Как учителю методически правильно осуществлять организацию оценки и анализа продуктов художественной деятельности детей на практике?
Прежде всего, важно организовать условия работы учащихся на уроках изобразительного искусства, которые предполагают:
— выполнение задании полностью на уроках;
— работу учащихся по изображению на плоскости не в альбомах, а на от
дельных листах бумаги. Подписанные на обороте листа задания учащиеся
сдают в конце урока учителю. После оценки задания вкладывают в индиви
дуальные папки, которые, по возможности, хранят в школе.
Для оценки ученических работ можно расставить их на специальном стенде, развесить на доске или просто разложить на полу. Эта ра-
бота проводится на уроке или во внеурочное время.
Типичным для учителя изобразительного искусства является повседневный, «текущий» просмотр и анализ работ. Он может проводиться в конце и в начале урока.
Подводя итог работы в конце урока, учитель отмечает, как учащиеся справились с заданием, показывает несколько лучших работ, ставит за них отличные оценки. Чем старше дети, тем активнее нужно включать их в обсуждение и анализ работ. Если же обсуждение на уроке после выполнения задания состояться не может, оно переносится на следующий урок. Но предварительную подготовительную работу учитель все же должен провести. Это - просмотр работ во внеурочное время, выставление отметок и отбор наиболее характерных, может быть, наиболее удачных работ. Таким образом, учитель подготовится к следующему уроку, одним из первых этапов которого будет обсуждение работ, выполненных на предыдущем уроке.
На каждом уроке нет возможности для просмотра и анализа всех работ, но примерно один раз в полугодие учитель может запланировать обсуждение какого-либо задания целиком. В этом случае экспозицию следует подготовить заранее (на перемене), разложив на полу или развесив на доске работы рядами: в верхнем — самые красивые и выразительные, ниже — соответственно менее интересные. Расположение работ рядами, в соотнесении с качеством, организует восприятие учащихся, не дает их взгляду «потеряться», помогает сравнивать работы как в отдельности, так и целыми группами, увидеть достоинства и недостатки работ, определитё\Д:оотнесе-нии с качеством, организует восприятие учащихся, не дает их взгляду «потеряться», помогает сравнивать работы как в отдельности, так и целыми группами, увидеть достоинства и недостатки работ, определить качество своей работы в ряду Других. Последнее очень важно, так как самооценка, критическое отношение к собственной работе дается детям с трудом.
Выбор задания для полного просмотра определяется учителем, исходя из возраста и уровня подготовки учащихся. Он может быть обусловлен различными учебными и воспитательными целями.
Полного просмотра требует, например, задание, когда учащиеся должны выбрать наиболее удачные эскизы для выполнения коллективной работы (игрушка-гирлянда, стенгазета, панно и др.) или работы, которые будут вручены в качестве подарка шефам. Учитель помогает организовать своего рода дружескую дискуссию, в ходе которой учащиеся обосновывают свое мнение по поводу понравившихся работ. Лучшие работы выбираются голосованием.
Полноценный анализ работ учащихся всего класса необходим не только в целях неформального подхода к осуществлению балльной оценки.
Если принять во внимание известную истину о том, что качество работы группы детей в целом находится в прямой зависимости от качества работы учителя, полноценный анализ результата работы учащихся необходим и как средство измерения собственных педагогических усилий учителя. Именно поэтому важен просмотр и осмысление (анализ) работ всего класса в совокупности, одновременно. Такая цельная, наглядная «картина» позволит составить объективное мнение о выполненном детьми конкретном задании и об их общих успехах в художественно-творческом развитии, об успехах и просчетах в работе самого учителя. В сравнении с другими лучше видны и индивидуальные особенности отдельных учеников.
Составив мнение и сделав для себя выводы, учитель оценивает затем работы в принятой балльной системе.
Здесь хочется еще раз подчеркнуть важность учета личности учащегося, степени его старательности. Если ребенок работает с желанием, но результаты еще не высоки, необходимо все же найти в его работе положительные моменты, отметить хотя бы самые малые достижения, что дает возможность повысить отметку.
На обсуждение выполненного детьми и оцененного учителем задания следует планировать специальное время.
Возможные варианты и формы организации обсуждения могут быть разными. Более значимым является вопрос о направленности такого обсу-
ждения, его действенности, достигаемых педагогических и воспитательных целей.
Важно помнить, что учебно-воспитательный процесс на всех этапах урока изобразительного искусства должен быть эстетически ориентированным, то есть «включать в себя эстетическую оценку» (по выражению советского психолога Б.Теплова). В противном случае художественно-творческая деятельность теряет эстетическую значимость.
Обсуждение и анализ работ учащихся в связи с их оценкой представляет широкие возможности довести до сознания детей эстетическую ценность созданных ими образов, средства художественной выразительности.
Ход и характер беседы с детьми в процессе обсуждения их работ, постановка опорных вопросов зависит от возраста и уровня художественно-творческого развития детей.
На начальных этапах, когда учащиеся еще не имеют достаточного опыта и знаний, учитель, главным образом, сам характеризует художественные качества работ. Опираясь на эмоционально-эстетическую чуткость детей и выступая в роли внимательного слушателя и собеседника, он дает ученикам возможность высказаться, ненавязчиво направляет их восприятие и мышление, стремится к тому, чтобы дети осознали средства художественной выразительности.
С самого начала следует позаботиться о том, чтобы обсуждение работ проходило как творческая познавательная деятельность учащихся, в процессе которой у детей развивается художественно-творческое мышление, способность к эмоционально-образному восприятию, познавательная активность, умение излагать свои мысли, выражать чувства, отношения. Этому будет способствовать организация анализа работ в аспекте художественного восприятия, постановка перед детьми задач проблемного, творческого характера, а также вопросов, которые не только заставляли бы учащихся мыслить, но и делать выводы.
К 4-5 классу учащиеся имеют уже достаточно высокий уровень общего, а при регулярной работе с ними, и художественно-творческого развития. У них уже сформированы коллективные критерии оценки работ, окрепло и собственное эстетическое чувство, развита способность логически доказательно объяс-
нять свою точку зрения, используя метод сопоставления и мотивировок.
Это позволяет разнообразить форму процесса обсуждения. Например, в 5-7 классах обсуждение работ можно организовать как небольшую дискуссию, когда создается ситуация сравнения разных точек зрения. Иногда можно доверить ученикам почти самостоятельно провести анализ работ.
Предыдущая практика приучила детей к соблюдению определенных требований к последовательности обсуждения: всегда начинать с характеристики положительных качеств работ, поисков достижений в них. Затем отдельно анализируются решения определенных учебных задач (по цвету, композиции, грамотности изображения) с выделением ведущей в данном задании. Отмечать недостатки в работах товарищей следует только в доброжелательном и уважительном тоне.
В беседе с учащимися при обсуждении работ необходимо стимулировать их к использованию специальных терминов и понятий.
Подводя итог обсуждения вопроса об оценке детской творческой работы, нельзя еще раз не подчеркнуть исключительное значение оценки, выступающей в форме анализа работ учащихся, в формировании положительных качеств их личности, таких как: самокритика, вежливость, доброжелательность и уважительное отношение к товарищам и к их работе, заинтересованность в успехе других.
Таким образом, оценочная деятельность педагога призвана осуществлять не столько контролирующую, сколько учебную и воспитательную функцию.
Оценка продукта детского изобразительного творчества — это важный этап урока изобразительного искусства и самостоятельный методический прием, средство активного художественно-творческого развития, эстетического и общего воспитания учащихся.
4. Критерии оценивания детской творческой работы. Каковы критерии оценки детского художественного творчества? В отличие от других школьных предметов в изобразительном искусстве нет четких критериев оценки работы («правильно», «неправильно»). Художественно-
творческая работа не может оцениваться количественным подсчетом ошибок. Ее качество оценивается «на глаз». Решающими факторами здесь выступают уровень художественной образованности учителя, его художественные предпочтения и вкусы, понимание им специфики и задач предмета «изобразительное искусство».
Художественно-творческую работу можно оценивать в двух аспектах^ за декоративные качества (эстетическую привлекательность, выразительность, художественность) и за уровень решения учебных задач. В начале целесообразно оценить работы с точки зрения выразительности, красоты. Определить качественные категории работ в этом отношении гораздо проще, если они выставлены вместе, в сравнении.
Суммарное впечатление общей выразительности, художественности при более пристальном рассматривании и анализе работы складывается из отдельных компонентов: цветовой гармонии, ритмической организованности композиции, ее читаемости по силуэту пятен, пластических, выразительных качеств в очертании элементов рисунка (или работы в объеме), изящества линий и др. Главным же качеством, обуславливающим художественно-эстетическую выразительность работы, явууяется ее целостность, слаженность частей, их гармоническое единство.
Необходимо предостеречь от применения неверных критериев оценки художественно-творческой работы, когда определяющим в ней считается техническая сторона дела, аккуратность выполнения работы, ровная закраска в пределах контура и т.д.
Вместе с тем, педагогическая оценка художественной работы со стороны эстетической привлекательности еще не является полной. Ученик может сделать красивую работу, но не решить в ней поставленные учебные задачи. Поэтому анализ работ учащихся должен включать как оценку общего уровня грамотности, так и решения конкретных задач, поставленных при выполнении анализируемой работы. При этом учителю необходимо помнить:
— требования к изобразительной безошибочности в рисунках
п
учащихся должны непременно соответствовать их возрастным возможностям;
— критерии грамотности не следует понимать узко, прямолинейно, поскольку эмоциональное отношение ученика к изображаемому или сознательное стремление сделать образ выразительным может проявиться в нарушении пропорций и утрировании наиболее характерных черт предмета, даже в окарикатуривании злых и страшных или смешных персонажей. В этом
проявляется художественная образность работ учащихся - ценное качество, которое необходимо поддерживать и развивать.
Наблюдения показывают, что многие учителя при оценке работ учащихся школьным баллом почти не учитывают их художественных достоинств.
Анализируется, в основном, изобразительный уровень рисунков, решение в них учебных задач, которые проще поддаются качественному «замеру»- выявлению ошибок и неправильностей рисунка по отношению к закономерности линейной перспективы, передаче пропорций, цветото-нальных отношений и т.д. В связи с этим сформулируем примерные критерии оценки художественно-творческих работ учащихся в разделе сюжетной композиции (работа по памяти, по представлению), которые помогут учителю сориентироваться в определении их качественного уровня в совокупности художественно-выразительных и изобразительных сторон.
1. Самый высокий (максимальный) уровень
а) Замысел работы содержателен и эмоционален. Художественное решение оригинально, не заимствовано, в нем использован собственный чувственный опыт.
В работе использован большой арсенал выразительных средств. В ней гармонично сочетаются содержание, форма и техническое исполне-
ние, что проявляется в яркой выразительности образов, целостности, общей декоративной красоте решения работы, передаче состояния и настроения.
б) В рисунке неплохо (с учетом возраста) решена изобразительная сторона в сочетании с художественно-образной. Это говорит о достаточно высоком уровне общего и художественного развития учащегося: о хорошей наблюдательности, зрительной памяти, богатом запасе образных представлений, способности чувствовать и передавать характерную выразительность формы и многообразие цвета, пространственные отношения.
2. Хороший уровень
а) Работа характеризуется невысоким уровнем изобразительных умений и навыков; или: в работе, в основном (с некоторыми отклонениями) решены учебные задачи, но замысел работы не отличается большой содержательностью или носит частично репродуктивный характер. При этом рисунки эстетически привлекательны, они характеризуются эмоциональностью, энергией, достаточно интересны и выразительны декоративным решением. Отличаются цветовой гармонией, передачей определенного настроения.
б) Работа может быть скромна по своим художественным достоинствам. Она не привлекает активностью и непосредственностью чувств; для нее характерна некоторая «сухость» живописной трактовки и излишняя подробность передачи формы.
В то же время такая работа может быть достаточно целостной и не лишенной передачи тонких ощущений. Ее отличает также определенная осознанность решения композиционных задач.
За всем этим чувствуется вдумчивое, аналитическое отношение к изображаемому, стремление к возможно полному и достоверному изображению, что является характерной особенностью учащихся подросткового возраста (в основном 6-х классов и старше).
3. Средний уровень
а) При небольшом запасе изобразительных средств, довольно низ
ком уровне грамотности в передаче формы, цвета и пространственных
отношений работа может привлекать эмоциональностью, активностью,
своеобразным выражением своего отношения к изображаемому.
б) Работа характеризуется неоригинальностью замысла, не интерес
ным, примитивным композиционным решением, отсутствием цветовой
гармонизации и, в то же время, — достаточно неплохим уровнем решения
учебных задач, сравнительной грамотностью.
4. Низкий (минимальный) уровень.
В работе отмечается прямое заимствование содержательного и композиционного решения из различной визуальной информации, перечисление отдельных предметов вне достаточно выраженной образно-смысловой связи между ними, примитивность художественных средств, низкий уровень изобразительных умений и навыков, схематичность формы изображения; при этом -эмоционально-эстетическая бедность рисунка, отсутствие в нем образного начала, полная творческая пассивность.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Программы 4-летней школы. Изобразительное искусство.
Дополнительная (для углубленного изучения):
1.Амонашвили Ш. А. «Обучение. Оценка. Отметка. Серия «Педагогика и психология». — М.: Знание, 1980, № 10.
2. Липкина А. И. Самооценка школьников /Серия «Педагогика и психология»
— М.: Знание, 1976, №12.
3. Полонский В. М. Оценка знаний школьников /Серия «Педагогика и пси
хология». — М.: Знание, 1981, №4