ТЕМЫИ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ
Методические указания
Санкт-Петербург
УДК
Селиверстова Н.А. Эссе по философии: темы и методика подготовки. Методические указания / Под ред. доц. В.Е.Быданова – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2013. – …. с.
Методические указания содержат рекомендации по основным вопросам организационно-методического характера, связанным с самостоятельной работой студентов в процессе подготовки и написания эссе по дисциплине «Философия». Представлены темы эссе по основным разделам курса философии и по философским первоисточникам, список рекомендуемой литературы. Даны рекомендации по написанию эссе, указаны основные критерии оценки студенческих работ.
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия» и обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавров. Разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе рабочей программы дисциплины «Философия» и позволяют обучающимся приобрести общекультурные компетенции (ОК-1, ОК-2, ОК-5).
Рецензент:
Утверждены на заседании методической комиссии факультета экономики и менеджмента _________2013 г.
Рекомендованы к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)
Введение
Написание эссепредставляет собой один из важнейших элементов учебного процесса, форму учебной и одновременно творческой работы студента. Цель эссе состоит в развитии у студента таких навыков, как самостоятельное творческое мышление, последовательное и логичное изложение собственных мыслей, обоснование своей точки зрения. Написание эссе позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать свои идеи соответствующими примерами, аргументировать свои выводы
Прежде, чем преступить к работе, студентам полезно узнать, что термин "эссе" пришел в русский язык из французского: слово «еssаi» можно перевести как «опыт», «набросок». Эссе – это жанр публицистики или критики, где в свободной, непринужденной форме излагаются мысли автора по какому-либо вопросу.
Создателем жанра эссе считается французский мыслитель эпохи Возрождения Мишель Монтень, издавший в 1580 г. труд под названием "Опыты" (по-французски «Les Essais»), в котором изложил свое видение различных проблем, опираясь на личный жизненный опыт. Не случайно в предисловии «К читателю» Монтень написал: «…содержание моей книги – я сам…»
По сравнению со сложными философскими трактатами, обращенными, главным образом, к выпускникам философских факультетов, эссе Мишеля Монтеня были адресованы любому образованному читателю, склонному к размышлениям о жизни человека вообще и своей собственной – в частности. Эссе позволяли читателю сравнить свой собственный жизненный опыт с наблюдениями автора, соглашаться с его выводами или категорически отвергать их, приходя к определенному заключению о том, как должно жить и действовать. Жизненная мудрость, выраженная в афористичных формулировках, сделали эссе одним из самых популярных и жанров философского творчества.
В дальнейшем многие известные философы творили в жанре эссе. Во Франции – Паскаль, Дидро, Вольтер и др. В Англии Ф.Бэкон своим сочинениям впервые в английской литературе дал название «essays». В ХХ веке к жанру эссе обращались многие мыслители, в частности, философ-экзистенциалист Альбер Камю, автор таких известных эссе как «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» и «Бунтующий человек». (Кстати, предварительное знакомство с этими сочинениями поможет студентам лучше понять специфику эссеистского творчества).
Специфика эссе.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).
В отличие от реферата,эссе - это:
- сочинение небольшого объема (от 3-х – до 10 стр. машинописного текста),
- написанное на конкретную тему (труд, посвященный анализу широкого круга проблем, не может быть выполнен в жанре эссе);
- свободной композиции (в студенческом эссе не требуется такого раздела, как «оглавление» с четким перечислением глав и параграфов в силу небольшого объема работы);
- выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному вопросу;
- эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.
Основные типы эссе по дисциплине «философия».
Эссе по философии можно писать:
1) как рецензию на прочитанную философскую книгу (или фрагмент текста произведения – главу, параграф и пр
2) как размышление на определенную тему или по поводу высказывания (афоризма) какого-либо философа).
Каждый из этих видов эссе имеет свою специфику, как в процессе подготовки, так и непосредственно в написании. Поэтому, прежде, чем приступить к работе по написанию эссе, студенту следует ознакомиться с данными указаниями и понять, какой именно тип эссе ему ближе, доступнее, интереснее, и позволит в максимальной степени проявить свои творческие способности.