Основные показатели психического развития детей раннего возраста




(А.Н. Корнев, 2000)

 

 

 

 

 

 

 

 

    Коммуникативное поведение Эмоциональное раз­витие Познавательная активность
    3 мес. - комплекс оживления; про- 2 мес. -осознанная Внимание -длительность сосре-
    язык - мимиознаки и кинознаки - ответная улыбка. доточения: около 6 мес. - 5 сек.,
  s информация о чувствах и состоя- Положительный фон 12 мес. - до 30 сек.; прослеживает
    ниях, обмен посланиями настроения. взглядом за предметом.
  ГО 5 мес. - гуление, лепет, контакт Мимически и интона- Предметно-манипулятивная игра,
  со ГО глаз, обмен посланиями, особый ционно передает свое бросание игрушек - привлечение
  О с язык матери и ребенка, вокализа- состояние внимания взрослого.
  ция, т.е. продналог   6-8 мес. константность объекта,
    8 мес. -дифференцированная ре-   предвосхищение событий (игра
1 год   акция на взрослых   «тю-тю»)
  Отсутствие комплекса оживления Пассивность. Отсутствие интереса к игре.
    после трех мес; Отрицательный фон Нет константности предмета.
    Пассивность и недифференциро- настроения. Нет предвосхищения событий
    ванная реакция на взрослых. Монотонный плач. к 1 году
  О После 8 мес. паника на чужих Депрессивность.  
  а взрослых. Избегание глазного кон­такта после 6 мес. Избегание те­лесного контакта, ощущение ребен­ка как «тряпичной куклы». Отсутствие лепета после 5-8 мес. Невротические прояв­ления (инверсия фор­мулы сна, ПЭП и т.п.)  
    Уже появившиеся коммуникативные Дифференцированные Наглядно-действенное мышление.
    навыки не снимаются, межличностные отно- Сенсомоторный интеллект.
  S а продолжают развиваться. шения. Сенсорные эталоны на практиче-
  а> Невербальные коммуникативные Рост поведенческого ском уровне.
  го циклы ребенка и матери: репертуара. Формирование стратегии проб и
  СО ГО 12-16 мес. — 10-15 циклов, к 2 го- Положительный фон ошибок: зрелая и незрелая.
  О С дам — до 20-30 циклов. настроения Игровая деятельность: символиче-
  Личностно-деловое взаимодейст- Эмоциональная ла- ская игра (понарошку «ест» внача-
    вие. Языковые средства общения: бильность ле сам, потом «кормит» маму,
2 года   голофразы и собственно фразы   позже - куклу)
  Низкая коммуникативная актив- Пассивность. Хаотические и нецеленаправлен-
  ^: ность Тревожный тип. Дистемичность ные пробы после 18 мес Исследование ртом (если не стресс).
  О 0-     Нефункциональный характер
      предметной деятельности.
        Преобладание манипулятивной игры. Отсутствие символической игры
       
    Начало развития делового обще- Продолжение форми- Наглядно-образное мышление.
    ния. рования разнообраз- Сенсорный интеллект.
    Формирование общения со сверст- ных форм поведения. Сенсорные эталоны
    никами, сотрудничество Дифференциация от- Стратегия проб и ошибок
  ЕО и Поведенческие сценарии диалога ношений со взрослыми Символическая игра.
  о со взрослыми и сверстниками. Положительный фон Разнообразные игры
  с Кризис 3 лет настроения. Эмоциональная ла-  
3 года     бильность  
  Боязнь и избегание сверстников Пассивность в эмоцио- Преобладание элементарных
    Автономность отношений ребенка к нальных контактах. форм исследования
    родителям, т.е. не привлекает к со­вместной деятельности родителей Тревожный тип Использование силовых проб. Несформированность предметной
  и (нарушение детско-родительских   деятельности.
  а. отношений). Низкая коммуникативная актив­ность, что может быть задержкой психомоторного развития Низкая речевая активность   Отсутствие символической игры Стереотипный характер игры

Литература:

1. Аксарина ИМ. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977.

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс; 2000.

3. Жукова И.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1999.

4. Казакова Т.Г., Лыкова И.А. Каляки-маляки // Серия «Для самых-самых маленьких». М.: Карапуз, 1997.

5. Казьмин A.M., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. М.: Когито-Центр, 2001.

6. Нормы развития детей до 3 лет (Early Intervention development).

7. Пантюхина Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.: ЦОЛИУВ, 1979.

8. Руководство по раннему обучению: 0-6 лет: Портедж: США. СПб.: Институт раннего вмешательства, 1992.

9. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна: Методическое пособие. М.: Даун Центр, 2002.

10. Фьюэлл P.P. Вэдэзи П.Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей. СПб.: КАРО, Институт раннего вмешательства, 2005.

Авторы-составители:

Баранова Ольга Викторовна, Бережная Наталья Федоровна,

Богданова Любовь Григорьевна, Иванова Анна Евгеньевна, Кравец Ольга Юрьевна,

Рыбкина Ирина Александровна, Соломаха Лариса Сергеевна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: