Современная методика преподавания русского языка характеризуется внедрением в практику обучения новых подходов и методов, заимствованных из зарубежных методик. Традиционно обучение русскому языку было ориентировано прежде всего на овладение учащимися знаниями,умениями, навыками. Сегодня приходит иное понимание назначения предмета. Важным становится развитие личности школьника, способного жить и трудиться, творчески реализовывать себя в постиндустриальном обществе XXI века.
Подход - главное стратегическое направление, которое определяет все компоненты системы обучения: его цели, задачи и содержание, пути и способы их достижения, деятельность преподавателя и ученика, технологии (приемы) обучения, критерии эффективности образовательного процесса, систему контроля.
Подход как направление в обучении характеризует те или иные принципы, или базисные теоретические положения, которые обосновывают главные особенности системы обучения
Коммуникативный подход в обучении - это подход, направленный на формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания неродной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Коммуникативный подход в обучении, прежде всего, призван научить учащихся свободно ориентироваться в иноязычной среде, а также уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуациях.
Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что совершенствуется речевая деятельность во всех ее видах.
Целями коммуникативного подхода являются:
1. Развитие коммуникативной компетенции – овладение учениками общением на русском языке (умение говорить и понимать речь).
2. Научить использовать русский язык как инструмент межкультурного общения.
3. Помочь овладеть наиболее употребительной лексикой.
Коммуникативный подход может включать в себя следующие аспекты:
§ знание того, как использовать язык для различных целей и функций;
§ знание того, как меняется язык в зависимости от ситуации и самих участников;
§ умение создавать, читать и понимать тексты различного типа и характера (например, рассказы, интервью, диалоги, доклады);
§ умение поддерживать разговор даже при ограниченной лексической и грамматической базе.
Принципы коммуникативного подхода в обучении:
§ I принцип речемыслительной активности учащихся, предусматривающий стимулирование речевой деятельности школьников, постоянное вовлечение их
§ в процесс общения на изучаемом языке;
§ II принцип индивидуализации, под которым понимается учет всех свойств ученика как индивидуальности: его способностей, умений осуществлять учебную деятельность, личных качеств.
§ III принцип функциональности, предусматривающий отбор лексического материала, адекватного процессу коммуникации;
§ IV принцип ситуативности. Речевые единицы, произнесенные или воспринятые вне ситуации, не остаются в памяти, так как не являются значимыми для человека;
§ V принцип новизны предполагает обучение на неизвестном ранее информативном материале.
Средства обучения:
§ Говорение, аудирование, чтение, письмо;
§ вербальные средства общения;
§ паралингвистика (интонация, тональность, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, паузация и т. п.);
§ экстралингвистика (стук в дверь, смех, плач, различные шумы
§ и невербальные средства общения
- кинесика (жесты, мимика, контакт гл аз);
- проксемика (позы, телодвижения, дистанция, т. е. пространственно-временная организация общения).
Меняется и роль учителя в обучении на основе коммуникативной методики. Отныне учитель должен быть:
§ помощник,
§ друг,
§ советчик.
Учитель в процессе обучения должен:
- постоянно следить за качеством произношения детьми звуков в словах;
- фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, на возможных смысловых связях между словами;
- своевременно предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, реагировать на него;
- упражнять детей в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах и речевых ситуациях;
- обращать внимание детей на смыслоразличительную функцию словообразования, сравнивать смысловую и морфологическую сторону родственных слов;
- целенаправленно обучать построению связного высказывания на практическом уровне.
Коммуникативный подход предполагает формирование речевых умений в условиях, адекватных условиям речевой деятельности. Основные требования, которым должен соответствовать коммуникативный подход обучения русскому языку:
- процесс обучения русскому языку должен активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- обучение русскому языку должно осуществляться в процессе общения, на основе реальных (или близких к ним) ситуаций общения;
- дидактический материал должен иметь коммуникативно ценное содержание;
- структура и содержание изучаемого материала должны иметь функциональный характер: лексические и грамматические единицы должны быть сначала включены в речевые образцы, а затем – в систему речевых действий, выполняемых учащимися в ситуациях общения;
- одним из средств мотивации речевой деятельности учащихся должна стать речевая ситуация.
Основу коммуникативных методик составляют коммуникативные методы обучения. Использование данных методов предполагает наличие ряда факторов, обеспечивающих продуцирование и восприятие текстов в соответствии с поставленной коммуникативной целью, а именно:
- мотивированность – наличие потребности поделиться впечатлениями о чем-либо, получить необходимую информацию, вступить в контакт;
- содержательность – свободное владение фактическим материалом, умение его структурировать в соответствии с темой и замыслом;
- языковое оформление – свободное оперирование языковыми средствами с учетом коммуникативной ситуации;
- значимость – продуцируемый и воспринимаемый текст должен иметь определенное значение для всех участников коммуникации.