Тема урока в 8 классе.
Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя
«Ревизор». Анализ «немой» сцены комедии.
I. Актуализация темы урока.
1. Слово учителя: Идея завершения пьесы («немая сцена») родилась у Гоголя сразу после начала его работы над «Ревизором» и в процессе создания комедии более уже не изменялась. Гоголь считал, что эта сцена должна произвести сильное впечатление на зрителей, и настаивал, чтобы «немая сцена» длилась не менее 2—3 минут. Лишь по настоянию режиссера и актеров Александринского театра, которые на репетициях «Ревизора» к концу действия пьесы были так измучены и обессилены, что не могли выдержать напряжения последней сцены и падали в обморок, продолжительность ее была сокращена до полутора минут.
Вывод: Таким образом, видим, что для Гоголя финальная сцена была не менее важна, чем все предшествующие действия комедии.
Зачем Гоголь настаивал на том, чтобы эта сцена была столь продолжительной?
Вывод:
Писатель добивался эффекта всеобщего понимания: зритель (читатель) должен понять, что кто-то из стоящих на сцене героев — это в какой-то мере он сам.
«Немая сцена» — это как бы застывшая в окаменевших фигурах персонажей фраза городничего: «Чему смеетесь? — Над собой смеетесь!...»
Основной вопрос анализа текста — это вопрос о композиционной и смысловой целесообразности «немой сцены».
— Зачем Гоголь вводит эту сцену, ведь с приходом жандарма комедию можно считать оконченной и опустить занавес? Но Гоголь не просто решает так завершить комедию, но и детально расписывает положение каждого героя на сцене и настаивает именно на таком композиционном построении финала (последнее явление — «немая сцена»).
|
— При прочтении (просмотре в театре) «Ревизора» учащиеся чувствуют, как начиная с IV действия постепенно меняется пафос пьесы — от комического до трагического; трагизм достигает своего апогея именно в финальной «немой сцене».
Воспоминания современников о премьере «Ревизора» в Александринском театре в Санкт-Петербурге:
1. «Смех по временам еще перелетал из конца зала в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же пропадавший, аплодисментов почти совсем не было; зато напряженное внимание, судорожное, усиленное, следовало за всеми оттенками пьесы, иногда мертвая тишина показывала, что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей».
2. Самое напряжение финала, вызванное появлением на сцене жандарма и переданное через статическое, картинно застывшее положение персонажей, по мысли Гоголя, должно вызывать у зрителей единственное, но очень сильное чувство — страх, ужас.
«Несмотря на... комическое положение многих лиц... в итоге остается... что-то чудовищно мрачное, какой-то страх беспорядков наших. Самое это появление жандарма, который, точно какой-то палач, является в дверях... все это как-то необъяснимо страшно!».
Роль афиши к комедии «Ревизор»
Во-первых, в афише представлен весь город (в комедии выведены представители бюрократической системы любого российского города), а в более широком понимании — и вся Россия (не случайно после премьеры «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» К тому же конфликт самой комедии социальный; на это указывает не только социальное положение героев, но и само название комедии — «Ревизор» — государственный чиновник); во-вторых, единственное лицо, действующее в комедии, но не указанное в афише, — жандарм.
|
— Не делает ли это обстоятельство персонаж значимым и не выделяет ли его в системе образов комедии?
— Подумайте, почему жандарм оказывается не заявленным в афише
1. Жандарм — представитель государственной власти, которая стремится карать пороки той социальной бюрократической структуры, которую сама и создала (на это указывают и основной конфликт, и интрига комедии).
«Не смешно то, что пьеса никак не может кончиться без правительства. Оно непременно явится, точно неизбежный рок в трагедиях у древних. —... Что ж? Тут нет ничего дурного, дай Бог, чтобы правительство всегда и „ везде слышало призвание свое быть представителем Провидения на земле и чтоб мы верили в него, как древние веровали в рок, настигший преступление» (Н. В. Гоголь «Театральный разъезд»).
2. Жандарм — посланник Провидения, высшей силы, более могущественной, чем высшие чины государственной системы. Именно это производит такое сильное впечатление на героев комедии и рождает в них (и зрителях) ужас и страх. Гоголь в «Развязке» «Ревизора» писал: «Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба».
3. В сознании автора «Ревизора» жандарм — фигура несколько мистическая: он появляется неожиданно и ниоткуда, а слова, им произнесенные, «поражают как громом всех; так что, вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении». И настоящий ревизор, приславший жандарма с известием о своем приезде, становится лицом мистическим; это ощущение мистичности усиливается еще и тем обстоятельством, что ревизор не появляется на сцене: лишь одно известие о нем повергает действующих лиц комедии в ужас, который передается в зрительный зал
«Немая» сцена»
— Обратите внимание на расположение героев на сцене: городничий и почтмейстер, так как остальные действующие лица представляют собой «деталь в картине, которая очерчивается одним взмахом кисти и покрывается одним колоритом» (Гоголь): они лишь фон, они так или иначе вновь и вновь концентрируют внимание зрителя на фигурах (городничий и почтмейстер).