ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ в СЛОВОСОЧЕТАНИИ




Билет № 1

Русский язык в современном мире.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения

Если посмотреть вокруг, то можно обнаружить массу вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, автомобиль, корабль, самолет, ракета…

Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, – это язык. Говорить умеют практически все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – способствовать тому, чтобы люди понимали друг друга при общении, при общей работе.

Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества; развитие науки, техники, искусства. Значение языка (речи, слова) отмечают многие русские пословицы.

• Человеческое слово стрелы острее.

• Хорошую речь хорошо и слушать.

• Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.

• Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

На эту тему существует также целый ряд высказываний знаменитых деятелей литературы, философии, искусства

• Язык – всем знаниям и всей природе ключ (Г. Р. Державин).

• Письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время (Я. К. Грот).

• Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил (А. П. Сумароков).

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества. Главное назначение (или функция) языка – служить средством общения, коммуникации. Язык неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения наших мыслей и чувств.

На нашей планете более двух тысяч языков. Среди них русский язык является одним из самых распространенных. Он включает в себя все многообразие языковых средств, используемых в общении между людьми. Несмотря на то что языки отличаются друг от друга, все-таки у каждого из них есть «родственники» среди других языков. Русский язык, так же как украинский и белорусский, относится к восточнославянским языкам. Языки данной группы имеют один и тот же источник происхождения – древнерусский язык. Отсюда – целый ряд близких черт (в частности, схожесть словарного состава: существительные – русское «белок», украинское «бiлок», белорусское «бялок»; прилагательные – русское «белый», украинское «бiлий», белорусское «белы»; глаголы – русский «белеть», украинский «бiлiти», белорусский «белець»).

Русский язык существует и развивается только потому, что он одновременно выполняет все универсальные, свойственные любому языку функции.

При помощи языка люди общаются, передают друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. Любое слово нашего языка – это не просто набор звуков: оно имеет свое значение. И мыслим мы при помощи этих же значений. Поэтому язык тесно связан с мышлением и познанием. Все знания человека об окружающей действительности закреплены в языке и выражены в словах, словосочетаниях и предложениях, общепринятых и общепонятных. Это позволяет передавать людям знания из поколения к поколению.

В современном мире русский язык выполняет, помимо названных, еще три функции.

Во-первых, русский язык – это национальный язык русского народа. На нем созданы замечательные памятники искусства и литературы, это язык науки, культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле их соединений заложена та информация, которая передает нам знания о мире и людях, приобщая к духовному богатству, созданному многими поколениями предков.

Во-вторых, русский язык – это государственный язык Российской Федерации. Когда существовал СССР, русский язык таковым не являлся – слишком много национальностей населяло территорию Советского Союза. Теперь он является языком, обслуживающим не только потребности людей в быту и на работе, но и официальным языком государства, языком науки, производства и, конечно же, культуры.

В-третьих, русский язык – это один из международных языков.

В международных отношениях государства пользуются мировыми языками, юридически провозглашенными Организацией Объединенных Наций в качестве официальных и рабочих языков ООН. Такими языками являются английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский. На любом из шести языков могут осуществляться межгосударственные политические, хозяйственные, научные и культурные контакты, проводиться международные встречи, форумы и т. д.

Изучение русского языка в школе призвано раскрыть богатство, красоту и величие русского национального языка, укрепить и сделать более осознанной гордость за него и любовь к нему. Русский язык – язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в культуре, науке, общественной мысли, литературе и т. д. Во всех этих достижениях – большой вклад русского языка как средства общения, как формы национальной культуры.

Изучение родного языка должно начинаться с изучения высказываний о нем тех, кто в совершенстве владел русским словом.

• Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков – от самых твердых до самых нежных и мягких Н. В. Гоголь.

• Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней жизни своей К. Г. Паустовский.

• Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен А.И.Куприн.

 

Билет № 2

Знаки препинания и их функции.

В русском языке 10 знаков препинания. Они играют важную роль, позволяют правильно понять письменную речь, обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание смысла высказывания и эмоциональных оттенков предложения. Вообще, без знаков препинания текст был бы набором слов. У них разнообразный круг употребления. На первый взгляд, трудно разобраться в их постановке, но научиться этому можно, нужно только знать пунктуационные правила.

ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

ЗНАКИ ЗАВЕРШЕНИЯ(точка, вопросительный знак,восклицательный знак,многоточие) используются для оформления отдельного предложения как законченного и для отделения каждого предложения от последующего в тексте.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ препинания (запятая, точка с запятой,тире, двоеточие) служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами, а в сложном- для разделения простых предложений входящих в его состав.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ препинания (запятая-две запятых,тире-два тире,скобки, кавычки) служат для обозначения границ тех смысловых отрезков,которые осложняют простое предложение-обращений, вводных слов, а также прямой речи.

Знаки препинания Какую роль играют
Точка Вопросительный знак Восклицательный знак Многоточие Завершения (знаки конца предложения, одновременно они отражают целенаправленность высказывания)
Запятая Точка с запятой Тире Двоеточие Разделения (однородные члены предложения, части СП, прямая речь и слова автора)
Кавычки Скобки Две запятые Два тире Выделения (обособленные определения, обособленные обстоятельства, обращение, вводные слова, прямая речь)

 

Примечание* к таблице: Кавычки также могут употребляться и как смысловой знак: они выделяют переосмысленные компоненты. Синтаксическое выделение осуществляется парными знаками, по своей природе - кавычками или скобками - или по употреблению - запятыми, тире.

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ФУНКЦИИ

1.Точка Членение текста на значимые в грамматическом и

смысловом отношении части

2.Восклицательный знак А.Передаёт соответствующую интонацию

3.Вопросительный знак В.Указывают на целевое назначение предложения

или его эмоциональную окраску

4.Многоточие А.Отделительная

В.Знак эмоционального напряжения

С.Подчёркивает неисчерпанность передаваемого

содержания

Д.Сигнал преднамеренного пропуска частей

5.Запятая А.Членение текста на значимые в грамматическом

и смысловом отношении части

В.Выделение в предложении особозначимых частей

6.Точка с запятой А.Членение текста на значимые в смысловом и

грамматическом отношении части

7.Тире А.Означает пропуск связки в сказуемом(подлежа-

щее и сказуемое выражены существительным,

числительным,инфинитивом, словосочетанием с

существительным в им. падеже

В.Означает пропуск членов предложения

С.Передача значений условия, времени, сравнения,

следствия, сопоставления в БСП

Д.Отделяет однородные члены от обобщающего

слова

Е.Означает композиционную,интонационную,

смысловую неожиданность

Ж.Выделение в предложении особо значимых

частей(обособление, выделение слов и сочета-

ний,грамматически не связанных с членами

предложения)

8.Двоеточие Разъяснительно-пояснительная(отделяет однородно-

родные члены от обобщающего слова, слова автора

от прямой речи,части БСП

9.Скобки Выделение в предложении особо значимых частей

(обособление,выделение слов и сочетаний,грамматически не связанных с

членами предложения)

Привести примеры

Билет № 3

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст.

Синтаксис как наука – это раздел грамматики, изучающий строение связной речи.

Каковы объекты изучения синтаксиса?

Словосочетание. Это соединение синтаксем в определенную структуру, имеющую обобщенное значение (вкусное блюдо - предмет и признак).

Простое предложение. Особый признак предложения - предикативность - «сообщительность» (то есть предложение сообщает, дает новую информацию, а не просто называет предмет).

Сложное предложение. Его основной признак - взаимодействие предикативных единиц.

Сложное синтаксическое целое. Его признак - объединение простых и сложных предложений какой-либо микротемой.

Текст.

Текст как единица синтаксиса (От латинского «textus» — «ткань», «сплетение», «соединение», «связь») — это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств Основные признаки текста Смысловая цельность Законченность высказывания ЧЛЕНИМОСТЬ НА АБЗАЦЫ(микротемы) Композиционное и смысловое единство Наличие грамматической связи между предложениями Смысловая цельность Высказывание на определенную тему Все предложения объединены идеей (основной мыслью) То, о чем или о ком говорится в тексте К тексту можно подобрать заголовок, отражающий тему или основную мысль – То, что автор говорит о теме, какое отношение к ней выражает Для автора: его замысел раскрыт полностью ЗАКОНЧЕННОСТЬ (завершенность) ВЫСКАЗЫВАНИЯ Для читателя: он осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил полную информацию о предмете речи Текст может состоять из одного предложения (афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление) Композиционное и стилевое единство Наличие начала, конца текста, определенный порядок предложений Текст всегда оформляется стилистически: соотносится с одним из используемых в языке стилем речи  
   
   
   
   

Таким образом, объекты расположены системно.

 

Билет № 4

Словосочетание и его виды.

Словосочетание - это соединение двух или нескольких слов связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание имеет главное и зависимое слово. Главным является то от которого можно задать вопрос к зависимому и установить подчинительную связь. По главному слову словосочетания бывают именными, глагольными и наречными. По зависимому слову словосочетания могут быть связаны такими видами связи, где главное и зависимое слово согласуются в роде числе и падеже.

Словосочетание — это сочетание двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи. Как и слова, словосочетания служат наименованиями предметов, признаков, действий и т. д., но наименованиями более точными, более конкретными, чем слова (ср.: читатьчитать вслух; веселоочень весело; мячфутбольный мяч и т. п.т. п.).

Одно из слов в словосочетании является главным, его распространяет (поясняет) зависимое от него слово (то есть грамматические свойства главного слова обусловливают грамматические свойства зависимого, например его род, число или падеж). Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.

любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться
озером (каким?) голубым – главное слово озером
любоваться (как?) долго - главное слово любоваться

В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:

  • именные
  • глагольные
  • наречные

любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное

озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное

любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное

три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное

очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное

Средствами выражения зависимости одного слова от другого, т.е. связи и смысловых отношений между словами, в словосочетании являются формы слов, предлоги, по­рядок слов, интонация. От главного слова к зависимому какой? насколько? о чем?

можно задать вопрос, например: свежий ветер, совсем глупый, рассказать о поездке.

Как и у слова, у словосочетания принято отмечать начальную форму: для этого нужно поставить в начальную (словарную) форму главное слово. Например, начальная форма словосочетания на лесной тропинкелесная тропинка, а словосочетания пришёл вовремяприйти вовремя.

Не являются словосочетаниями:

1) сочетание подлежащего и сказуемого (это уже предложение): магазин закрыт; день жаркий; поезд прибывает;

2) ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью (когда ни одно из слов не подчинено другому): книги, газеты и журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег;

3) сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным: около дома (около — предлог); тоже пришёл (тоже — союз); словно во сне (словно — частица);

4) сложные (составные) формы слов: буду заниматься; более интересный; самый умный;

5) фразеологизмы: бить баклуши; водить за нос (оба слова (или одно из них) утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом)

 

Билет № 5

Синтаксические связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

В русском языке существует 3 способа связи слов в словосочетании:

Согласование, Управление, Примыкание.

 

Согласование:

При согласовании зависимое слово может быть выражено:

1) Прилагательным Например: зелёный луг.

2) Местоимением, похожими на прилагательное. Например: мой портфель.

3) Причастием. Например: летающий шар.

4) Порядковым числительным пример: второй этаж.

 

Управление:

При управлении зависимое слово может быть выражено:

1) Существительным. Например: иду в школу.

2) Местоимением, похожим на сущ. Например: письмо для меня.

 

Примыкание:

При примыкании зависимое слово может быть выражено:

1) Наречием. Например: говорить тихо.

2) Деепричастием. Например меняемся не глядя.

3) Неопределенной формой глагола. Например уехал учиться.

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ в СЛОВОСОЧЕТАНИИ

Тип связи Примеры Какой частью речи является зависимое слово Характеристика связи
Согласование Частые встречи. Прилагательное. Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Летящий мяч. Причастие.
Наше право. Всякий человек Любое решение Согласуемое местоимение.
Третий ряд. Порядковое числительное.
Красавица дочка. Профессор Петров. Согласуемое существительное.
Управление Начало игры. Жарко у печки. Существительное (часто с предлогом). Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).
Попросить её (кого?). Местоимение в функции существительного.
Примыкание Ходить пешком. Наречие. Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.
Спать стоя. Деепричастие.
Просил остаться. Желание знать. Хотел вернуться. Неопределенная форма глагола.
Стать лучше. Сравнительная степень прилагательного.
Его книга Её глаза Их мечты Притяжательными местоимениями ЕГО, ЕЁ, ИХ (отвечают на вопрос чей? Чья? Чьё? Чьи?)

1. Определите главное и зависимое слово.

2. Определите, чем выражено зависимое слово.

3. Если зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола,простой сравнительной степенью прилагательного (не сказуемое), несклоняемым существительным (метро, пальто, кафе), притяжательные местоимения их, её, его.

 


то это ПРИМЫКАНИЕ

 


4. Если другими частями речи, то смотрим

Изменяются оба слова Изменяется главное слово, а зависимое слово остаётся в

в определённом косвенном падеже

СОГЛАСОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ

Красивый человек ( согласование, т.к. изменяется оба слова)

Читать быстро ( примыкание, т.к. зависимое слово выражено наречием)

Шёл в школу (управление, т.к. зависимое слово выражено существительным в косвенном падеже)

ПРИМЕЧАНИЕ: Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием!!!
ПОМНИТЕ!При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое преобразовывать в другую часть речи со сходным (одинаковым) лексическим значением Например: мамина шуба (согласование) – шуба мамы (управление), лисья нора (согласование) - нора лисы (управление), Петин карандаш (согласование) - карандаш Пети (управление) смотрела ласково (примыкание) – смотрела с лаской (управление) вечерняя прогулка (согласование) – прогулка вечером (примыкание) временно закрыто (примыкание) – закрыто на время (управление)

 

Билет № 6

Строение и грамматическое значение предложений. Порядок слов в предложении. Интонация предложения. Логическое ударение.

Предложение - это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. Предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой. Предложением Имеет и подлежащее и сказуемое, а словосочетание их не имеет.

Например:

Я иду - это предложение.

Я веселый - это словосочетание.

 

Виды предложений:

I. По цели высказывания:

1. Повествовательное. Например: другой берег реки, низкий и ровный, тянулся куда-то вдаль к зеленым стенам леса.

2. Вопросительное. Например: знаете ли вы украинскую ночь?

3. Побудительное. Например: хлеб-соль ешь, а правду режь.

II По интонации:

1. Восклицательное Например: как хорошо в лесу!

2. Не восклицательное. Например: на противоположном берегу, как исполинские часовые, стояли кедры.

III. По наличию главных членов.

1. Двусоставные. Например: белая берёза под моим окном прикрывалась снегом, точно серебром.

2. Односоставные. Например: быстро смеркается.

IV. По наличию отсутствию второстепенных членов.

1. Нераспространенные. Например: Катятся ядра, свищут пули...

2. Распространенные. Например: Раскрылось небо голубое меж облаков в апрельский день.

Основными средствами оформления предложения являются порядок слов, актуальное членение предложения, интонация и логическое ударение.

В русском языке нет строгих правил того, как члены предложения должны выстраиваться; порядок слов в предложении свободный. Порядок слов имеет синтаксическое, смысловое и стилистическое значение.

Синтаксическая функция выражается в том, что бывают случаи, кода в зависимости от положения в предложении слово может быть определенным членом предложения. Сравните: Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). - Дочь (подлежащее) любит мать (дополнение); Приехал больной (определение) человек. - Человек приехал больной (именная часть составного именного сказуемого), Моя мама (подлежащее) - наша учительница (сказуемое). - Наша учительница (подлежащее) - моя мама (сказуемое) и т.д.

Стилистическое значение выражается в том, что если член предложения оказался в необычном месте, то он приобретает особую стилистическую окрашенность. Сравните: Ты пойдешь со мной. - Со мной повдешь ты.

При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяются прямой и обратный порядок слов.

При прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:

  • в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы.
  • приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.
  • согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.
  • несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек.
  • обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.

Обратный порядок слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией.

Интонация включает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр речи, логическое ударение. Она используется для выражение различных грамматических категорий или для выражения чувств говорящего. Выделяют различные виды интонации:

вопросительную, восклицательную, перечислительную, выделительную, пояснительную и т.д.

Логическое ударение - это ударение смысловое, оно может падать на любое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно выделяет в предложении самое главное.

 

В русском языке порядок слов свободный. Он может быть прямым и обратным - в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении. Например:

Вечерняя заря в пучине догорала: Над мрачной Эльбой носилось тишина.

Логическое ударение - это интонационное выделение одного из членов предложения с целью подчёркивания его значимости. Например:

1) Ты съел печенье? (или кто-то другой).

2) Ты съел печенье? (съел или нет).

3) ты съел печенье? (съел ли ты именно печенье).

Билет № 7

Двусоставные предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего.

Двусоставное предложение (далее ДСП) – это предложение, грамматическая основа которого состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого.

По структуре двусоставные предложения противопоставлены односоставным, так как в последних представлен только один главный член, схожий по форме с одним из главных членов ДСП – либо с подлежащим, либо со сказуемым



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: