(А.Н. Корнев, 2000)
Коммуникативное поведение | Эмоциональное развитие | Познавательная активность | ||
3 мес. - комплекс оживления; про- | 2 мес. -осознанная | Внимание -длительность сосре- | ||
язык - мимиознаки и кинознаки - | ответная улыбка. | доточения: около 6 мес. - 5 сек., | ||
s | информация о чувствах и состоя- | Положительный фон | 12 мес. - до 30 сек.; прослеживает | |
ниях, обмен посланиями | настроения. | взглядом за предметом. | ||
ГО | 5 мес. - гуление, лепет, контакт | Мимически и интона- | Предметно-манипулятивная игра, | |
со ГО | глаз, обмен посланиями, особый | ционно передает свое | бросание игрушек - привлечение | |
О с | язык матери и ребенка, вокализа- | состояние | внимания взрослого. | |
ция, т.е. продналог | 6-8 мес. константность объекта, | |||
8 мес. -дифференцированная ре- | предвосхищение событий (игра | |||
1 год | акция на взрослых | «тю-тю») | ||
Отсутствие комплекса оживления | Пассивность. | Отсутствие интереса к игре. | ||
после трех мес; | Отрицательный фон | Нет константности предмета. | ||
Пассивность и недифференциро- | настроения. | Нет предвосхищения событий | ||
ванная реакция на взрослых. | Монотонный плач. | к 1 году | ||
О | После 8 мес. паника на чужих | Депрессивность. | ||
а | взрослых. Избегание глазного контакта после 6 мес. Избегание телесного контакта, ощущение ребенка как «тряпичной куклы». Отсутствие лепета после 5-8 мес. | Невротические проявления (инверсия формулы сна, ПЭП и т.п.) | ||
Уже появившиеся коммуникативные | Дифференцированные | Наглядно-действенное мышление. | ||
навыки не снимаются, | межличностные отно- | Сенсомоторный интеллект. | ||
S | а продолжают развиваться. | шения. | Сенсорные эталоны на практиче- | |
а> | Невербальные коммуникативные | Рост поведенческого | ском уровне. | |
го | циклы ребенка и матери: | репертуара. | Формирование стратегии проб и | |
СО ГО | 12-16 мес. — 10-15 циклов, к 2 го- | Положительный фон | ошибок: зрелая и незрелая. | |
О С | дам — до 20-30 циклов. | настроения | Игровая деятельность: символиче- | |
Личностно-деловое взаимодейст- | Эмоциональная ла- | ская игра (понарошку «ест» внача- | ||
вие. Языковые средства общения: | бильность | ле сам, потом «кормит» маму, | ||
2 года | голофразы и собственно фразы | позже - куклу) | ||
Низкая коммуникативная актив- | Пассивность. | Хаотические и нецеленаправлен- | ||
^: | ность | Тревожный тип. Дистемичность | ные пробы после 18 мес Исследование ртом (если не стресс). | |
О 0- | Нефункциональный характер | |||
предметной деятельности. | ||||
Преобладание манипулятивной игры. Отсутствие символической игры | ||||
Начало развития делового обще- | Продолжение форми- | Наглядно-образное мышление. | ||
ния. | рования разнообраз- | Сенсорный интеллект. | ||
Формирование общения со сверст- | ных форм поведения. | Сенсорные эталоны | ||
никами, сотрудничество | Дифференциация от- | Стратегия проб и ошибок | ||
ЕО и | Поведенческие сценарии диалога | ношений со взрослыми | Символическая игра. | |
о | со взрослыми и сверстниками. | Положительный фон | Разнообразные игры | |
с | Кризис 3 лет | настроения. Эмоциональная ла- | ||
3 года | бильность | |||
Боязнь и избегание сверстников | Пассивность в эмоцио- | Преобладание элементарных | ||
Автономность отношений ребенка к | нальных контактах. | форм исследования | ||
родителям, т.е. не привлекает к совместной деятельности родителей | Тревожный тип | Использование силовых проб. Несформированность предметной | ||
и | (нарушение детско-родительских | деятельности. | ||
а. | отношений). Низкая коммуникативная активность, что может быть задержкой психомоторного развития Низкая речевая активность | Отсутствие символической игры Стереотипный характер игры |
Литература:
1. Аксарина ИМ. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977.
2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс; 2000.
3. Жукова И.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1999.
4. Казакова Т.Г., Лыкова И.А. Каляки-маляки // Серия «Для самых-самых маленьких». М.: Карапуз, 1997.
5. Казьмин A.M., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. М.: Когито-Центр, 2001.
6. Нормы развития детей до 3 лет (Early Intervention development).
7. Пантюхина Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.: ЦОЛИУВ, 1979.
8. Руководство по раннему обучению: 0-6 лет: Портедж: США. СПб.: Институт раннего вмешательства, 1992.
9. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна: Методическое пособие. М.: Даун Центр, 2002.
10. Фьюэлл P.P. Вэдэзи П.Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей. СПб.: КАРО, Институт раннего вмешательства, 2005.
Авторы-составители:
Баранова Ольга Викторовна, Бережная Наталья Федоровна,
Богданова Любовь Григорьевна, Иванова Анна Евгеньевна, Кравец Ольга Юрьевна,
Рыбкина Ирина Александровна, Соломаха Лариса Сергеевна