Немного о генах человека




Содержание

Введение. 3

Генетическая эволюция и эволюция гена. 3

Немного о генах человека. 5

Гениальный FOXP2. 9

В поисках «гена речи». 12

Заключение. 13

Список использованной литературы.. 15

 

 


 

Введение

Уже многие века человек задается вопросом своего происхождения и места в этом мире. И речь не только о философских или религиозных рассуждениях. «Мыслю, следовательно, существую»[1] Рене Декарта слышал чуть ли не каждый. Но знает ли кто-нибудь что такое мышление, как в действительности оно происходит, как работает мозг? Этими вопросами в научном обществе задаются уже давно, но с каждым годом появляются все новые возможности для изучения мозговой деятельности человека, а с ними и новые открытия.

Ирония в том, что вместе с совершенными открытиями появляются все больше вопросов. В изучении мыслительных процессов человека задействованы не только биологи, но и нейрофизиологи, психологи, лингвисты, антропологи и др. Все это попытки дать ответы на вопросы «о статусе человека на эволюционной лестнице и о том, что именно отделяет нас от остального мира существ, населяющих планету»[2].

Генетическая эволюция и эволюция гена

Согласно эволюционной теории на протяжении существования жизни на Земле главным движущим фактором эволюции служит естественный отбор. Его главной функцией является сохранение генотипов, которые лучше других приспособлены к изменениям в окружающей среде. Отбор происходит по фенотипам – результатам реализации генотипа в процессе онтогенеза в конкретных условиях среды[3].

В биологии гены – это участки молекулы ДНК, почти два метра которой содержится в каждой клетке и транскрибируемой в РНК, которая впоследствии транслируется в белки[4]. ДНК выступает и как хранилище наследственной информации, и как источник матриц для синтеза большинства молекул клетки. При более глубоком изучении механизмов влияния генетики на поведение живых организмов ученым удалось установить локализацию соответствующих генов и выяснить их связь с особенностями поведения[5].

Издавна человек приручал и одомашнивал диких животных. Животных отбирали с полезными для их использования типологическими особенностями – более спокойных коров, которые давали себя доить, более быстрых лошадей и т.п. Таким образом, естественный отбор приспосабливает животного к условиям его жизни. Более того, достигнутые в результате отбора признаки типа нервной системы передаются по наследству и проявляются в дальнейшем как врожденные. Это было доказано в результате изучения ряда поколений собак в лаборатории экспериментальной генетики Института физиологии им. И. П. Павлова АН СССР[6].

Тем не менее, человек – более сложноорганизованное существо, способное совершать сложнейшие мыслительные процессы. Существуют несколько эволюционных версий в следствии чего возник мозг, сделавший человека разумным существом[7]. Обе эти версии одним из первых развил академик И.И. Шмальгаузен[8] – советский биолог, зоолог, теоретик эволюционного учения. К одной из них относится положение, что это произошло в результате серии генетических изменений, мутаций, которые привели к изменению свойства мозга и нервной системы. Впоследствии на эти изменения наслаивались иные и то, что человек имеет на сегодня – это результат не той одной начальной мутации, а целого ряда генных мутаций, которые произошли после.

Другая версия исключает тот самый начальный толчок, который привел к последующим мутациям. «Все началось с неких изменений в адаптивности, пластичности мозга, который, попадая в несколько измененную эволюционную нишу, начинал реализовывать новые возможности: начали накапливаться генетические вариации, делающие такое развитие предпочтительным [9] ». Благодаря накопленным вариациям и произошло формирование человеческого мозга в его нынешнем виде. Однако, конечно же, существуют и другие жизнеспособные теории.

Немного о генах человека

Существует мнение, что геном человека принял свой современный вид около 100 000 лет назад в результате снижения численности популяции примерно до 5000 особей, при этом большая часть мозговых и психологических различий наследуема примерно на 50%[10]. Интересно, что строение и биохимия мозга имеет очень высокую консервативность, в то время как внешние различия между людьми отражают их приспособленность к различным внешним условиям – температурам, пище, социальным условиям, болезням и т.д.[11]

Несмотря на генотипы, с биохимической точки зрения каждый человек индивидуален. В подтверждение этому можно привести примеры различных реакций людей на одно и то же лекарство. Поэтому, в настоящее время перед учеными стоит важная задача – определить конкретные функции того или иного гена для выявления, например, его принадлежности к развитию генетических заболеваний.

В статье «Зеркало для мозга» доктора медицинских наук К. В. Анохиным[12] и профессора СПбГУ, доктора филологических и биологических наук Т. В. Черниговской[13] приводится аналогия касаемо эволюции и естественного отбора в генетике мозга: «если бы мы оценивали эволюцию как множество маленьких эпизодов, каждый из которых закрепляет через естественный отбор работу какого-то гена для каких-то функций в организме, то оказалось бы, что генетическая эволюция была в значительной степени направлена на создание и поддержание функций нервной системы по сравнению с другими органами [14] ». Стоит отметить, что 80% всех генов работают именно на мозговую деятельность, то есть в геноме человека каждые восемь из десяти генов работают для мозга[15]. Это дает ученым основания для более глубокого и детального изучения не только работы мозга в целом, а свойств и функций конкретных генов.

Работа генов происходит в течение сотен миллионов лет. Однако, даже в пределах 24 часов гены способны менять свою активность. Известно, что они контролируют очень важные функции организма – цикл сна и бодрствования, обучение и нейрональную пластичность, иммунный ответ, старение, а также развитие заболеваний и выздоровление. Даже в настоящий момент, во время чтения, мозг подвергается генетическим процессам, которые позволяют запоминать прочитанное. Гены выполняют три основные функции[16]:

1) Направляют эволюцию мозга (например, развитие лобных долей, отвечающие за речь, социальные взаимоотношения, способность распознавать выражение лица);

2) Контролируют развитие мозга на протяжении всей жизни человека (начиная с внутриутробного развития и заканчивая смертью);

3) В нервных клетках контролируют мгновенные события (например, обучение, погружение в сон)

Уже давно люди отмечали сходство между родственниками, но влияние генов на поведение человека долгое время оспаривалось. В последние несколько десятков лет велись подробные исследования близнецов, братьев и сестер, что позволило опровергнуть или подтвердить некоторые теории. В частности, исследователи обнаружили сходства, выраженность которых зависела от степени родства. Так же, изучались и семьи с повышенной склонностью к определенными заболеваниям с целью выявления причин и механизмов развития заболеваний.

В сфере когнитивных наук широко освещалось исследование, которое, по мнению ученых, помогло обнаружить так называемый «ген речи». Это исследование проводилось с многодетной семьей КЕ[17], жившей в 80-х годах XX века в Великобритании. Ученые заметили, что в этой семье семеро детей имеют проблемы с речью, а при более детальном изучении оказалось, что в трех поколениях этой семьи есть люди с речевыми дефектами. Проблемы эти были связаны с произношением некоторых слов, и произносились они с заменой на слова, близкие по звучанию. Были обнаружены как легкие формы расстройства, так и тяжелые речевые нарушения, затрудняющие общение. Поскольку проблемы с речью передавались из поколения в поколения, то главным предположением было то, что в основе лежит какое-то генетическое нарушение. Из 15 членов семьи с выявленными дефектами 9 являлись женщинами, а остальные 6 – мужчины, следовательно, гипотезу о связанности заболевания с половой принадлежностью пришлось исключить. В результате исследований в 1998 г. Саймон Фишер[18] с командой генетиков смогли обнаружить, что искомый ген находится в области 7-й хромосомы[19]. В дальнейшем исследования проводились не только генетиками, но и лингвистами. Было установлено, что у представителей семьи были проблемы не только с синтаксисом и артикуляцией, а в целом с управлением языком и губами[20].

В формировании нормальной речи задействованы два участка головного мозга – зона Брока в лобной доле и зона Вернике в височной доле (рис.1). Первая зона отвечает за произношение слов, то есть за двигательную составляющую, а вторая – за понимание речи. При повреждении лобной доли, где располагается зона Брока, человек не способен произносить слова или ограничен в количестве произносимых слов – возникает моторная афазия. Если повреждения затрагивают зону Вернике, то пациент вместо слов слышит лишь неясный набор звуков – проявляется сенсорная афазия[21]. У членов семьи КЕ нарушения речи представляли собой моторную афазию. В результате проведения магнитно-резонансной томографии выяснилось, что при произнесении фраз у членов семьи снижалась активность поля Брока[22].

Гениальный FOXP2

Саймон Фишер смог обнаружить, что корень проблемы несчастной семьи КЕ находится в гене FOXP2 (Forkhead box protein P2), который кодирует белок, связанный с ДНК, включая и выключая другие гены. Ген FOXP2 принадлежит семейству FOX-генов, которые регулируют нормальное развитие эмбриона[23]. Он регулирует созревание клеток, предшествующих нейронам головного мозга с помощью контроля над активностью гена SRPX2 (sushi repeat – containing protein X-linked 2). А он, в свою очередь, кодирует структуру белка пероксиредоксина – антиоксидантных ферментов, участвующих в передаче клеточных сигналов. Таким образом ген FOXP2 управляет синаптогенезом – образованием синапсов.

В процессе эволюции в молекуле ДНК могут происходить мутации. Замены в последовательности нуклеотидов, при которых структура белка не меняется, называют синонимичными. В том случае, когда изменение в ДНК происходит с появлением новой аминокислоты в белке, то замена считается несинонимичной и ведет к изменению функции белка. В результате изучения эволюции FOXP2 выяснилось, что этот ген – один из самых консервативных в человеческой ДНК[24]. На рис.3 показано, что наибольшие изменения произошли после расхождения линий человека и шимпанзе, в то время как, например, у мышей произошла 131 синонимичная замена и лишь одна несинонимичная. Цифры, указанные через черту – количество мутаций в последовательности ДНК: несинонимичные/синонимичные. Высокая консервативность гена связана, прежде всего, с множеством функций, важных для развития организма. В том случае, если изменения в FOXP2 приводили к появлению таких форм белка, которые не выполняли необходимых функций, то неправильное развитие эмбриона приводило к его гибели. Следовательно, такие мутации не могли передаться следующему поколению.

Рис. 3. Эволюция гена FOXP2. Взято из: От слов к делу: как ген, ответственный за речь, изменил судьбу нашего вида. URL: https://biomolecula.ru/content/1784#l1 (дата обращения 8.01.2017)

Забегая вперед, стоит упомянуть, что позже Саймон Фишер опубликовал результаты исследования, в которых значились 100 генов, чья активность сильнее всего зависит от FOXP2. При этом большая их часть участвует в развитии нервной системы[25]. Небольшие изменения в этом гене могут привести к тому, что все зависимые от него гены будут работать неправильно.

Впоследствии, учеными было обнаружено, что этот же ген FOXP2 отвечает за голосовую сигнализацию у певчих птиц, звуковые сигналы обезьян, мышей, рептилий и даже эхолокацию у летучих мышей. При изучении генных основ птичьего пения рассматривался особый отдел мозга – область Х (area X), претерпевающая изменения в зависимости от сезонного изменения пения[26]. В результате наблюдений выяснилось, что «если нарушить экспрессию FOXP2 в области Х, то при обучении пению птицы воспроизводят мелодии с ошибками и не в полном объеме» [27]. При этом, в случае нарушений работы гена также нарушается и вариабельность певческих мотивов. Объясняется это тем, что ген FOXP2 участвует в формировании дофаминовых рецепторов на дендритах нейронов области Х и системе передачи сигнала от них внутрь клетки, следовательно, при изменении экспрессии гена, нарушается работа и всей схемы.

Чтобы понять, какие преимущества дает наличие именно человеческого гена FOXP2, был поставлен эксперимент, суть которого заключалась в замене у мышей их собственного гена FOXP2 на человеческий. В результате выяснилось, что «человеческая версия Foxp2 у нейронов стриатума удлиняет дендриты, а также увеличивает долговременную депрессию (long-term depression — В.Л.) проведения сигнала в нейронах и нейропластичность, что тоже благотворно влияет на деятельность мозга [28] ». Как следствие, в мозге образуются более прочные связи, которые лучше выполняют свои функции. В результате таких изменений улучшается интеграция процессов обучения в схему поведения, что очень похоже на то, как ребенок, освоив основы речи, начинает учится сам.

Таким образом, наблюдения и опыты, проводимые с различными животными, указывали лишь на то, что наличие языка у человека не сводится к одному гену. Безусловно, ген FOXP2 необходим для речи, но не является достаточным для нее. Даже первооткрыватель этого гена – Саймон Фишер – убежден, что этот ген является лишь одной частью сложной головоломки[29].

В поисках «гена речи»

Как и следовало ожидать, на одном FOXP2 поиски гена, имеющего влияние на мозговые функции, не закончились, а скорее, наоборот, начались еще более интенсивно. Дальнейшие попытки обнаружить «ген разума» привели ученых к ряду интересных открытий. Профессор Калифорнийского университета Кэтрин Поллард[30] (Katherine S. Pollard) уже на протяжении десятка лет исследует генетические изменения ДНК. В результате поиска участков ДНК, которые у человека и шимпанзе сходны между собой, а у человека сильно отличаются было выявлено 49 участков генома. Именно в них изменения были существенно выше, чем в среднем по геному[31]. В этих участках был обнаружен ген HAR1, который кодирует регуляторную РНК. Она как раз синтезируется в мозге зародыша в период седьмой и девятнадцатой недели, когда закладывается структура коры больших полушарий – наружный слой мозга, образующий борозды и извилины. Если же в это время происходят сбои и что-то идет не так, то возникает тяжелое, а не редко и смертельное, врожденное заболевание – лиссэнцефалия («гладкий мозг»)[32] При этом, человеческий HAR1 имеет 118 отличий от гена шимпанзе, в то время как между генами шимпанзе и курицы было обнаружено всего 2 отличия[33].

Также среди обнаруженных генов, которые могли бы претендовать на «тот самый» отличительный ген, стоит упомянуть про ASPM и microcephalin. Дело в том, что «в них обнаружены явные следы действия отбора, а их связь с развитием мозга подтверждается тем, что мутации в них приводят к микроцефалии» [34]. Исследователи заметили, что белок ASPM замедляет превращение нейроэпителиальных клеток в нейроны, а значит, клетки-предшественники нейронов смогут поделиться большее число раз, прежде чем стать нейронами. Изучение генов помогает не только разобраться в процессе работы мозга, но и выявить ошибки в нем. Упомянутый ген microcephalin был открыт у семей, подверженных микроцефалии – болезни, при которой мозг заменяется ликвором[35]. Тем не менее, даже наличие столь тяжелых нарушений, выживших в процессе эволюции, говорит о высокой адаптивной способности мозга.

Заключение

Как известно, мозг человека запредельно сложен, а понять, как он устроен – задача еще более сложная, если вообще выполнимая. Спустя десятилетия попыток выявить специфический ген, который может отвечать за речевые функции у человека и найти тот самый «ген речи», до сих пор не удалось. Более того, мы и представить не можем насколько сложно устроен человек и как много времени понадобится, чтобы ответить на все вопросы о функционировании его мозга. Т.В. Черниговская весьма осторожно относится к вопросам, касающимся описания генетических механизмов, сыгравших ключевую роль в биологической эволюции человека. «К тому же сейчас становится ясно, что сами когнитивные процессы влияют на процессы генетические, что заставляет многое увидеть в совершенно новом ракурсе» - объясняет она.

Как бы человек не старался познать себя, свою мозговую деятельность, все, все, что удается выяснить приводит лишь к большему количеству вопросов. Не в этом ли ирония? Но чья – природы, эволюции, Бога (для истинно верующих)?

 


 

Список использованной литературы

1. Баарс Б., Гейдж Н. Мозг, познание, разум. Введение в когнитивные нейронауки. Т.1,Т.2, М.:БИНОМ. 2014.

2. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности: Учеб. для биол. Спец. Вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – 368 с.

3. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. — Москва: ЯСК, 2013.

4. Большая советская энциклопедия. Иван Иванович Шмальгаузен. URL: https://publ.lib.ru/ARCHIVES/SH/SHMAL'GAUZEN_Ivan_Ivanovich/_Shmal'gauzen_I.I..html (дата обращения 7.01.2017)

5. Константин Анохин: URL: https://postnauka.ru/author/anokhin (дата обращения 7.01.2017)

6. От слов к делу: как ген, ответственный за речь, изменил судьбу нашего вида. URL: https://biomolecula.ru/content/1784#l1 (дата обращения 8.01.2017)

7. Рене Декарт (Rene Descartes). "Я мыслю, следовательно, я существую". URL: https://www.c-cafe.ru/days/bio/19/057_19.php (дата обращения 5.01.2017)

8. События, факты, комментарии. Ген речи. URL: https://neurobiology.ru/res/DictionaryAttachment/498/DOC_FILENAME/2008-04-10.pdf (дата обращения 7.01.2017)

9. Современная теория эволюции. Естественный отбор. URL: https://www.avifarm.ru/list.php?c=eo (дата обращения 5.01.2017)

10. Черниговская Татьяна Владимировна. URL: https://www.genlingnw.ru/person/Chernigovskaya.htm (дата обращения 7.01.2017)

11. Что делает нас людьми. URL: https://www.shapovalov.org/publ/7-1-0-114 (дата обращения 8.01.2017)

12. Элементы. Будут ли расшифрованы генетические основы разума? URL: https://elementy.ru/novosti_nauki/430352/Budut_li_rasshifrovany_geneticheskie_osnovy_razuma (дата обращения 8.01.2017)

13. Элементы. Зеркало для мозга // «В мире науки» № 5, 2008. URL: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430617/Zerkalo_dlya_mozga (дата обращения 8.01.2016)

14. Functional and Structural Brain Abnormalities Associated with a Genetic Disorder of Speech and Language. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1288272/ (дата обращения 8.01.2017)

15. Genes and Language. URL: https://www.brainfacts.org/sensing-thinking-behaving/language/articles/2009/genes-and-language/ (дата обращения 8.01.2017)

16. Katherine S. Pollard. URL: https://gladstone.org/our-science/people/katherine-pollard (дата обращения 8.01.2017)

17. Localisation of a gene implicated in a severe speech and language disorder. Nature Genetics 18, 168-170 (1998). URL: https://www.nature.com/ng/journal/v18/n2/abs/ng0298-168.html (дата обращения 8.01.2017)

18. Simon E. Fisher. URL: https://www.mpi.nl/people/fisher-simon (дата обращения 8.01.2017)


[1]Рене Декарт (Rene Descartes). "Я мыслю, следовательно, я существую". URL: https://www.c-cafe.ru/days/bio/19/057_19.php (дата обращения 5.01.2017)

[2]Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. — Москва: ЯСК, 2013. С 31

[3]Современная теория эволюции. Естественный отбор. URL: https://www.avifarm.ru/list.php?c=eo (дата обращения 5.01.2017)

[4] Баарс Б., Гейдж Н. Мозг, познание, разум. Введение в когнитивные нейронауки. Т.1,Т.2, М.:БИНОМ. 2014. С. 262

[5] Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности: Учеб. для биол. Спец. Вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – 368 с. С. 164

[6] Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности: Учеб. для биол. Спец. Вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – 368 с. С. 164

[7] Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. — Москва: ЯСК, 2013. С 31

[8] Большая советская энциклопедия. Иван Иванович Шмальгаузен. URL: https://publ.lib.ru/ARCHIVES/SH/SHMAL'GAUZEN_Ivan_Ivanovich/_Shmal'gauzen_I.I..html (дата обращения 7.01.2017)

[9] Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. — Москва: ЯСК, 2013. С 31

[10] Баарс Б., Гейдж Н. Мозг, познание, разум. Введение в когнитивные нейронауки. Т.1,Т.2, М.:БИНОМ. 2014. С. 268

[11] Баарс Б., Гейдж Н. Мозг, познание, разум. Введение в когнитивные нейронауки. Т.1,Т.2, М.:БИНОМ. 2014. С. 268

[12]Константин Анохин: URL: https://postnauka.ru/author/anokhin (дата обращения 7.01.2017)

[13]Черниговская Татьяна Владимировна. URL: https://www.genlingnw.ru/person/Chernigovskaya.htm (дата обращения 7.01.2017)

[14] Элементы. Зеркало для мозга // «В мире науки» № 5, 2008. URL: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430617/Zerkalo_dlya_mozga (дата обращения 8.01.2016)

[15] Элементы. Зеркало для мозга // «В мире науки» № 5, 2008. URL: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430617/Zerkalo_dlya_mozga (дата обращения 8.01.2016)

[16] Баарс Б., Гейдж Н. Мозг, познание, разум. Введение в когнитивные нейронауки. Т.1,Т.2, М.:БИНОМ. 2014. С. 270

[17] Functional and Structural Brain Abnormalities Associated with a Genetic Disorder of Speech and Language. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1288272/ (дата обращения 8.01.2017)

[18] Simon E. Fisher. URL: https://www.mpi.nl/people/fisher-simon (дата обращения 8.01.2017)

[19] Localisation of a gene implicated in a severe speech and language disorder. Nature Genetics 18, 168-170 (1998). URL: https://www.nature.com/ng/journal/v18/n2/abs/ng0298-168.html (дата обращения 8.01.2017)

[20] Functional and Structural Brain Abnormalities Associated with a Genetic Disorder of Speech and Language. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1288272/ (дата обращения 8.01.2017)

[21] От слов к делу: как ген, ответственный за речь, изменил судьбу нашего вида. URL: https://biomolecula.ru/content/1784#l1 (дата обращения 8.01.2017)

[22] Баарс Б., Гейдж Н. Мозг, познание, разум. Введение в когнитивные нейронауки. Т.1,Т.2, М.:БИНОМ. 2014. С. 271

[23] От слов к делу: как ген, ответственный за речь, изменил судьбу нашего вида. URL: https://biomolecula.ru/content/1784#l1 (дата обращения 8.01.2017)

[24] От слов к делу: как ген, ответственный за речь, изменил судьбу нашего вида. URL: https://biomolecula.ru/content/1784#l1 (дата обращения 8.01.2017)

[25] События, факты, комментарии. Ген речи. URL: https://neurobiology.ru/res/DictionaryAttachment/498/DOC_FILENAME/2008-04-10.pdf (дата обращения 7.01.2017)

[26] От слов к делу: как ген, ответственный за речь, изменил судьбу нашего вида. URL: https://biomolecula.ru/content/1784#l1 (дата обращения 8.01.2017)

[27]От слов к делу: как ген, ответственный за речь, изменил судьбу нашего вида. URL: https://biomolecula.ru/content/1784#l1 (дата обращения 8.01.2017)

[28] От слов к делу: как ген, ответственный за речь, изменил судьбу нашего вида. URL: https://biomolecula.ru/content/1784#l1 (дата обращения 8.01.2017)

[29] События, факты, комментарии. Ген речи. URL: https://neurobiology.ru/res/DictionaryAttachment/498/DOC_FILENAME/2008-04-10.pdf (дата обращения 7.01.2017)

[30] Katherine S. Pollard. URL: https://gladstone.org/our-science/people/katherine-pollard (дата обращения 8.01.2017)

[31] Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. — Москва: ЯСК, 2013. С 33

[32] Что делает нас людьми. URL: https://www.shapovalov.org/publ/7-1-0-114 (дата обращения 8.01.2017)

[33] Что делает нас людьми. URL: https://www.shapovalov.org/publ/7-1-0-114 (дата обращения 8.01.2017)

[34] Элементы. Будут ли расшифрованы генетические основы разума? URL: https://elementy.ru/novosti_nauki/430352/Budut_li_rasshifrovany_geneticheskie_osnovy_razuma (дата обращения 8.01.2017)

[35] Баарс Б., Гейдж Н. Мозг, познание, разум. Введение в когнитивные нейронауки. Т.1,Т.2, М.:БИНОМ. 2014. С. 279



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: