ЭффектГиффена – парадоксальныйспрос




Из курса макроэкономики или из житейского опыта большинство людей знают, что чем выше цена на товар, тем ниже спрос, и наоборот. Спрос бывает эластичным и неэластичным – для отдельных товаров (как правило, это товары первой необходимости), данная зависимость несколько нарушается, поскольку повышение цены на них практически не сказывается на спросе, но вынуждает население экономить на других товарах, от которых оно может отказаться.

Иногда, когда наблюдается совпадение определенных социальных и экономических явлений, товары неэластичного спроса ведут себя как товары Гиффена: повышение цены влечет не снижение объема закупок населением таких продуктов, но вызывает обратную реакцию – повышение спроса.

Данное явление получило название эффект Гиффена, и оно отражает не столько экономическое поведение, сколько особенности поведения человеческих масс (особенно в ситуации нестабильности).

Эффект Гиффена в экономике

Товарами Гиффена бывают недорогие товары массового потребления, которые трудно заменить равнозначным товаром, и которые занимают значительное место в потребительской корзине. В Китае, например, к таким товарам относятся рис и макароны, а в России – чай, хлеб, соль, водка, табачная продукция и другие. Впрочем, это не значит, что любое повышение цен на эти товары вызовет эффект Гиффена – заранее предсказать реакцию масс невозможно.
Тем не менее, динамика спроса при росте цен, свидетельствует, что зачастую этот эффект срабатывает. Цены растут – это вызывает предположение, что они будут продолжать расти, а это обуславливает стремление населения делать запасы. Процесс же запасания товаров напрямую отражается на кривой спроса, которая резко взлетает вверх.

Эффект Гиффена, график которого характеризуется положительным наклоном кривой спроса, напоминает другие ситуации, в которых наблюдается парадоксальное поведение спроса на товар с растущей ценой.

Например, растущий спрос при повышенной цене характерен для предметов роскоши, которые по определению не могут вести себя как товары Гиффена. В данном случае рост спроса бывает обусловлен тем соображением, что дорогой товар отличается повышенным качеством, а более дешевый может оказаться низкопробной подделкой.

 

 

Эффект Гиффена: примеры

Эффект Гиффена наблюдается, когда массы ощущают нестабильность или подвергаются манипуляциям (угроза экономического кризиса, смена политического курса, слухи о неурожае и др.).

Классическиепримеры:

·«картофельный кризис» в Ирландии в 1845-1849 гг. – неурожай привел к росту цен на картофель и повышенному спросу на этот продукт, занимавший в корзине потребления ирландцев львиную долю;

·спрос на соль и спички в России в периоды социальных потрясений – запасы этих товаров, накопленные в период массовой истерии, могут потом расходоваться годами;

·ажиотажный спрос на гречиху в России и Украине в 2010 г. (удачная манипуляция массовым сознанием, позволившая экспортерам получить сверхприбыли).

Понятие «товар Гиффена» неоднозначно воспринимается экономистами, поскольку выявленные зависимости отражают целую совокупность социопсихологических факторов, что усложняет изучение данного явления «при прочих равных условиях» (поскольку соблюсти это требование, отделив экономическую, социальную и психологическую составляющую, невозможно).

Парадокс Гиффена

 
 

Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Но в экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены — к повышению спроса на товар.

Таким образом, практически единственным исключением из закона спроса является парадокс Гиффена, названный так в честь английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Этот экономист обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в) объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть от голода. В силу этого кривая спроса на картофель имела "восходящий" вид.

Существуют также "мнимые" исключения из закона спроса, когда неискушенный исследователь рынка путает происходящие изменения в спросе с изменениями величины спроса. Примером может служить формально появляющаяся на рынке прямая зависимость между ценой и объемами спроса:

§ при так называемых инфляционных (или дефляционных) ожиданиях потребителей;

§ когда цена является признаком качества для потребителя;

§ когда цена служит мерилом престижности товара.

Для всех этих случаев происходит смещение кривой спроса вправо при росте цен, и следовательно, общий закон спроса сохраняет свое значение.

Эффект Гиффена наблюдается редко в промышленно развитых странах, а товары, на которых он проявляется носят название товары Гиффена.

Товар гиффена — низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов). Эффект дохода в случае с товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательно при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается (высвобождаются дополнительные денежные средства на покупку других товаров, обладающих уже лучшими характеристиками), а при повышении цены — увеличивается.

Следует заметить, что некоторые экономисты подвергают сомнению факт существования товара Гиффена. Например, Дж. Стиглер считает, что эффект Гиффена вошел в историю с легкой руки А. Маршалла, который приписывал Р. Гиффену описание этого эффекта. По мнению Дж. Стиглера, есть серьезное основание полагать, что сам Р.Гиффен этого явления не наблюдал. Но тем не менее эффект Гиффена и по сей день описывается в любом западном учебнике по экономике.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: