Оценка и анализ камеральных налоговых проверок




Управлением УФНС РФ по РД в результате контрольной работы за I полугодие 2009 года дополнительно начислено платежей в бюджетную систему (с учетом налоговых санкций и пени) в сумме 492.7 млн. рублей или на 79,9 млн.руб. (19,4%) больше по сравнению с I полугодием 2008 года.

Выездными и камеральными проверками доначислено 393.3 млн. рублей, в сравнении с аналогичным периодом 2008 года, доначисленная сумма увеличилась на 129.0 млн. рублей.

Итоги контрольной работы налоговых органов Республики Дагестан за 2008 год и I квартал 2009 года рассмотрены на расширенном совещании Управления ФНС России по Республике Дагестан, по результатам чего были разработаны и доведены до нижестоящих налоговых органов мероприятия по улучшению контрольной работы.

Кроме того, в адрес низовых налоговых органов направлены обзорные письма и аналитические материалы о результатах контрольной работы за 2008г. и I квартал 2009г., где были отмечены имеющиеся недостатки и нарушения в работе, а также в соответствии с письмом ФНС России от 29.04.2009г. №ШТ-14-06/146 дсп «Об итогах контрольной работы налоговых органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах в 2008 году» были даны конкретные указания по усилению налогового контроля.

Проведенными мероприятиями достигнуты определенные положительные результаты при осуществлении контрольной работы.

За I полугодие 2009 года проведено 40217 камеральных проверок, из которых в 3901 случаях (9.7%) установлены нарушения налогового законодательства. В результате доначислено 85.1 млн. рублей. В сравнении с 1 полугодием 2008 года суммы доначисленных платежей в результате камеральных проверок без учета пени по текущим платежам увеличились на 42.6 млн. руб. При этом количество камеральных проверок, выявивших нарушения, по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 1979 единиц или на 49.3%, а их удельный вес возрос на 5,1%.

Удельный вес доначисленных камеральными проверками сумм в общем объеме доначислений по результатам контрольной работы составил 27.6%, т.е. увеличился на 11.5% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года.

Проведено 3377 углубленных камеральных проверок, в результате этих проверок доначислено 51.1 млн. рублей, что на 42.9 млн. руб. больше чем за I полугодие 2008 года.

Управлением ФНС России по Республике Дагестан систематически (ежемесячно) проводится мониторинг результативности выездных налоговых проверок в подчиненных налоговых органах, а также анализ причин безрезультативности каждой проведенной проверки, не принесшей доначислений в бюджет. Результаты каждой безрезультативной проверки является предметом обсуждения у руководителей нижестоящих налоговых органов и руководства Управления с выяснением причин и виновных лиц и принятием конкретных мер по повышению эффективности работы инспекторского состава, задействованных в проведении проверок. Принимаются меры по рациональному отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок на основе сбора, обработки и анализа информации из внутренних и внешних источников, в том числе материалов камерального анализа.

В I полугодии 2009 года проведено 1116 выездных налоговых проверок, из которых в 1107 случаях выявлены нарушения налогового законодательства, и дополнительно начислено платежей в сумме 308.2 млн. рублей, что на 86.3 млн.руб. больше чем за I полугодие 2008г.

В результате принятых мер, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, значительно возрос удельный вес результативных выездных налоговых проверок. Так, если в I полугодии 2008 года удельный вес результативных проверок составлял 77.1%, то в отчетном периоде, за исключением проверок, проведенных в отношении ликвидируемых организаций, он составил 100%.

В ходе выездных налоговых проверок в 69 случаях проводилась инвентаризация имущества, в 204 случаях проведен осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений, в 18 случаях проводились допросы свидетелей, в 232 случаях проведены встречные проверки, и в 345 случаях - встречные проверки по запросам налоговых органов других регионов. За выявленные нарушения налогового законодательства составлено 548 протоколов об административной ответственности.

Ежеквартально управлением проводится анализ контрольной работы каждого налогового органа, результаты которого рассматриваются на расширенных совещаниях и по результатам направляются в налоговые органы соответствующие материалы (приказы, обзорные письма) с конкретными поручениями по усилению налогового контроля и повышению результативности проводимых проверок, а также утверждались и направлялись для реализации соответствующие мероприятия по улучшению работы. По результатам проведенного анализа в необходимых случаях налоговые органы, отстающие по результативности проверок, ставятся на дистанционный контроль. Систематически проводятся тематические и комплексные проверки в нижестоящих налоговых органах, по результатам которых дается оценка состоянию контрольной работы в целом. [16, с. 3]

В отчетном периоде с участием органов внутренних дел проведено 58 выездных налоговых проверок, против 38 проверок, проведенных совместно с органами внутренних дел в I полугодии 2008 года, по результатам которых доначислено платежей в сумме 196.4 млн. рублей, что в 5,8 раза, на 162,5 млн.руб. больше в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.

За I полугодие 2009г. налоговыми органами Республики Дагестан для дачи правовой оценки и принятия решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ в органы внутренних дел направлено 22 материала на сумму 135,1 млн. руб., что больше соответственно, в 1,3 и 2,3 раз в сравнении с соответствующими показателями 2008г. Из указанного количества инспекциями ФНС России по городам и районам республики направлено 15 материалов на сумму 106,2 млн. руб., 7 материалов на сумму 28,9 млн. руб. направлено Управлением ФНС России по Республике Дагестан.

За отчетный период органами внутренних дел, с учетом переходящих с предыдущего периода, рассмотрен 21 материал (на сумму 122,0 млн. руб.) или 60% от их общего количества. В 13 случаях на общую сумму 115,9 млн. руб. возбуждены уголовные дела (в т.ч. 3 материала на сумму 6,8 млн.руб. по ст.198 УК РФ, 9 материалов на сумму 108,5 млн.руб. по ст.199 УК РФ и 1 материал на сумму 0,7 млн.руб. по ст.199-1 УК РФ), что составляет 62% от рассмотренных материалов.

По 4 материалам в возбуждении уголовных дел отказано в виду отсутствия в действиях налогоплательщиков состава преступления, по 3 материалам от органов внутренних дел получены уведомления об отсутствии в переданных материалах признаков преступлений (без вынесения процессуального решения) и 1 материал передан по подследственности в другой правоохранительный орган.

Управлением на постоянной основе осуществляются мероприятия по ведению информационного ресурса, доведению до налоговых органов и контролю за использованием сведений из грузовых таможенных деклараций, получаемых из таможенных органов через ФНС России. Осуществляется постоянное взаимодействие непосредственно с Дагестанской таможней по вопросам проведения совместных мероприятий в отношении участников ВЭД, оформляющих грузы на таможенных постах на территории РД. В I полугодии 2009 года с использованием сведений таможенных органов было проведено 15 выездных налоговых проверок в отношении физических лиц и организаций и доначислено платежей на сумму 6,2 млн.руб. По результатам проверок, проведенных по вопросам обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по экспортным операциям отказано в возмещении НДС на сумму 5,9 млн.руб.

Рассмотрим общие показатели контрольной работы УФНС РФ по РД.

Общая сумма дополнительных начислений по результатам контрольной работы в разрезе видов налогового контроля:

Рис 1. Показатели работы УФНС РФ по РД

Таблица 1

Общие показатели контрольной деятельности УФНС РФ по РД

  Предыдущий отчетный период Отчетный период Абсолютное отклонение
Доначислено по контрольной работе, всего, тыс. руб.   501 538 +140055
по КНП, тыс. руб.   149 374 + 15716

Источник: Отчетные данные УФНС РФ по РД за 2010-2011гг.

За анализируемый период 2010 года по контрольной работе доначислено 501 538 тыс. рублей или на 140055 больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

За 2010 год по результатам проведенных камеральных налоговых проверок дополнительно начислено в бюджеты всех уровней 149374 тыс. рублей, за аналогичный период прошлого года - 133658тыс. руб. (с учетом удовлетворенных жалоб налогоплательщиков за 2010 по проверкам 2009). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года данный показатель увеличился на 15716 тыс. рублей или на 10,5 %.

Данное увеличение показателя в первую очередь связано с увеличением доначислений по следующим налогам:

Рис 2. Доначисления по различным налогам в УФНС РФ по РД

Таблица 2

Показатели доначисленных налогов

  Предыдущий отчетный период (тыс. руб.) Отчетный период (тыс. руб.) Абсолютное отклонение (тыс. руб.)
НДС      
Налог на прибыль      
УСН      

Источник: Отчетные данные УФНС РФ по РД за 2010-2011гг.

Однако, наряду с увеличением доначисленных платежей по вышеприведённым налогам произошло снижение доначислений по следующим налогам:

 

Таблица 3

Снижение доли доначисленных налогов по ЕНВД

 

  Предыдущий отчетный период (тыс. руб.) Отчетный период (тыс. руб.) Абсолютное отклонение (тыс. руб.)
НДФЛ     -9407

Источник: Отчетные данные УФНС РФ по РД за 2010-2011гг.

Причинами снижения доначислений явились: по ЕСН - отмена данного налога с 01.01.2010 года, доначисления по камеральным проверкам в 2010 году произведены по декларациям, предоставленным за 2009 год и уточнённым декларациям за прошлые отчётные (налоговые) периоды, предоставленные налогоплательщиками в 2010 году.

По НДФЛ - в 2009 году был начислен штраф физическому лицу за несвоевременное предоставление декларации по форме 3-НДФЛ за 2007 год (продажа доли в уставном капитале) в размере 6240 тыс. руб. В 2010 году штрафных санкций в таком размере не начислялось.

Соотношение видов платежей в структуре доначислений по результатам контрольной работы (налоги (взносы, сборы), пени по актам, пени, начисленные на текущую задолженность, налоговые санкции):

Рис 3. Соотношение видов платежей в структуре доначислений по результатам контрольной работы УФНС РФ по РД

 

Таблица 4

Соотношение видов платежей в структуре доначислений

 

  Предыдущий отчетный период, % Отчетный период, % Отклонение, %
налоги (взносы, сборы) 57,4 63,2 + 5,8
пени по актам 8,2 10,3 +2,1
пени, начисленные на текущую задолженность, налоговые санкции 30,2 26,5 -3,7

Источник: Отчетные данные УФНС РФ по РД за 2010-2011гг.

В общей структуре доначислений по результатам контрольной работы за анализируемый период наблюдается изменение соотношения видов платежей в сторону увеличения.

Сумма доначислений в расчете на одну результативную выездную проверку организации; сумма доначислений в расчете на одну камеральную проверку организации и физического лица:

Рис 4. Сумма доначислений в расчете на одну результативную выездную проверку


 

Таблица 5

Сумма доначислений в расчете на одну камеральную проверку организации и физического лица

  Предыдущий отчетный период Отчетный период Абсолютное отклонение
на 1 результативную КНП: организации, тыс. руб.   56,95     +10,05
Физического лица, тыс. руб. 9,53 5,96 - 3,57

Источник: Отчетные данные УФНС РФ по РД за 2010-2011гг.

 

По камеральным проверкам по данному показателю в целом наблюдается положительная динамика. Положительная динамика складывается в результате увеличения доначисленных сумм на 1 результативную проверку по юридическим лицам.

На одну проверку доначислено в среднем 67 тыс. руб., тогда как данный показатель за аналогичный период прошлого года составил - 56,95 тыс. руб., таким образом, увеличение доначислений к уровню прошлого года составило 15 %. Уровень доначислений по результатам камеральных проверок физических лиц по отношению к аналогичному периоду прошлого года снизился на 37,5 %.

Минимальная и максимальная сумма, доначисленная на одну камеральную проверку организации и физического лица:

 

Рис. 5. Сумма, доначисленная на одну камеральную проверку

Таблица 6

Минимальная и максимальная сумма, доначисленная на одну камеральную проверку организации и физического лица

  Предыдущий отчетный период Отчетный период Абсолютное отклонение
Камеральные налоговые проверки
на 1 проверку организации: минимальная сумма, тыс. руб.   0,01   0,01  
максимальная сумма, тыс. руб.     +15094
на 1 проверку физического лица: минимальная сумма, тыс. руб.   0,01   0,01  
максимальная сумма, тыс. руб.     -4621

Источник: Отчетные данные УФНС РФ по РД за 2010-2011гг.

По камеральным налоговым проверкам

По минимально доначисленной сумме по КНП организаций и физиеских лиц: начислен штраф за несвоевременное предоставление деклараций, по п.1 ст. 119 НК РФ - 100 руб.

По максимально доначисленной сумме по КНП организаций: Доначисление произведено по декларации по НДС, предоставленной налогоплательщиком «Н» за 3 кв. 2009 года. По результатам проведенной камеральной проверки данной декларации установлено не правомерное использование льготы предусмотренной п. 25 ст.149 НК РФ в связи с не предоставлением документов по требованию инспекции, подтверждающих правомерность заявленной льготы. По результатам указанной проверки доначислено платежей в бюджет в размере 18855 тыс. руб., в том числе: налог - 15966 тыс. руб., штрафные санкции по ст. 122 НК РФ - 2 889 тыс. руб.

По максимально доначисленной сумме КНП физических лиц доначисление произведено по налоговой декларации по НДФЛ за 2009 год, предоставленной ИП в размере 1619 тыс. руб. Налогоплательщику отказано в возмещении сумм НДФЛ удержанного с заработной платы в Сербии, в связи с отсутствием подтверждающих документов об удержании налога в Сербии.

Количество сотрудников, осуществляющих налоговые проверки:

 

Рис. 5. Число сотрудников, осуществляющих налоговые проверки


 

Таблица 7

Количество сотрудников, осуществляющих налоговые проверки

  Предыдущий отчетный период Отчетный период
количество сотрудников, осуществляющих КНП: по штату, ед.    
по факту, ед.    

Источник: Отчетные данные УФНС РФ по РД за 2010-2011гг.

На 01.01.2011 года в отделах камеральных проверок так же имеется 2 вакансии на постоянные ставки. В связи с этим фактически осуществляют проведение камеральных проверок 29 человек.

Нагрузка на 1 сотрудника контрольного блока:

 

Рис. 6. Нагрузка на 1 сотрудника контрольного блока

Расчет нагрузки на 1 сотрудника, осуществляющего КНП рассчитан исходя из фактической численности отдела выездных и камеральных проверок по состоянию на 01.01.2011.

Количество представленных налогоплательщиками возражений по актам налоговых проверок, результаты их рассмотрения:

Рис. 7. Количество представленных налогоплательщиками возражений по актам налоговых проверок, результаты их рассмотрения

За 2010 год налогоплательщиками оспорено 182 акта налоговых проверок, в том числе юридическими лицами - 115 акта, индивидуальными предпринимателями - 52 актов, физическими лицами - 15 актов, кроме того - 19 актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях.

Оспариваемая налогоплательщиками сумма в представленных возражениях по актам налоговых проверок составила 1 295 258.4 тыс. руб., в том числе:

Юридическими лицами - 1 293 028,98 тыс. руб.,

Индивидуальными предпринимателями - 1 424,43 тыс. руб.,

Физическими лицами - 805,01 тыс. руб.

Оспариваемая сумма налогоплательщиками физическими лицами уменьшилась по сравнению с предыдущим отчетным периодом т.к. при вводе в ЭОД данных ряда возражений индивидуальных предпринимателей был неправильно определен признак заявителя как «физическое лицо». Вследствие чего, в указанную сумму ошибочно вошли оспариваемые суммы налогоплательщиками индивидуальными предпринимателями.

За 2009 год налогоплательщиками оспорено 237 актов налоговых проверок. В 2010 году произошло уменьшение количества возражений налогоплательщиков по актам налоговых проверок на 55 единиц.

Основными причинами возражений по актам налоговых проверок в 2010 году стали:

На основании п.1 ст.112 и п.3 ст.114 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), налогоплательщики по актам камеральных налоговых проверок, просят применить смягчающие обстоятельства.

Удовлетворены (удовлетворены частично) 20 возражений.

Несогласие с наложением штрафных санкций за несвоевременное представление декларации (расчета) по ст. 119, 126 НК РФ.

Удовлетворены (удовлетворены частично) 63 возражения, 16 возражений оставлены без удовлетворения.

Несогласие с доначислениями по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), связанными с необоснованным уменьшением налога на сумму заявленных, но фактически неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное (ОПС), социальное, медицинское страхование (ОМС).

В подтверждение правомерности уменьшения ЕНВД, подлежащего уплате в бюджет за 1 и 2 кварталы 2010 года, данной категорией налогоплательщиков предоставлены копии платежных документов, подтверждающих уплату страховых взносов на ОПС в соответствующем квартале 2010 года. Следовательно, у налогового органа отсутствуют основания для доначисление ЕНВД за указанный налоговый период. Доводы налогоплательщиков, изложенные в возражениях обоснованны, позиция правомерна.

По указанным основаниям удовлетворены полностью 23 возражения.

Несогласие с привлечением к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ, в том числе в связи с несоблюдением условий п.4 ст.81 НК РФ

Несогласие с отказом в предоставлении имущественного налогового вычета.

Частично удовлетворено 2 возражения. 4 возражения оставлены без удовлетворения.

Количество жалоб налогоплательщиков на решения налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок, результаты их рассмотрения:

Таблица 8

Жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок

  Предыдущий период Отчетный период
  КНП КНП
Количество поступивших жалоб налогоплательщиков на решения налоговых органов, ед.    
оспариваемая сумма, тыс. руб.   5 594
Налоговым органом рассмотрено жалоб, ед.    
удовлетворено жалоб полностью, ед.    
частично, ед.    
отказано, ед.    
Сумма удовлетворенных требований, тыс. руб.   3 339

Источник: Отчетные данные УФНС РФ по РД за 2010-2011гг.

Общее количество жалоб поступивших в Управление в 2011 году на решения налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок, составило 71, из них 50 - по результатам камеральных налоговых проверок.

Сумма оспариваемых требований составила - 1 227 086 тыс.руб., из них 5 594 - по результатам камеральных налоговых проверок.

Из 71 жалобы, рассмотрено 47 жалоб (27-КНП), Удовлетворено жалоб полностью - 17, из них 14 - по камеральным налоговым проверкам.

Частично удовлетворено 8 жалоб, из них 4 - по КНП.

Полностью отказано в удовлетворении 22 жалоб, 9 - по результатам камеральных налоговых проверок.

Сумма удовлетворенных требований 20 428 тыс.руб.из них по результатам камеральных налоговых проверок - 3 339 тыс. руб.

Количество решений налоговых органов, по результатам рассмотрения которых налогоплательщик обратился в судебные органы, результаты рассмотрения данных обращений:

Рис. 8. Результаты рассмотрения количества решений налоговых органов в пользу налогоплательщиков

Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения камеральных проверок налоговых деклараций за 2011 год, были следующие:

1.Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (п. 1 ст. 119 НК РФ).

2. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Наиболее крупные доначисления произведены:

ООО "Фирма Волга" ИНН 8612001284 по декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2010г доначислено 9493 тыс. руб. Решение №10/7169 от 10.03.2011г. Предприятием занижена сумма дохода от реализации продукции, работ, услуг за 9 месяцев 2010г на сумму 15341 тыс. руб.

ООО "АвтодизельТрансУслуги" ИНН 8612012984 по уточненной декларации по НДС за 1 кв. 2010г по Решение №10/22084 от 31.03.2011г. предъявлено штрафных санкций на сумму 197 тыс. руб. в результате не исполнения налогоплательщиком условий предусмотренных п.4 ст.81 НК РФ при предоставлении уточненной налоговой декларации.

ООО «Сфера» ИНН 8604041580 по декларации по налогу на прибыль за 2010 год доначислено 17460 тыс. руб. Решение №10/ 24149 от 21.09.2011г. Предприятием занижена сумма дохода от реализации продукции, работ, услуг за 2010 год на 69894 тыс. руб.

ООО «Нур-Ай» ИНН 8604005221 по декларации по НДС за 4 кв.2010 года доначислено 3328 тыс. руб. Решение №10/ 25500 от 17.12.2011 года. Предприятием неправомерно заявлены налоговые вычеты.

3. Непредставление документов подтверждающих правомерность применения налоговых льгот по НДС.

Наиболее крупные доначисления произведены:

ОАО «Юганскпромснабкомплект» ИНН 8604021576 по декларации за 3 кв.2010г по Решению №10/ 22054от 11.03.2011 доначислен налог и штраф по ст. 122 НК РФ в сумме 18855 тыс. руб. (налогоплательщиком не подтверждена льгота, предусмотренная п.25 ст.149 НК РФ). Так же плательщик привлечен к налоговой ответственности по аналогичным основаниям по декларации за 1 кв. 2008 года (доначислено: налога - 1270 тыс. руб., штрафных санкций по ст. 122 НК РФ - 254 тыс. руб.), за 4 кв.2010 (доначислено налога 7982 тыс. руб., штрафных санкций -1595 тыс. руб.)

Наиболее крупные доначисления произведены:

ООО «СФ «Фундамент» ИНН 8604039534 по декларации за 2010 год доначислено 2556 тыс. руб. по декларации за 9 мес-в 2010г доначислено 3165 тыс. руб.

ОАО "Сибирь" ИНН 8604001724 по декларации за 9 месяцев 2010 года доначислено 2584 тыс. руб.

ООО "Нефтеюганское Дорожное Ремонтно-Строительное Управление" ИНН 8604033003 доначислено по декларации за 9 месяцев 2010 года 2331 тыс. руб. за 2010 год доначислено 1542 тыс. руб.

ООО «Алтай» ИНН 8619002079 по декларации за 9 месяцев 2010г. Решение № 10/7007 от15.01.2011 года доначислено 1106 тыс. руб.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: