Когда стал держать голову____________________________________ (в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть_____________________________________________ (в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить_________________________________________ (в норме с 11-12 мес.)
Когда появились зубы _________________________________________ (в норме 6-8 мес.)
К году количество зубов_______________________________________________________
ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой
температуре, хронические заболевания)
До 1 года:____________________________________________________________________
От 1 года до 3 лет: После 3 лет:
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Гуление _____________________________________________________________________
Лепет ___________________________________________________ (в норме от 4 до 8 мес.)
Первые слова с___________________________________________ (в норме около 1 года)
Первые фразы с_________________________________________ (в норме от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) _____________________________
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
1. Социальная среда, где воспитывался ребенок (дома с мамой, бабушкой, в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным либо круглосуточным пребыванием и др.).
2. Речевая среда (наличие речевой патологии у членов семьи, наличие двуязычия, какой язык преобладает в общении).
3. Отношение членов семьи к речевому дефекту ребенка (безразличие, постоянно фиксируют внимание ребенка на нарушенной речи, поправляют, предъявляют завышенные требования к речи ребенка или оставляют дефект незамеченным).
4. Какие меры принимались для устранения патологии развития:
а) занимались ли с логопедом;
б) результаты логопедической работы;
в) проводилось ли лечение у врача;
г) пребывание в специальных учреждениях образования и здравоохранения.
I. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
1. Наблюдение за ребенком в процессе обследования:
а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение
неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);
б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);
в) характер игровой деятельности ребенка (манипулирование с предметами, игры с
воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые
игры);
г) индивидуальные особенности ребенка.
2. Исследование слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек:
б) определение направления звучания игрушки.
3. Исследование зрительного восприятия:
а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом) большой -
маленький;
б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):
• 2-3 года - красный, синий, желтый, зеленый
• 3-4 года - красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый
в) восприятие формы (с 3 лет), различение основных геометрических форм - подбор
картинок по образцу:
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
а) ориентировка в пространстве (вверху - внизу, впереди - сзади):
б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);
в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).
5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики - моторная
напряженность, скованность движений, некоординированность движений, неловкость и др.).
Для детей от 2 до 3 лет:
- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
- перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
- медленно покружиться на месте:
- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
- поймать брошенный мяч;
- подпрыгнуть на двух ногах на месте;
- выполнить наклоны вперед и в стороны. Дла детей от 3 до 4 лет:
- пробежать 3—4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;
- перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
- пройти по положенному на пол шнуру;
- прыгнуть в длину с места;
- переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной перед собой).
6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики):
2-3 года - «покормить» куклу; слепить из пластилина палочку, шарик, баранку; умение самостоятельно пользоваться ложкой
3-4 года - расстегивание, застегивание пуговиц; умение держать карандаш: рисование горизонтальных и вертикальных линий: рисование круга, тела человека; складывание крупной мозаики.
7. Какой руке отдает предпочтение (правой, левой, одинаково пользуется обеими
руками).
II. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫРЕЧИ
(определение симптоматики и механизмов нарушений)
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: «А-а-а!» Ребенок плачет: «Уа!»
Поезд гудит: «У-у-у!» Ослик кричит: «Иа!»
Мышка пищит: «И-и-и». Собака лает: «Ав!»
Заблудились в лесу: «Ау!» Кошка мяукает: «Мяу».