание философского эссе; выполнение тестовых заданий. Рубежная аттестация: экзамен |
Способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3) | |
Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь владеть), обеспечивающие формирование компетенций | Оценочные средства контроля формирования компетенций |
знать: – теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности. | Текущий контроль: Самопроверка усвоения содержания лекций; самопроверка знания терминологического минимума; написание философского эссе; выполнение тестовых заданий. Рубежная аттестация: экзамен |
Способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2) | |
Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь владеть), обеспечивающие формирование компетенций | Оценочные средства контроля формирования компетенций |
уметь: – использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности; владеть: – навыками совершенствования и развития своего научного потенциала. | Текущий контроль: Самопроверка усвоения содержания лекций; самопроверка знания терминологического минимума; написание философского эссе; выполнение тестовых заданий. Рубежная аттестация: экзамен |
Готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6) | |
Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь владеть), обеспечивающие формирование компетенций | Оценочные средства контроля формирования компетенций |
владеть: – способами осмысления и критического анализа научной информации. | Текущий контроль: Самопроверка усвоения содержания лекций; самопроверка знания терминологического минимума; написание философского эссе; выполнение тестовых заданий. Рубежная аттестация: экзамен |
Вопросы экзамена
1. Предмет современной философии науки. Ее место в системе философского знания.
2. Наука и другие виды культуры: наука и искусство; наука и религия; наука и нравственность; наука и философия.
3. Сущность и многообразие видов познания. Особенности научного познания и его отличия от философского, художественного и обыденного познания.
4. Функции науки в жизни общества. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
5. Преднаука и наука: две стратегии порождения знаний. Наука в античной культуре.
6. Развитие научного мышления в средневековой культуре. Западная и восточная средневековые науки.
7. Становление науки в новоевропейской культуре. Научная революция и ее роль в перестройке важнейших принципов научного мышления.
8. Характеристика классической науки. Мировоззренческие и методологические основания классической науки.
9. Понятие научного знания, его структура и основные типы.
10. Особенность эмпирического знания и его структура. Методы эмпирического знания.
11. Специфика теоретического знания, его структура. Методы теоретического познания.
12. Идеалы и нормы исследования, их социокультурная размерность и роль в научной деятельности.
13. Научная картина мира, ее структура и основные функции.
14. Философские основания науки. Философские идеи как эвристика научного поиска.
15. Модели, движущие силы и общие закономерности развития научного знания.
16. Эпистемологическое значение научных традиций и революций. Учение Т. Куна о парадигме и ее роли в научном познании.
17. Научные революции и смена типов рациональности.
18. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Сближение естественнонаучного и социально-гуманитарного познания на современном этапе развития науки.
19. Эволюция способов и форм трансляции научного знания. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Состояние постмодерна.
20. Становление гуманитарных и технических наук.