Эстетика и периодизация французского романтизма




РОМАНТИЗМ ВО ФРАНЦИИ

История французского романтизма даже внеш­не отличается от истории романтизма в Германии и Англии. Очень важно, что английский и немецкий романтизм раз­вивались от Великой французской революции. Следовательно, романтизм во Фран­ции должен был развиться гораздо раньше, чем в других странах. Однако как раз во Франции романтизм развивается очень мед­ленно, с паузами. У англичан и немцев апогей романтизма приходится на первое десятилетие XIX века, а апогей романтизма во Франции – конец двадцатых годов, тридцатые. Факты французского романтизма располагаются вокруг событий Июльской революции 1830 года. Романтизм отчасти гото­вил эту революцию, сопутствовал ей и жил ее итогами. Однако если говорить о романтизме в целом, то он все же порожден Великой французской революцией 1789-1794 годов. То обстоятельство, что именно Франция в эпоху французской революции не выступила с ро­мантическим движением не столь удивительно. Это можно лучше всего объяснить остроумными рассуждениями Гейне. В одном из своих произведений он говорит о том, скольким духовно обязаны немцы французской революции. И спрашивает: а сами французы? Гейне отвечает так: французы были в эти годы по горло заняты делом, они делали новую Францию. Они были так заняты, что им некогда было спать, видеть сны. И за себя они поручили спать и видеть сны нам, немцам.

Романтизм оказал влияние на культурную жизнь Франции всего XIX века. Париж стал романтической столицей Европы. Главное своеобразие французского романтизма – в глубинной связи с событиями Великой французской революции, которая создала новую культурную модель мира и человека, свое понимание истории. Философской основой романтизма явился руссоизм: культ природы, культ чувств и страстей естественного человека, негативное отношение к современной цивилизации. Все эти идеи Жан-Жака Руссо (1712-1778) были созвучны романтикам. Его «Исповедь» (1766-1769) оказала влияние на становление психологического романа во Франции. В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) он впервые сформулировал главную тему своей социальной философии – конфликт между современным обществом и человеческой природой.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей – проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.

Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а затем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности. Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопределили главные направления ее развития в XIX веке и, прежде всего, романтизм.

Романтики открывали частного, субъективного человека. Интерес к внутреннему миру человека способствовал возникновению психологизма, в основе которого лежит категория меланхолии. Романтическая меланхолия трактуется как мировоззренческая категория, как универсальное мироощущение современного человека. Сущность такой меланхолии в противопоставлении идеальной внутренней жизни личности и современного социума.

Романтики открывали принципы историзма в художественном творчестве. Французская революция помогла романтикам осознать зависимость искусства от истории, признание основных исторических законов законами искусства: законы эволюции, изменчивости, динамики. В романтизме возросла значимость личности реального автора и его биографии. Это повлекло за собой возникновение биографического направления в изучении литературы.

Своеобразие французского романтизма в том, что он первоначально зарождался в эстетике и критике, а лишь затем получил развитие в прозе, поэзии, драматургии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: