Экономическая и бухгалтерская прибыль




ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ

В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой (совокупным доходом) и совокупными издержками:

TR – TC = π,

где TR - совокупная выручка;

TC - совокупные издержки;

π - прибыль.

Издержки бывают внешними (явными, бухгалтерскими) и внутренними (неявными). К внешним издержкам относится стоимость израсходованных ресурсов, оцененная в текущих ценах их приобретения.

Бухгалтерская прибыль = Совокупная выручка – Внешние издержки.

Внутренними издержками являются:

1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;

2) нормальная прибыль, которая приходится на такой ресурс, как предпринимательские способности.

Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – Внутренние издержки.

Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Они равнысумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ресурсов.

Совокупный доход (TR) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:

TR = P * Q,

где P - цена; Q - проданное количество благ.

Средний доход (AR) – доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

Предельный доход (MR) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Цена складывается объективно, поэтому каждая фирма выступает как ценополучатель.

Понимание экономистами издержек основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Поэтому выбор определенных ресурсов для производства какого-то товара означает невозможность производства какого-то альтернативного товара. Издержки в экономике непосредственно связаны с отказом от возможности производства альтернативных товаров и услуг. Сталь, использованная для производства вооружений, окажется потерянной для изготовления автомобилей или строительства жилых зданий. И если рабочий на конвейере способен производить как автомобили, так и стиральные машины, то издержки, понесенные обществом при использовании этого рабочего на автомобильном заводе, будут равны тому вкладу, который он смог бы в противном случае внести в производство стиральных машин. Издержки, которые вы понесете при чтении данной главы, зависят от альтернативных вариантов использования вашего времени, от которых вам придется соответственно отказаться.

Рассмотрим издержки с позиций отдельной фирмы. Экономические издержки – это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Эти выплаты могут быть либо внешними, либо внутренними. Денежные выплаты– то есть денежные расходы, которые фирма несет “из своего кармана” в пользу “аутсайдеров”, поставляющих трудовые услуги, сырье, топливо, транспортные услуги, энергию и т.д., называются внешними издержками. Иными словами, внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы. Однако, кроме того, фирма может использовать определенные ресурсы, принадлежащие ей самой. Независимо от того, является ли ресурс собственностью предприятия или получен им внаем, определенный способ использования этого ресурса связан с некоторыми издержками. Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс представляют собой неоплачиваемые, или внутренние, издержки. С точки зрения фирмы, эти внутренние издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем – из возможных способов – его применении.

К бухгалтерским издержкам относятся только внешние издержки.

В краткосрочном периоде общие издержки (ТС – TotalCosts) подразделяются на общие постоянные (TFC – TotalFixedCosts) и общие переменные (TVC – TotalVariableCosts) издержки (рис. 4.1).

TC = TFC + TVC

Рис. 4.1. Общие издержки как сумма постоянных и переменных издержек

Общие постоянные издержкиTFC – это издержки, не зависящие в краткосрочном периоде от выпуска продукции. Они существуют и при «нулевом» производстве и включают затраты на эксплуатацию зданий, оборудования, арендную плату, выплаты процентов по займам, некоторые виды налогов (на землю, на имущество предприятий и др.).

Общие переменные издержки ТVC – это издержки, зависящие от объема выпуска продукции. К ним относятся затраты на материалы, топливо, заработную плату производственным рабочим и др.

Средние издержки – это издержки на единицу продукции.

Рассчитываются три вида средних издержек.

Средние постоянные издержки (AFC–AverageFixedCosts), которые определяются делением общих постоянных издержек TFCна количество произведенной продукции (Q):

Средние переменные издержки (AVC–AverageVariableCosts), исчисляемые делением общих переменных издержек TVC на количество продукции:

Средние общие издержки (АТС –AverageTotalCosts), рассчитываются путем деления общих издержек ТС на количество произведенной продукции или как сумма средних постоянных AFC и средних переменных AVC издержек:

или ATC=AFC+AVC.

Средние издержки используются для решения вопроса о том, производить ли продукцию вообще. Например, если цена, представляющая средний доход на единицу выпускаемой продукции, меньше средних переменных издержек (Р < AVC), то фирма приостанавливает работу. Если цена меньше средних общих издержек (Р < АТС), то фирма получает отрицательную экономическую прибыль, но это не означает прекращения производства.

На рис. 4.2,а средние общие издержки АТС ниже рыночной цены, поэтому производство будет прибыльным в границах выпуска от Q1 до Q2; б – средние издержки превышают цену товара, поэтому его производство убыточно.

Рис. 4.2. Средние общие издержки: а) меньше цены за единицу продукции;
б) больше цены за единицу продукции

Для того чтобы понять, является ли выгодным производство дополнительной единицы продукции, необходимо сравнить между собой последующее за этим изменение дохода с предельными издержками производства.

Предельные издержки ( МС – MarginalCosts ) – это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукцииQ. Можно сказать, что предельные издержки представляют собой прирост общих издержек ТС, на который должна пойти фирма ради производства еще одной единицы продукции:

Предельные издержки – это всегда изменение общих переменных издержек (TVC), в то время как постоянные издержки (TFC) остаются неизменными. Они имеют стратегическое значение для фирмы, ибо показывают издержки, которые фирме придется понести в случае производства дополнительной единицы продукции, и одновременно издержки, которые могут быть «сэкономлены» в случае сокращения объема производства на эту единицу продукции. Таким образом, предельные издержки позволяют определить, является ли выгодным производство каждой дополнительной единицы продукции, для чего необходимо сравнить изменение дохода, последовавшего за увеличением выпуска, с предельными издержками.

На рис. 4.3 изображен график предельных издержек. Форма кривой МС является отражением и следствием закона убывающей отдачи. Вначале, при низких объемах производства, предельные издержки падают по мере увеличения выпуска ввиду роста предельного продукта МР (каждый дополнительный работник дает прибавку к выпуску). Однако с уменьшением предельного продукта (когда каждый дополнительный работник уменьшает прибавку к выпуску) предельные издержки МС растут.

На рис. 4.3 представлены также графики средних издержек. Кривая средних общих издержек АТС всегда располагается выше кривой средних переменных издержек AVC. Этот разрыв между ними показывает величину средних постоянных издержек AFC, которые будут снижаться по мере увеличения объема производства. С увеличением выпуска расстояние между АТС и AVCсокращается.

Поскольку кривая средних постоянных издержек AFC является убывающей при всех объемах выпуска, то кривая средних общих издержек АТС достигает своего минимального значения при большем значении выпуска продукции Q, чем AVC. Обе кривые средних издержек АТС и AVCв краткосрочном периоде в силу закона убывающей отдачи всегда загибаются вверх (при достаточно высоких объемах выпуска издержки растут более высокими темпами).

Рис. 4.3. Средние и предельные издержки

Наблюдается определенная взаимосвязь предельных и средних переменных издержек. Если МС лежит выше AVC (правее точки К), то переменные издержки с выпуском каждой дополнительной единицы продукции растут. Если МС лежит ниже AVC(левее точки К), тогда выпуск еще одной единицы продукции должен снижать AVC. Точно так же взаимодействуют МС и АТС, т.е. если МС лежит выше (ниже) АТС, то средние общие издержки АТС должны расти (падать). Следовательно, кривая предельных издержек МС пересекает кривые АТС и AVC (средних общих и средних переменных издержек) в точках их минимумов (т.е. в точках К и М), справа от точек пересечения предельные издержки МС выше средних АТС и АVС, средние издержки растут. Слева от точек пересечения предельные издержки МС падают и располагаются ниже средних издержек АТС и AVC. В точках пересечения МС = АТС (точка М) и МС = AVC (точка К) величины средних издержек минимальные.

В долгосрочном периоде фирма может изменить все используемые факторы производства – (капитал, труд, сырье, энергию). В этом периоде все факторы производства имеют переменный характер, вследствие чего используется единое понятие долгосрочных средних издержек. На рис. 4.4 показаны кривые средних общих издержек четырех предприятий: АТС1, ATС2,ATС3, АТС4. Они представляют издержки предприятий различной производственной мощности (АТС1- издержки фирмы меньшей мощности, АТС2 – большей мощности и т.д.).

Кривая долгосрочных средних издержек LAC является огибающей кривых АТС1 – АТС4. Она показывает наименьшие средние издержки производства любого заданного объема выпуска. Более мелкому предприятию лучше подходит объем выпуска Q1, более крупному – выпуск Q2.

Кривая долгосрочных издержек определяет принятие долговременных плановых решений. Она отражает эффект масштаба производства (рис. 4.5). Положительная (возрастающая) экономия от масштаба имеет место, когда долгосрочные средние издержки LAC падают по мере увеличения выпуска. При постоянной отдаче от масштаба такие издержки не зависят от выпуска. Отрицательная (убывающая) отдача от масштаба имеет место тогда, когда долгосрочные издержки LAC растут по мере увеличения выпуска.

Рис. 4.4. Кривая долгосрочных средних издержек

.

Рис. 4.5. Отдача от масштаба и долгосрочные LAC

Факторами роста отдачи от масштаба являются специализированное использование ресурсов при расширении производства (применение разнообразного оборудования и машин), высокая квалификация производственных рабочих и специалистов управления, использование побочных продуктов производства и др.

Реальные данные свидетельствуют о преобладающем наличии экономии от масштаба в добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности.

 

Производство и сбыт любого товара требуют определенных издержек (затрат): на сырье, топливо, энергию, рабочую силу, на покрытие транспортных расходов и т. д. Все расходы предприятия на приобретение необходимых ему материалов и услуг представляют собой издержки производства. При всем этом данное определение требует уточнения, так как не все производственные ресурсы реально оплачиваются. Часть из них предприятие может использовать как бы бесплатно.

Например, владелец магазина имеет собственное помещение, располагает денежным капиталом, а также самостоятельно организует свой бизнес; т. е. использование вышеперечисленных ресурсов не требует от него прямых денежных затрат. Поэтому экономисты различают явные и неявные издержки.

Явные (внешние) издержки – это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны (поставки материалов, ремонтные работы и т. д.).

Неявные (внутренние) издержки – это издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных (внутренних) ресурсов. В отличие от явных эти издержки не оплачиваются. Они носят скрытый характер, выступая как вмененные (или альтернативные) издержки собственных ресурсов предприятия, применяемых им в производстве.

Сумму явных и неявных издержек производства экономисты называют экономическими издержками.

Издержки предприятия можно классифицировать не только на явные и неявные, но и на постоянные и переменные. Постоянные издержки – это затраты на производство, величина которых не изменяется с ростом объема выпускаемой продукции (оплата бухгалтеров предприятия, арендные платежи, амортизационные отчисления).

Переменные издержки представляют собой затраты, величина которых изменяется в зависимости от объема производства (расходы на материалы, сырье, транспортные услуги).

Сумму постоянных и переменных издержек называют общими (или совокупными) издержками.

Для анализа образования прибыли также важно дать определение средним постоянным, средним переменным и средним общим издержкам.

Средние постоянные издержки равны отношению постоянных издержек к ценности произведенной продукции.

Средние переменные издержки равны отношению переменных издержек к ценности выпущенной продукции.

Средние общие издержки определяются путем деления общих издержек на ценность продукции.

Отношение изменения общих издержек к изменению объема произведенной продукции называют предельными издержками.

Предельный доход представляет собой дополнительный доход от реализации еще одной единицы продукции.

Совокупный доход равняется произведению цены продукции на его объем.

Средний доход равен общему доходу, деленному на количество единиц проданного блага. При условии, что товары продаются по одинаковым ценам, он равен рыночной цене этого блага (в условиях совершенной конкуренции).

