Принципы отбора песенного материала в учебное пособие
НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
- Принцип смысловой ценности песни. Отобранные песни характеризуются глубоким смысловым содержанием, заставляют задуматься о важном, понятны всем людям вне зависимости от их национальной принадлежности и после прослушивания могут способствовать организации дискуссий на определённую тему.
- Принцип культурной ценности песни. Отобранные песни позволяют ненавязчиво, естественным образом знакомить иностранных студентов с разнообразными проявлениями русской культуры:
- песни, исполняемые по определённым праздникам;
- песни, прозвучавшие в мультфильмах или кинофильмах, тесно связанные с сюжетами последних и хорошо известные всем носителям русского языка;
- русские народные песни, связанные с различными аспектами жизни и быта наших предков;
- авторская песня как особый феномен в русской музыкальной культуре
- Принцип относительной известности песни. Для пособия отбирались песни, наиболее известные носителям русского языка, а также песни, достаточно популярные за рубежом и переведённые на другие языки («Подмосковные вечера», «Пусть всегда будет солнце» и др.).
- Хронологический принцип. В пособие включаются песни, созданные в разные периоды истории России:
· русские народные песни, живущие вне времени;
· песни, написанные в течение XX века (от 1920-х до 1990-х гг.);
· песни, написанные в XXI веке (начало 2000х – 2018 г.).
Песни каждой группы отражают музыкальные предпочтения людей определённого исторического периода, демонстрируют культурные веяния своего времени, а в ряде случаев – описывают происходившие исторические события.
- Принцип учёта уровня владения русским языком. В пособии представлены песни, которые иностранные студенты могут разучивать и исполнять уже на начальном этапе обучения («Миленький ты мой», «Песня о Томске» и др.), а также песни для студентов более продвинутых этапов обучения (B1 и выше).
- Принцип учёта музыкальных предпочтений и личных интересов студентов. Представленные в пособии песни относятся к разным музыкальным жанрам и направлениям (народная музыка, популярная музыка, авторская песня, рок, детские песни). Кроме того, песни способны вызвать разные эмоции при прослушивании: от бодрости и безграничной радости до глубокой печали и искренних переживаний за судьбу лирического героя. Каждый иностранный студент, какими бы музыкальными предпочтениями он не обладал, сможет найти в пособии «свои» песни.
- Принцип удобства группового исполнения. Отобранные песни достаточно ритмичны, обладают средним темпом (не очень быстрым и не очень медленным), представлены в удобных для большинства людей тональностях, что позволяет исполнять данные песни хором.
- Факультативный принцип: дополнительная сфера применения песни. Ряд песен из пособия можно разучивать и исполнять не только непосредственно на занятии, но и на конкурсах, студенческих вечерах, концертах, причём возможно исполнение как в традиционной манере, так и в виде инсценировки песен.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Представленные в пособии песни могут служить основой для отработки различных лингвистических принципов:
1. Фонетический принцип. Направлен на отработку и закрепление аудиальных и произносительных навыков у учащихся.
2. Лексический принцип. Помогает студентам в интерактивной форме – заучивании и воспроизведении песен – расширить свой лексических запас.
3. Грамматический принцип. Знакомит учащегося с такими грамматическими категориями, как род, число, падеж, лицо, принадлежность к определенной части речи.
4. Синтаксический принцип. Даёт представление о синтаксических структурах языка на примере песенного материала.
Данные принципы в песнях представлены комплексно, однако преподаватель может сделать акцент на одном из них, если того требует тема урока.
Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В каждом виде искусства система жанров слагается по-своему. В литературе жанр определяется на основе принадлежности произведения к роду литературному, преобладающего эстетического качества (идейно-оценочного настроения - сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность): эпический жанр (героическая поэма, роман, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия); более дробное деление исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический и т.д.)
Энциклопедический словарь.
Рубрика - 1) заголовок раздела в газете, журнале и т. п
2)] Раздел, подразделение текста, графа.
Большой энциклопедический словарь.