Внеклассное мероприятие
Тема: шахматные фигуры.
Класс: 2
Цели: познакомить с белыми и чёрными шахматными фигурами, их названием.
Задачи:
Образовательные: усвоить базовые понятия шахматных фигур, закрепить знания о шахматной доске.
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.
УУД:
Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности; умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности.
Познавательные: умение анализировать свои действия; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество, разрешать конфликтные ситуации; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
Оборудование: шахматы, доска, презентация, раздаточный материла.
I. Вступительная часть
-Здравствуйте, ребята!
Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно,
Нас оно торопит в класс, путешествие ждет нас.
- Волшебный мир полон удивительных приключений, неожиданностей, различных загадок и задач, которые вам предстоит решить. Прежде чем продолжить путешествие, давайте выберем слова, которые будут помогать нам в течении всего занятия.
На доске запись: Лень, любознательность, грубость, насмешливость, доброта, трудолюбие.
-Прочитайте их и скажите, какие слова оставим нам в помощники. Почему вы так думаете, объясните?
|
Трудолюбие- любовь к труду, к учебе, усердие старание в учебе.
Доброта- душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Любознательность- склонность к приобретению новых знаний.
(учитель убирает ненужные слова, оставляя те, которые станут девизом для урока)
II. Основная часть
- И, так, друзья, в путь!
На свете есть забавная волшебная игра,
В неё с утра до вечера играет детвора.
Там мчатся кони резвые, трубят поход слоны.
И клетки чёрно – белые чудес и тайн полны.
-Что же это за страна? (Шахматы).
- Отправляемся в путешествие в «Шахматную Страну».
-Как вы думаете, где находится «Шахматная страна»? (На шахматной доске)
-У доски есть один секрет. Кто его знает?
-Ребята, доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1.
- Покажите на доске горизонталь, вертикаль, самую длинную белую диагональ и самую длинную черную диагональ.
В поле много есть дорожек.
Будь и смел, и осторожен.
Вверх пойдешь – по ВЕРТИКАЛИ,
Вправо – по ГОРИЗОНТАЛИ.
А с угла на угол, вдаль нас ведет ДИАГОНАЛЬ.
- Ребята, а как зовут жителей «Шахматной Страны»? (шахматные фигуры)
-Названия каких фигур вам уже известны? Что можете о них рассказать? (Ответы детей)
- Скоро бой. И ждет войска деревянная доска. И так, начнём знакомство.
- В «Шахматной Стране» живет два королевства Белое и Черное. Они постоянно враждуют.
1. Игра «Волшебный сундучок» (учитель вынимает фигуры из сундучка в определенном порядке. После комментариев каждую фигуру помещает на демонстрационную шахматную доску.)
|
- Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках, а нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесемся к ним с большим уважением. Шахматы играют особыми шахматными фигурами. Это не игрушки. Среди ваших будущих друзей есть царские особы.
- Вот его величество - КОРОЛЬ! (в руках два Короля белого и черного цвета)
-Найдите у себя Королей белого и черного. Рассмотрите и покажите эти фигуры.
Запомни!
Основную роль играет в шахматах Король.
Король бесценен-так и знай.
Погиб Король- игру ты сдай.
На доске учитель прикрепляет по очереди слова: Король, Ферзь, Ладья, Слон, Конь, Пешка.
- А вот Ферзь-преданный защитник и помощник Короля, поэтому стоит всегда рядом с ним на поле своего цвета. Другое его название- Королева. (Демонстрирует две фигуры белого и черного цвета)
- Отыщите ферзя на шахматной доске, сравните с Королем, найдите отличия.
- В каждом войске по одному Ферзю.
Самый сильный это Ферзь
С ним в бой ты зря не лезь!
Он бьёт по многим клеткам,
Стремительно и метко!
- Фигуру вам представлю я с красивым именем - ЛАДЬЯ.
Как танк могучий и стальной,
Она несётся по прямой,
Любые ей доступны дали
На вертикали и диагонали.
В начале игры углы сторожит
От мощи тяжёлой их, войско дрожит.
- Посмотрите внимательно и найдите у себя такую фигуру. Сколько таких фигур в каждом войске? (по две)
Особая фигура – СЛОН.
Но на слона похож едва ли он.
Своей родной диагонали
Всегда, как рыцарь, верен он.
Острый шлем есть у слона
Узнаём сразу, без труда.
- В древнерусских шахматах слон называется также «офицер». В начале партии у каждого игрока в распоряжении два слона. Что отличает Слона от других фигур?
|
КОНЬ - Ещё одно животное на поле. (Педагог показывает белого и черного коня).
- Как назовем фигуру? (Конь)
Скачут наши кони умело и поле меняют смело.
Знает маленький игрок буквой «Г» у них скачок!
- Без труда вы найдете эту фигуру. Сколько их на шахматном поле? (2)
- Как же называется самая маленькая фигура? Правильно- это ПЕШКА.
Пешка – маленький солдат, всегда команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
- Посчитайте, сколько пешек в каждой армии? (по 8)
- Посчитайте, сколько всего фигур на шахматной доске? (32)
-Издавна известны шахматные наборы, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат-пехотинцев (пешки), боевые колесницы (ладьи), кавалеристов (кони), боевых слонов (слоны), короля и советника или главного визиря (ферзь) в соответствующих одеяниях. Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, и нередко из очень дорогих материалов (например, слоновой кости). Естественно они были редки и дороги. При создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно упрощёнными (чтобы легко опознать). Но независимо от внешнего вида все фигуры подчиняются одним и тем же шахматным правилам.
Первичное закрепление. Игровая практика.
- Итак, все шахматное войско перед вами. Хорошо ли запомнили этих воинов? Проверим.
1. Дидактическая игра «Угадай-ка». (Учитель загадывает загадку, ребята молча отгадывают и поднимают фигуру, доказывают свой выбор).
1)Маленькая, удаленькая,
Все поле пройдет
И награду найдет… (Пешка)
2)Стою на самом краю,
путь откроют – пойду.
Только прямо хожу,
как зовут – не скажу. (Ладья)
3)Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это?
Это…(конь)
4)Не живет в зверинце он
И не весит 40 тонн,
Но и ловок и силен.
Догадались? Это…(слон)
5)Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
6)Конечно, ты узнал... (ферзя)
Повернулся на престоле
И одно оставил поле
Кто играет эту роль?
Ну конечно же … (король)