Следующий способ классификации издержек основан на учете временных рамок, на протяжении которых принимаются те или иные производственные решения.

Речь идет об издержках производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Различают издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Краткосрочный период – это период времени слишком короткий, чтобы предприятие могло изменить свои производственные мощности, т. е. размеры предприятия. Однако в этот период фирма может изменить степень интенсивности использования имеющихся производственных мощностей – в том же здании и с тем же оборудованием выпускать больше продукции за счет лучшей организации труда. Кроме того, этот период недостаточен для входа в отрасль новых фирм (выхода старых), в связи с чем число фирм в отрасли не изменяется.

В краткосрочном периоде различные виды издержек относят либо к постоянным, либо к переменным.

Долгосрочный период – это период времени достаточно продолжительный, чтобы фирма могла изменить количество используемых ресурсов, в том числе и размеры предприятия. В краткосрочном периоде, желая достигнуть определенного уровня продукции, фирма может изменить только один фактор производства, а остальные остаются неизменными. В долгосрочном периоде изменяется объем всех используемых ресурсов. Задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все вводимые факторы производства.

Такие решения повышают ответственность предпринимателя. Во-первых, ошибка и приобретение малопроизводительных станков и оборудования чреваты разорением. Во-вторых, долгосрочные решения должны учитывать будущую стоимость ресурсов, возможную конъюнктуру рынка, состояние отрасли в целом.

В-третьих, принимаемое долгосрочное решение должно ориентироваться на минимизацию издержек.

В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными, а средних постоянных издержек не существует, средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому в долгосрочном периоде используется единое понятие средних издержек.

В длительный период времени предпринимательская фирма более свободна в выборе факторов производства, их комбинации. В этот период может изменяться объем всех используемых ресурсов. Если количество применяемых факторов изменяется в одинаковой пропорции, то имеет место изменение масштаба производства. Воздействие изменения масштаба производства на объем выпускаемой продукции называется эффектом масштаба производства. Эффект масштаба производства может быть постоянным, положительным и отрицательным.

Постоянный эффект масштаба предполагает рост объема производства, пропорциональный росту объема используемых ресурсов. В этом случае средние издержки не меняются.

Определенное увеличение количества всех ресурсов, например на 25%, вызывает пропорциональное увеличение объема производства на те же 25%. При этом средние издержки производства не изменяются.

Положительный эффект масштаба производства означает более быстрое увеличение выпуска продукции по сравнению с темпами роста затрат. Такая закономерность обусловливается рядом факторов:

1) экономией на масштабе; рост объема выпуска часто не требует пропорционального увеличения всех ресурсов;

2) экономией на финансах; благодаря значительным размерам фирмы и ее активов она может брать долгосрочные кредиты под более низкие проценты;

3) экономией на маркетинге; чем больше масштаб производства, тем в больших размерах приобретаются сырье, материалы и оборудование, а покупателям крупных партий обычно предоставляются льготы и скидки;

4) экономией на специализации; на крупных предприятиях используются более специализированная техника, более глубокое разделение труда рабочих и управленческого персонала;

5) утилизацией отходов; крупная фирма может использовать отходы, налаживая вторичное производство.

Все эти факторы по мере увеличения масштаба производства воздействуют на средние издержки в сторону уменьшения.

Отрицательный эффект масштаба производства – это более быстрый рост затрат по сравнению с вызванным этими затратами расширением производства. Отрицательный эффект масштаба производства обусловливается следующими факторами:

1) трудовыми отношениями; рабочие крупных фирм, как правило, объединены в профсоюзы и имеют больше возможностей добиваться повышения заработной платы;

2) управленческой эффективностью; чем больше предприятие, тем сложнее им управлять; медленнее принимаются решения, возникают трудности координирования, снижается ответственность;

3) издержками сбыта; крупным фирмам приходится реализовывать продукцию и на отдаленных рынках, а значит, нести большие транспортные расходы. Кроме того, выход на новые рынки требует дополнительных затрат на рекламу.

Средние издержки производства при воздействии данных факторов увеличатся.

При оптимизации производства используют следующие методы:

1. Метод сопоставления валовых показателей.

Организация, как правило, стремится получить максимальную прибыль. При прочих равных условиях наибольшее влияние на максимизацию прибыли оказывают объем производства (реализации) продукции и цена выпускаемого товара. Пройдя объем производства, соответствующий точке самоокупаемости, предприятие в последующем при увеличении объема производства будет получать определенную прибыль. Метод оптимизации – метод сопоставления валовых показателей. Его использование предполагает ряд допущений:

1) предприятие производит и реализует только один товар;

2) целью предприятия является максимизация прибыли в рассматриваемый период;

3) оптимизируются только цена и объем производства.

Суть действия этого метода, когда производитель не оказывает никакого влияния на формирование цены, сводится к определению количества товара, которое он может предложить покупателям по сложившейся на рынке цене.

Метод сопоставления валовых показателей предполагает расчет прибыли при различных значениях объема производства и реализации продукции путем вычета суммы валовых издержек из валовой выручки.

Валовые издержки определяются умножением себестоимости единицы продукции на ее количество. Валовая выручка рассчитывается умножением цены на то же количество.

2. Метод сопоставления предельных показателей.

Наряду с определением оптимального объема производства и реализации продукции методом сопоставления валовых показателей для этих же целей применяется метод сопоставления предельных показателей. При оптимизации объемов производства с помощью этого метода используются понятия «предельные издержки» и «предельная прибыль».

Предельные издержки – средняя величина издержек прироста (сокращения) на единицу продукции, возникшая как следствие изменения объемов производства (реализации) продукции более чем на одну единицу. Они определяются отношением разницы последующих и предыдущих валовых издержек к разнице соответствующих объемов выпуска продукции.

Предельная прибыль – средняя величина прироста (сокращения) прибыли на единицу продукции, возникшая вследствие изменения объемов производства продукции более чем на одну единицу. Предельная прибыль – разность между предельным доходом и предельными издержками.

В последние десятилетия достаточно популярной стала концепция трансакционных издержек. Это издержки, связанные «не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т. д.» (Экономическая теория/Под ред. Видяпина В. И, Журавлевой Г. П. М.: Инфра-М, 1999. С. 125).

Трансакционные издержки делятся на две группы:

1) издержки ex ante (возникающие до совершения сделки купли-продажи):

а) издержки поиска информации о необходимом товаре;

б) издержки ведения переговоров о сделке;

в) издержки измерения качества товара;

г) издержки заключения контракта;

2) издержки ex post (возникают после совершения сделки):

а) издержки предупреждения оппортунизма (например, в случае, когда хозяин квартиры пытается изменить условия аренды);

б) издержки спецификации и защиты прав собственности (например, хозяин предъявляет претензии по содержанию арендованного оборудования или пытается досрочно расторгнуть договор об аренде);

в) издержки защиты от третьих лиц (например, государства или организованной преступности).

Используя ресурсы на производство и реализацию продукции, предприниматель получает доход.

Валовой доход – это доход, который определяется как разность между суммой выручки от реализации продукции и материальными затратами на ее производство. Валовой доход характеризует результат не только производственной, но и всей хозяйственной деятельности предприятия. Он образует материальную базу для согласования экономических интересов общества, трудового коллектива и отдельных работников. Валовой доход представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия.

Валовой доход и чистый продукт характеризуют вновь созданную стоимость, но имеют различия практического характера. Главное из них: чистый продукт – это произведенная вновь созданная стоимость, а валовой доход – реализованная.

Чистый доход предприятия – это разница между ценой, по которой предприятие реализует свою продукцию, и ее себестоимостью. Различие между валовым и чистым доходом состоит в том, что первый включает в свой состав оплату труда, а второй – нет. Основной формой чистого дохода является прибыль.

Доход предприятия состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов:

1) выручка от реализации продукции – это сумма денежных средств, которые зачислены на банковский счет фирмы за отгруженную продукцию и иные материальные ценности;

2) внереализационные доходы – это денежные суммы, получение которых не связано непосредственно с основной производственной деятельностью фирмы (полученные штрафы, пени, неустойки, проценты за хранение денежных средств банка, доходы от ценных бумаг и т. п.).

Сопоставляя полученную предприятием прибыль с издержками или ценой продукции, можно определить рентабельность производства, т. е. степень его доходности (прибыльности). Для этого рассчитывают так называемую норму прибыли – процентное отношение суммы прибыли к затратам или цене. Чаще всего используют 3 показателя нормы прибыли:

1) норма прибыли в издержках – обычно применяется к отдельным видам продукции и позволяет, например, сравнить прибыльность выпуска двух разных изделий;

2) норма прибыли в цене – также используется для отдельных видов продукции, например, для анализа изменений рентабельности производства одного и того же изделия по мере наращивания его выпуска;

3) норма прибыли в капитале (норма общей рентабельности), позволяющая сравнивать эффективность работы, например, двух предприятий.

Уровень рентабельности определяется как отношение полученной предприятием прибыли к сумме основных и оборотных фондов или к полным издержкам производства.

Пути повышения рентабельности предприятия следующие:

1) обновление основных фондов;

2) рост производительности труда;

3) экономия сырья и материалов;

4) повышение качества продукции;

5) ликвидация нерациональных перевозок;

6) улучшение работы транспорта;

7) систематическое снижение издержек производства.

Существуют следующие основные направления снижения издержек:

1) использование достижений НТП;

2) совершенствование организации производства и труда;

3) государственное регулирование экономических процессов.

 

Эффект замещения (замены) выражается в том, что при более низкой цене на определенный товар у покупателя появляется стимул приобрести его вместо других товаров, которые стоят относительно дороже. Иными словами, потребители предпочитают при прочих равных условиях заменять дорогие товары более дешевыми. При этом объем спроса на товары с низкими ценами возрастает, а на товары с высокими цепами снижается. Если, например, цена на кофе увеличивается, а на чай остается неизменной, либо на кофе увеличивается в большей степени, чем на чай, то часть потребителей для снижения расходов будет переключаться с покупок абсолютно или относительно подорожавшего кофе на более дешевый чай.

Эффект дохода состоит в том, что покупатель при более низкой цене может приобрести больше данного товара и увеличить объем спроса на него, не сокращая покупки других товаров. В этом случае речь идет о повышении покупательной способности и реального дохода потребителя (в целом на свой номинальный денежный доход он покупает больше товаров), а не о замене одного товара другим. Например, более низкая цена на чай приведет к тому, что потребитель сможет приобрести его больше на ту же денежную сумму, что и раньше. При этом он не сократит покупки других товаров. Соответственно увеличение цены на чай приведет к сокращению его покупок, к снижению реального дохода потребителя.

Степень влияния эффекта замещения и эффекта дохода на объем спроса зависит и от потребителя, и от товара. Эффект замещения не будет действовать или будет проявляться в незначительной степени, если у потребителя сформировались устойчивые вкусы, предпочтения, которые он не желает изменять. Так, если цена на кофе повысилась, а на чай осталась неизменной, то потребитель может не захотеть изменять своим вкусам и привычкам и заменять кофе чаем. Тогда эффект замещения не будет действовать. Однако в этом случае проявится эффект дохода, так как потребитель вынужден будет при прежнем денежном доходе сократить в той или иной степени другие свои покупки.

Эффект замещения не будет действовать или будет проявляться незначительно, если у данного товара нет заменителей или их очень мало (например, соль).

Эффект дохода будет проявляться в меньшей степени, если изменяется цена на сравнительно дешевый товар, так как в этом случае его покупки существенно не изменятся (например, спички, шариковые авторучки и т.д.). При изменении цены на дорогой товар количественное воздействие эффекта дохода будет больше и объем спроса изменится значительнее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: