Настоятель Преображенской церкви игумен Илия (Бобровников)




Продолжение.

 

Демобилизовавшись, по состоянию здоровья, в 1946 году Николай вернулся на родину. Вскоре по возвращению с фронта он поступает служить, в феврале 1946 года, псаломщиком Казанско – Богородицкую церковь посёлка Мелеуз. Его отец, Иван Александрович, дождавшись сына и порадовавшись, что он посвящает свою жизнь Господу, в мае этого же года скончался. А ещё спустя три месяца, 19 августа, архиепископ Уфимский и Бащкирский Иоанн (Братолюбов) постриг Николая Бобровникова в монахи с именем Илия и в этот же день рукоположил его в иеродиаконы. Мать его, Анастасия Ивановна, овдовев, так же стала монахиней, постриг её сын иеродиакон Илия (Бобровников), с именем София.

Первое время иеродиакон Илия служил в Казанско-Богородицкой церкви Мелеуза. Но после того как в мае 1947 года особым постановлением Синода приходы Челябинской области были выделены в отдельную епархию, а на вновь открытую кафедру был назначен, недавно вернувшийся с Китая владыка Ювеналий (Килин), иеродиакон Илия (Бобровников) несёт у него послушание. Активный и деятельный монах оказывал огромную помощь Владыке. В этот период функционировало самое большое за послевоенный советский период количество храмов – 38 (30 церквей и 8 молитвенных домов). В дни престольных праздников церкви не могли вместить всех желающих. При владыке Ювеналии самым большим за советский период было и количество принимавших участие в религиозных обрядах: крестились 20 тыс., венчались 1 тыс. чел. (1947). Активной была и хозяйственная деятельность архиерея: директора многих заводов откликались на просьбы епархиального управления изготовить изгородь для храма, доставить стройматериалы, отлить колокола. Результатом было секретное письмо на предприятия и в районы области за подписью председателя облисполкома с требованием устранить подобные факты “содействия церковникам”. Партийная власть области сделала всё, что бы убрать с Челябинской кафедры неугодного епископа. В мае 1948 года он переводится в Иркутскую епархию, а иеродиакон Илия перемещается в Петропавловскую церковь г. Коркино Челябинской области. Здесь он служит недолго, но местные власти его запомнили. Даже когда он там уже не служил, они упоминали его в своих отчётах, всячески понося его они отмечали что его проповедническая деятельность приводила к притоку верующих к церкви.

В 1949 году он поступает в число братии Троице-Сергиевой Лавры, где 30 апреля 1950 года его рукополагает Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) во иеромонаха. Но в монастыре он прослужил недолго. Уже в 1951 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий, видя в нём активного церковного делателя, благословляет его на службу в Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Здесь он служит в течении пяти лет в приходах городов Ташкент, Пржевальск, Каган. Будучи не угодным для местных властей за свою активность, в результате которой увеличилось количество прихожан в церквах, его постоянно лишали регистрации и перемещали. Местная печать при этом «добросовестно» поливала его грязью, притом даже через шесть лет его служения в Средней Азии, газета «Туркменская звезда» от 1 февраля 1962 года всё ещё продолжала клеймить его в своей статье «Поп на паперти».

Окончательно выдворенный, в 1956 году, со Средней Азии иеромонах Илия, служит на Южном Урале, в 1957 – 1958 г.г. в Михайло-Архангельской церкви г. Бирска, а с 1958 по 1960 г.г. в городе Орске Оренбургской епархии. В 1960 году в местной газете «Ленинец» на него выходит клеветническая статья с оскорбительным заголовком «Пройдоха в поповской ризе». Не смотря на то, что отец Илия обращается во множество государственных инстанций, включая Генерального Прокурора СССР, с просьбой разобрать данную клевету, её не только не разбирают, а без разбора в дальнейшем рассылают во все места, где он в дальнейшем служил. Чем же он им так не понравился? В статье В. М. Шубкина "Оренбургская епархия в годы хрущевских гонений" приведено свидетельство уполномоченного по делам религий Вдовина о том, что во время служения в Орске "за религиозный фанатизм и за организацию религиозного влияния на город Новотроицк, проявившегося в освящении кладбища и постриге им двух женщин в монахини, иеромонах Илия (Бобровников) был лишен права регистрации". Только и всего, любая активность и выход за ограду церкви, для священника была приговором «лишение регистрации». В июле 1960 года "по состоянию здоровья" отец Илия был выведен за штат.

За штатом он находился до февраля 1965 года, после чего кратковременно служит сначала в городе Кимры (Калининская епархия), а потом в селе Емелеве Марийской АССР.

С мая 1968 года отец Илия начинает служить в Ижевской епархии, с начала в Сарапуле (кратковременно), а в последующем в Воткинске, настоятелем единственной на то время в городе церкви Преображения Господня. Найдя состояние прихода в удручающем состоянии, он очередной раз начинает свою активную деятельность. В 1970 году он становится игумном Илиёй. Сохранилось немало документов, о периоде его служения в Воткинске. В первую очередь это его письма Патриаршему Местоблюстителю Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену и Председателю Совета по делам религий при Совете Министров СССР Куроедову. В них, он смело пишет о диктате Совета по делам религий, в лице уполномоченного по делам религий в УАССР Зубарева, о клевете в газетах как на него, так и на Церковный Совет (лично на него газеты распространили не менее 15 клеветнических статей). В одном из писем он отмечает, что в газете «Ленинский путь» от 30 июня 1970 г.; «В статье под заглавием «Зло у колыбели» - пишется такой тон с призывом всех нас побыстрее уничтожить. А это дает повод хулиганствующим молодчикам расправляться с нами и оскорблять нас кто как хочет. А повод тому дается в Советской печати. А посему в храме окна бьют, кладбище варварски ломаются, памятники разрушаются…». В подтверждение приведём слова директора Воткинского краеведческого музея В. Ступишина опубликованные в той же газете, спустя месяц. «Картину хаоса и разрушения представляет это кладбище … Все что можно изломать изломано, надгробные плиты сняты с могил, перевёрнуты, мраморные памятники сброшены с постаментов, разбиты, раскиданы». Далее им же приводится пример памятника знаменитому русскому врачу Сильверсту Фёдоровичу Тучемскому, похороненному за алтарём Преображенского храма, который по его словам ещё совсем недавно был цел, а на момент описания был сброшен и оббит.

В 1971 году начинается массированная травля на игумена Илию и Церковный Совет Преображенской церкви. Достаточно редкий случай единения Церковного Совета и настоятеля в тот исторический период. Уполномоченный по делам религий в УАССР Зубарев требует от Церковного Совета уволить настоятеля храма Илию (Бобровникова), но Председатель исполнительного органа Преображенского храма Марфа Александровна Прозорова, отказывается это делать. Начинаются давления на Марфу Александровну и монахиню Дорофею (в миру Любовь Николаевну Никольскую). Вновь пишутся клеветнические статьи, одна из них в «Ленинском пути» «Своя рука владыка» поносит М.А.Прозорову и м. Дорофею, а другая в журнале «Крокодил» «У церковного пирога» наносит удар по о. Илии и наместнику Псково-Печерского монастыря (бывшему фронтовику) архимандриту Алипию (Воронову), которая, кстати была перепечатана и в газете «Ленинский путь». Отец Илия, перенеся после всего этого инфаркт миокарда, пишет вновь Генеральному Прокурору с требованием разобрать клевету. Ответа не поступило. И он снова ушёл за штат. После чего уехал в г. Уфа

С 1984 по 1998 год служил в Уфимской епархии. В 1997 году удостоен сана архимандрита. В последнее время болезнь не позволяла отцу Илии приходить в храм: он был прикован к постели. 26 октября 2001 года отец Илия предал дух свой Богу. В тот же день наместник Свято-Успенского мужского монастыря с иеромонахами совершил облачение почившего архимандрита, и гроб его был поставлен в Свято-Успенском мужском монастыре города Уфы. После совершения панихиды было положено начало чтению Евангелия, которое непрерывно читалось священнослужителями городских храмов и других приходов, которые прибыли проститься с почившим. 28 октября в Богородско-Уфимском храме Свято-Успенского монастыря было совершено отпевание, в котором участвовали семеро священнослужителей епархии.
Погребен отец Илия на Демском кладбище города Уфы.

Да упокоит Господь его душу в селениях праведных и сотворит ему вечную память.

 

Николай Лапин

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: