Тренировочные упражнения для артикуляционного аппарата
Упр.1 Массаж лица
Положить ладони на лоб, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба медленно поглаживать ладонями до околоушной области лица. Такие движения производить а) от переносицы к ушам; б) от желобка под носом к ушам; в) от околоушной области лица к подборотку и обратно; г) поглаживать кончиками пальцев вокруг глаз расходящимися движениями от середины лба и снова к середине.
Упр. 2 Вибрационный массаж лица
Повторить все вышеизложенные движения, но только постукивания пальцами.
Упр.3Тренировка нижней челюсти
Исходное положение: голова прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты.
На счет «раз» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик – у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.
При тренировке свободное положение головы сохранять, все внимание сосредоточить на опускании челюсти. На счет «два» фиксируется открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт.
Упр.4 Тренировка губных мышц
Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии.
На счет «раз» губы вытягиваются вперед, принимая форму «пятачка»; на счет «два» - растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы сильно в стороны не следует, нужно больше тренировать их в движении вперед).
Упр.5 Тренировки мышц языка
· На счет «раз» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки. Движение повторяется 3-4 раза. Те же действия потом направлены на правую щеку. Следить чтобы нижняя челюсть была свободна и одновременно неподвижна.
· Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд сочетания БЯ.
|
· Быстрым движением высунуть язык, затем подтянуть его за забы и произнести сочетание АС.
Упр.6 Тренировка произношения гласных и согласных звуков
Порядок гласных звуков:
а) И, Э, А, О, У, Ы;
б) Е, Я, Ё, Ю;
· Произносить перед каждым звуком гласный А:
И-А; Э-А; О-А; У-А; Ы-А.
Е-А; Я-А; Ё-А; Ю-А.
· Произнесение «взрывных» согласных: Б-П; В-Ф; Д-Т; Г-К.
а)Би - бэ – ба – бо – бу – бы;
Пи – пэ – па – по –пу – пы;
б) Би –пи; бэ-пэ; ба-па; бо-по; бу-пу; бы-пы.
в) ДИ – ДЭ – ДА – ДО – ДУ –ДЫ;
ТИ – ТЭ – ТА – ТО – ТУ – ТЫ;
г) Киги – кигги; кэгэ – кэггэ; кага – кагга…
д) Фиви – фивви, фэвэ – фэввэ; фава – фавва….
Вифи – виффи, вэфэ –вэффэ, вафа – ваффа…
е) Хи – хэ – ха – хо – ху – хы;
хихихих – хэхэхэх – хахахах…
Упр.7 Сочетание согласных: Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т.
Начинать тренировку согласных надо в медленном темпе, произносить их, свободно, не напрягаясь. Следить, чтобы упражнение звучало естественно, разговорно.
а) Гбди, гбда, гбдо, гбду, гбды;
б) Кпти, кпта, кпто, кпту, кпты;
в) Птки, птка, пткэ, птку, пткы;
г) Фкти, фкта, фкто, фкту, фкты….
Упр.8 Сочетание согласных: Л, М, Н, Р.
а) Рли, рлэ, рла, рло, рлу, рлы, рле, рля, рлё, рлю;
б) Лри, лрэ, лра, лро, лру, лры, лре, лря, лрё, лрю;
Упражнения на скороговорки
Работа на скороговорки преследует важную цель – научить легко, непринужденно преодолевать встречающиеся в речи дикционные трудности, сложные звукосочетания.
Начинать работу над скороговорками, так же как и над согласными, надо в медленном темпе. Нельзя бессмысленно «пробалтывать текст в пространство, в «никуда». Обязательно должно присутствовать отношение к тому, о чем идет речь, мысленно «видеть», кому направлен текст. Каждая скороговорка имеет свою смысловую линию, и можно нафантазировать самые разнообразные оттенки настроения, отношение к тому, о чем говорится в тексте, рисуя себе соответствующие жизненные ситуации. Например, можно разнообразить предлагаемые обстоятельства, представляя себе: то погоню, то ласковое обращение к другу, то ликование победителя и т.д. При этом одна и та же скороговорка будет интонироваться соответствующим данной ситуации образом.
|
Полезно поначалу тренироваться в беззвучном произнесении скороговорки в медленном темпе. Потом темп постепенно ускорять и выговаривать текст в слух.
Тренировка согласных: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т.
Добыло бобов бобыль.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа была тупа.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
От топора копыт пыль по полю летит.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Пришел Прокол, кипел уроп, ушел Прокоп, кипел укроп.
Тренировка согласных: Л, М, Н, Р.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на дворе трава.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскоговоришь.
Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила, Мила мыло уронила.
Тренировка согласных: С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
По семеро в сани уселися сами.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Течет речка, печет печка.
Около колодца кольцо не найдется.