Коммуникативный подход в обучении русскому языку




 

Современная методика преподавания русского языка характеризуется внедрением в практику обучения новых подходов и методов, заимствованных из зарубежных методик. Традиционно обучение русскому языку было ориентировано прежде всего на овладение учащимися знаниями,умениями, навыками. Сегодня приходит иное понимание назначения предмета. Важным становится развитие личности школьника, способного жить и трудиться, творчески реализовывать себя в постиндустриальном обществе XXI века.

Подход - главное стратегическое направление, которое определяет все компоненты системы обучения: его цели, задачи и содержание, пути и способы их достижения, деятельность преподавателя и ученика, технологии (приемы) обучения, критерии эффективности образовательного процесса, систему контроля.

Подход как направление в обучении характеризует те или иные принципы, или базисные теоретические положения, которые обосновывают главные особенности системы обучения

 

Коммуникативный подход в обучении - это подход, направленный на формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания неродной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Коммуникативный подход в обучении, прежде всего, призван научить учащихся свободно ориентироваться в иноязычной среде, а также уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуациях.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что совершенствуется речевая деятельность во всех ее видах.

Целями коммуникативного подхода являются:

1. Развитие коммуникативной компетенции – овладение учениками общением на русском языке (умение говорить и понимать речь).

2. Научить использовать русский язык как инструмент межкультурного общения.

3. Помочь овладеть наиболее употребительной лексикой.

 

Коммуникативный подход может включать в себя следующие аспекты:

§ знание того, как использовать язык для различных целей и функций;

§ знание того, как меняется язык в зависимости от ситуации и самих участников;

§ умение создавать, читать и понимать тексты различного типа и характера (например, рассказы, интервью, диалоги, доклады);

§ умение поддерживать разговор даже при ограниченной лексической и грамматической базе.

 

Принципы коммуникативного подхода в обучении:

§ I принцип речемыслительной активности учащихся, предусматривающий стимулирование речевой деятельности школьников, постоянное вовлечение их

§ в процесс общения на изучаемом языке;

§ II принцип индивидуализации, под которым понимается учет всех свойств ученика как индивидуальности: его способностей, умений осуществлять учебную деятельность, личных качеств.

§ III принцип функциональности, предусматривающий отбор лексического материала, адекватного процессу коммуникации;

§ IV принцип ситуативности. Речевые единицы, произнесенные или воспринятые вне ситуации, не остаются в памяти, так как не являются значимыми для человека;

§ V принцип новизны предполагает обучение на неизвестном ранее информативном материале.

Средства обучения:

 

§ Говорение, аудирование, чтение, письмо;

§ вербальные средства общения;

§ паралингвистика (интонация, тональность, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, паузация и т. п.);

§ экстралингвистика (стук в дверь, смех, плач, различные шумы

§ и невербальные средства общения

- кинесика (жесты, мимика, контакт гл аз);

- проксемика (позы, телодвижения, дистанция, т. е. пространственно-временная организация общения).

 

Меняется и роль учителя в обучении на основе коммуникативной методики. Отныне учитель должен быть:

§ помощник,

§ друг,

§ советчик.

 

 

Учитель в процессе обучения должен:

- постоянно следить за качеством произношения детьми звуков в словах;

- фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, на возможных смысловых связях между словами;

- своевременно предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, реагировать на него;

- упражнять детей в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах и речевых ситуациях;

- обращать внимание детей на смыслоразличительную функцию словообразования, сравнивать смысловую и морфологическую сторону родственных слов;

- целенаправленно обучать построению связного высказывания на практическом уровне.

 

Коммуникативный подход предполагает формирование речевых умений в условиях, адекватных условиям речевой деятельности. Основные требования, которым должен соответствовать коммуникативный подход обучения русскому языку:

- процесс обучения русскому языку должен активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

- обучение русскому языку должно осуществляться в процессе общения, на основе реальных (или близких к ним) ситуаций общения;

- дидактический материал должен иметь коммуникативно ценное содержание;

- структура и содержание изучаемого материала должны иметь функциональный характер: лексические и грамматические единицы должны быть сначала включены в речевые образцы, а затем – в систему речевых действий, выполняемых учащимися в ситуациях общения;

- одним из средств мотивации речевой деятельности учащихся должна стать речевая ситуация.

 

Основу коммуникативных методик составляют коммуникативные методы обучения. Использование данных методов предполагает наличие ряда факторов, обеспечивающих продуцирование и восприятие текстов в соответствии с поставленной коммуникативной целью, а именно:

- мотивированность – наличие потребности поделиться впечатлениями о чем-либо, получить необходимую информацию, вступить в контакт;

- содержательность – свободное владение фактическим материалом, умение его структурировать в соответствии с темой и замыслом;

- языковое оформление – свободное оперирование языковыми средствами с учетом коммуникативной ситуации;

- значимость – продуцируемый и воспринимаемый текст должен иметь определенное значение для всех участников коммуникации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: