Первичное закрепление. Игровая практика.




Внеклассное мероприятие

Тема: шахматные фигуры.

Класс: 2

Цели: познакомить с белыми и чёрными шахматными фигурами, их названием.

Задачи:

Образовательные: усвоить базовые понятия шахматных фигур, закрепить знания о шахматной доске.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

УУД:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности; умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности.

Познавательные: умение анализировать свои действия; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество, разрешать конфликтные ситуации; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование: шахматы, доска, презентация, раздаточный материла.

I. Вступительная часть

-Здравствуйте, ребята!

Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно,

Нас оно торопит в класс, путешествие ждет нас.

- Волшебный мир полон удивительных приключений, неожиданностей, различных загадок и задач, которые вам предстоит решить. Прежде чем продолжить путешествие, давайте выберем слова, которые будут помогать нам в течении всего занятия.

На доске запись: Лень, любознательность, грубость, насмешливость, доброта, трудолюбие.

-Прочитайте их и скажите, какие слова оставим нам в помощники. Почему вы так думаете, объясните?

Трудолюбие- любовь к труду, к учебе, усердие старание в учебе.

Доброта- душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Любознательность- склонность к приобретению новых знаний.

(учитель убирает ненужные слова, оставляя те, которые станут девизом для урока)

 

II. Основная часть

- И, так, друзья, в путь!

На свете есть забавная волшебная игра,

В неё с утра до вечера играет детвора.
Там мчатся кони резвые, трубят поход слоны.
И клетки чёрно – белые чудес и тайн полны.

-Что же это за страна? (Шахматы).

- Отправляемся в путешествие в «Шахматную Страну».

-Как вы думаете, где находится «Шахматная страна»? (На шахматной доске)

-У доски есть один секрет. Кто его знает?

-Ребята, доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1.

- Покажите на доске горизонталь, вертикаль, самую длинную белую диагональ и самую длинную черную диагональ.

В поле много есть дорожек.

Будь и смел, и осторожен.

Вверх пойдешь – по ВЕРТИКАЛИ,

Вправо – по ГОРИЗОНТАЛИ.

А с угла на угол, вдаль нас ведет ДИАГОНАЛЬ.

- Ребята, а как зовут жителей «Шахматной Страны»? (шахматные фигуры)

-Названия каких фигур вам уже известны? Что можете о них рассказать? (Ответы детей)

- Скоро бой. И ждет войска деревянная доска. И так, начнём знакомство.

- В «Шахматной Стране» живет два королевства Белое и Черное. Они постоянно враждуют.

1. Игра «Волшебный сундучок» (учитель вынимает фигуры из сундучка в определенном порядке. После комментариев каждую фигуру помещает на демонстрационную шахматную доску.)

- Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках, а нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесемся к ним с большим уважением. Шахматы играют особыми шахматными фигурами. Это не игрушки. Среди ваших будущих друзей есть царские особы.

- Вот его величество - КОРОЛЬ! (в руках два Короля белого и черного цвета)

-Найдите у себя Королей белого и черного. Рассмотрите и покажите эти фигуры.

Запомни!

Основную роль играет в шахматах Король.

Король бесценен-так и знай.

Погиб Король- игру ты сдай.

На доске учитель прикрепляет по очереди слова: Король, Ферзь, Ладья, Слон, Конь, Пешка.

- А вот Ферзь-преданный защитник и помощник Короля, поэтому стоит всегда рядом с ним на поле своего цвета. Другое его название- Королева. (Демонстрирует две фигуры белого и черного цвета)

- Отыщите ферзя на шахматной доске, сравните с Королем, найдите отличия.

- В каждом войске по одному Ферзю.

Самый сильный это Ферзь
С ним в бой ты зря не лезь!

Он бьёт по многим клеткам,

Стремительно и метко!

- Фигуру вам представлю я с красивым именем - ЛАДЬЯ.

Как танк могучий и стальной,

Она несётся по прямой,

Любые ей доступны дали

На вертикали и диагонали.
В начале игры углы сторожит

От мощи тяжёлой их, войско дрожит.

- Посмотрите внимательно и найдите у себя такую фигуру. Сколько таких фигур в каждом войске? (по две)

Особая фигура – СЛОН.

Но на слона похож едва ли он.
Своей родной диагонали

Всегда, как рыцарь, верен он.
Острый шлем есть у слона

Узнаём сразу, без труда.

- В древнерусских шахматах слон называется также «офицер». В начале партии у каждого игрока в распоряжении два слона. Что отличает Слона от других фигур?

КОНЬ - Ещё одно животное на поле. (Педагог показывает белого и черного коня).

- Как назовем фигуру? (Конь)

Скачут наши кони умело и поле меняют смело.
Знает маленький игрок буквой «Г» у них скачок!

- Без труда вы найдете эту фигуру. Сколько их на шахматном поле? (2)

- Как же называется самая маленькая фигура? Правильно- это ПЕШКА.


Пешка – маленький солдат, всегда команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.

- Посчитайте, сколько пешек в каждой армии? (по 8)

- Посчитайте, сколько всего фигур на шахматной доске? (32)

 

 

-Издавна известны шахматные наборы, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат-пехотинцев (пешки), боевые колесницы (ладьи), кавалеристов (кони), боевых слонов (слоны), короля и советника или главного визиря (ферзь) в соответствующих одеяниях. Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, и нередко из очень дорогих материалов (например, слоновой кости). Естественно они были редки и дороги. При создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно упрощёнными (чтобы легко опознать). Но независимо от внешнего вида все фигуры подчиняются одним и тем же шахматным правилам.

Первичное закрепление. Игровая практика.

- Итак, все шахматное войско перед вами. Хорошо ли запомнили этих воинов? Проверим.

1. Дидактическая игра «Угадай-ка». (Учитель загадывает загадку, ребята молча отгадывают и поднимают фигуру, доказывают свой выбор).


1)Маленькая, удаленькая,

Все поле пройдет

И награду найдет… (Пешка)

2)Стою на самом краю,

путь откроют – пойду.
Только прямо хожу,

как зовут – не скажу. (Ладья)

3)Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это?

Это…(конь)

4)Не живет в зверинце он

И не весит 40 тонн,

Но и ловок и силен.

Догадались? Это…(слон)

5)Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

6)Конечно, ты узнал... (ферзя)

Повернулся на престоле

И одно оставил поле

Кто играет эту роль?

Ну конечно же … (король)




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: