Общепедагогические требования к оценке




1) При оценке детской творческой р1аботы необходим тонкий учет психологических особенностей возраста, изобразительной деятельности, возможностей учащихся определенной возрастной группы. «Каждый воз­раст, - подчеркивает известный специалист художественного воспитания детей Г. В. Лабунская1, — несомненно имеет свои средства художественно­го выражения, свою особую выразительность и свои эстетические требова­ния к рисунку».

Нельзя забывать и об учете личных субъективных и объективных возможностей ребенка: его подготовки, способностей, особенностей за­просов и склонностей, темперамента, степени старательности при выпол­нении работы. Педагоги отмечают, что чем младше ребенок и чем более низок уровень его художественного развития, тем более склонен он оценивать свою работу мерой вложенного в нее труда и затраченного вре­мени. В этом случае незамеченная учителем старательность ученика будет ощущаться им как несправедливость, вызовет чувство обиды, глубокое пе­реживание.

Индивидуальный подход к оценке творческой работы учащихся заключается также в том, что она отображает индивидуальный уровень дос­тижения ученика в сравнении с предыдущими заданиями.

2) Оценивать следует не только конечный продукт детского худо­жественного творчества, но и качество работы учащихся в процессе вы-

Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965 г., с. 9


полнения задания на разных этапах. Такая промежуточная, прокомменти­рованная учителем, поощрительная качественная (иногда балльная) оценка является дополнительным средством, стимулирующим активное осознан­ное отношение учащихся к работе.

3) Балльная оценка должна осуществлять не только учебную, но и
воспитательную функцию. Например, с воспитательной точки зрения
вредным является чрезмерное (тем более систематическое) захваливание
учащихся, особенно тех, кто достигает высоких результатов без особых
усилий. Это порождает честолюбие и тщеславие, пренебрежительное от­
ношение к товарищам.

Однако еще опаснее - постоянные неудачи учащихся, подкрепляе­мые низкими оценками, равнодушие, формальный акт выставления отме­ток. Все это ослабляет уверенность в себе, вызывает чувство своей неполно­ценности, гасит увлеченность работой.

4) Психологи и педагоги подчеркивают, что в основу критериев
оценки любой детской работы (в том числе и продукта детского художест­
венного творчества) должно быть положено гуманистическое отношение к
учащимся и педагогический такт.

Как уже было отмечено, особенно осторожно нужно относиться к проста­новке плохой отметки. Являясь источником огорчений ребенка, она отри­цательно влияет на его самочувствие и настроение, угнетает его творчест­во, часто становится причиной потери интереса к творчеству. Низкий балл следует ставить сугубо индивидуально и только тогда, когда учащиеся смогут уже самостоятельно оценивать достоинства и недостатки своих ра­бот, смогут понять объективность оценки учителя. При этом фиксировать внимание учащегося на недостатках в работе следует в тактичной форме, так, чтобы не унижать и не подавлять его. Главной направленностью в ра­боте учителя должно быть выявление сильных сторон учащихся, что в большой мере вселяет в них веру в свои силы и возможности.

Доброжелательность и внимание, уважение к результатам работы является необходимым условием поддержания интереса детей к изобрази-


тельной деятельности, развития их творческой активности.

5) Оценочная деятельность педагога должна служить активным средством повышения качественной эффективности обучения и отражать стимулирующее отношение учащихся к учебным занятиям.

В соответствии с данным тезисом оценку продукта детского худо­жественного творчества следует проводить в форме анализа, обсуждения. При этом оценка не обязательно и не всегда должна получать материаль­ное подтверждение в виде балла. Она может быть также выражена в качест­венных характеристиках или в других формах. Например, лучшие работы могут быть отмечены «медалью», отобраны в качестве заказа для выполне­ния коллективной работы, аля участия в выставке, для подарка, для методи­ческого фонда и т. п.

Полезно организовывать коллективные обсуждения ученических работ, что способствует формированию умений высказывать осознанные и аргументированные суждения по поводу достоинств и недостатков ху­дожественной работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: