Роль афиши к комедии «Ревизор»




Тема урока в 8 классе.

Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя

«Ревизор». Анализ «немой» сцены комедии.

I. Актуализация темы урока.

1. Слово учителя: Идея завершения пьесы («немая сцена») родилась у Гоголя сразу после начала его работы над «Ревизором» и в процессе создания ко­медии более уже не изменялась. Гоголь считал, что эта сцена должна произвести сильное впечатление на зрителей, и настаивал, чтобы «немая сцена» дли­лась не менее 2—3 минут. Лишь по настоянию ре­жиссера и актеров Александринского театра, кото­рые на репетициях «Ревизора» к концу действия пьесы были так измучены и обессилены, что не могли выдержать напряжения последней сцены и падали в обморок, продолжительность ее была со­кращена до полутора минут.

Вывод: Таким образом, видим, что для Гоголя финаль­ная сцена была не менее важна, чем все предше­ствующие действия комедии.

Зачем Гоголь настаивал на том, чтобы эта сцена была столь продолжительной?

Вывод:

Писатель добивался эффекта всеобщего понимания: зритель (читатель) должен понять, что кто-то из стоящих на сцене героев — это в какой-то мере он сам.

«Немая сцена» — это как бы застывшая в окаменев­ших фигурах персонажей фраза городничего: «Чему сме­етесь? — Над собой смеетесь!...»

Основной вопрос анализа текста — это вопрос о ком­позиционной и смысловой целесообразности «немой сцены».

— Зачем Гоголь вводит эту сцену, ведь с приходом жандарма комедию можно считать оконченной и опустить занавес? Но Гоголь не просто решает так завершить комедию, но и детально расписывает положение каждого героя на сцене и настаивает именно на таком композиционном построении финала (последнее явление — «немая сцена»).

— При прочтении (просмотре в театре) «Ревизора» учащиеся чувствуют, как начиная с IV действия по­степенно меняется пафос пьесы — от комического до трагического; трагизм достигает своего апогея именно в финальной «немой сцене».

 

Воспоминания современников о премьере «Ревизора» в Александринском театре в Санкт-Петербурге:

1. «Смех по временам еще перелетал из конца зала в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же пропадавший, ап­лодисментов почти совсем не было; зато напряженное внимание, судорожное, усиленное, следовало за всеми оттенками пьесы, иногда мертвая тишина показывала, что дело, происходившее на сцене, страстно захватыва­ло сердца зрителей».

2. Самое напряжение финала, вызванное появлением на сцене жандарма и переданное через статическое, картин­но застывшее положение персонажей, по мысли Гоголя, должно вызывать у зрителей единственное, но очень сильное чувство — страх, ужас.

«Несмотря на... комичес­кое положение многих лиц... в итоге остается... что-то чудовищно мрачное, какой-то страх беспорядков наших. Самое это появление жандарма, который, точно какой-то палач, является в дверях... все это как-то необъяснимо страшно!».

Роль афиши к комедии «Ревизор»

Во-первых, в афише представлен весь город (в комедии выведены представители бюрокра­тической системы любого российского города), а в более широком понимании — и вся Россия (не случайно пос­ле премьеры «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» К тому же конфликт самой комедии социальный; на это указывает не только социальное положение героев, но и само название коме­дии — «Ревизор» — государственный чиновник); во-вто­рых, единственное лицо, действующее в комедии, но не указанное в афише, — жандарм.

— Не делает ли это обстоятельство персонаж значимым и не выделяет ли его в системе образов комедии?

— Подумайте, почему жандарм оказывается не заяв­ленным в афише

1. Жандарм — представитель государственной власти, которая стремится карать пороки той социальной бюро­кратической структуры, которую сама и создала (на это указывают и основной конфликт, и интрига комедии).

«Не смешно то, что пьеса никак не может кончиться без правительства. Оно непременно явится, точно неиз­бежный рок в трагедиях у древних. —... Что ж? Тут нет ничего дурного, дай Бог, чтобы правительство всегда и „ везде слышало призвание свое быть представителем Про­видения на земле и чтоб мы верили в него, как древние веровали в рок, настигший преступление» (Н. В. Гоголь «Театральный разъезд»).

2. Жандарм — посланник Провидения, высшей силы, бо­лее могущественной, чем высшие чины государственной системы. Именно это производит такое сильное впечатление на героев комедии и рождает в них (и зрителях) ужас и страх. Гоголь в «Развязке» «Ревизора» писал: «Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба».

 

3. В сознании автора «Ревизора» жандарм — фигура не­сколько мистическая: он появляется неожиданно и ниот­куда, а слова, им произнесенные, «поражают как громом всех; так что, вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении». И настоящий ревизор, прислав­ший жандарма с известием о своем приезде, становится лицом мистическим; это ощущение мистичности усили­вается еще и тем обстоятельством, что ревизор не появ­ляется на сцене: лишь одно известие о нем повергает дей­ствующих лиц комедии в ужас, который передается в зрительный зал

«Немая» сцена»

— Обратите внимание на расположение героев на сцене: городничий и почтмейстер, так как осталь­ные действующие лица представляют собой «деталь в картине, которая очерчивается одним взмахом кисти и покрывается одним колоритом» (Гоголь): они лишь фон, они так или иначе вновь и вновь концентрируют внимание зрителя на фигурах (го­родничий и почтмейстер).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: