МРР – 28 группа Гаянова Райля Рафитовна.
Тема: «Пересказ сказки в средней группе».
Цель: Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку.
Задачи:
-Учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей;
-учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных;
- учить употреблять форму повелительного наклонения глаголов.
- Развивать связную речь детей;
- Воспитывать культуру поведения, умение пользоваться вежливыми словами.
Активизация словаря: сказка, Пузырь, Соломинка, Лапоть.
Предварительная работа:
1) рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;
2) надувание мыльных пузырей детьми с целью развития длительного выдоха.
Наглядный материал: Посылка с мыльными пузырями, фигурки персонажей сказки – Пузырь, Соломинка, Лапоть.
Структура ООД: (продолжительность занятия 15 мин.)
Вводная часть: (2 мин)Подготовка детей к воспроизведению нового произведения, его идеи, дается эмоциональный настрой.
Методические приемы: образец, вопрос к детям, объяснение, показ наглядного материала.
Основная часть: (10 мин) Последовательность этого занятия. Занятия проходит в 6 этапах.
1)Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.
2) Вторичные чтение с установкой на запоминание.
3) Разбор произведения.
4) Повторение чтения.
5) Пауза.
6) Пересказ детей.
Методические приемы: подсказ слов или фраз, приём отражённой речи, вопросы к детям, указания, они обычно делаются между пересказами, когда были допущены какие-либо недочёты, пересказ сказки по частям, оценка пересказа.
Заключительная часть (3 мин). Подведение итогов.
Методические приемы: выяснение, что нового и интересного дети узнали из произведения.
Приложения
Отзыв о сказке (Почему я выбрала именно эту сказку?)
Ход занятия:
Вводная часть (2 мин)
- Здравствуй солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуйте мои друзья! Вот он ты и вот он я!
- Ребята, а вы любите слушать сказки?
- Предлагаю вам отправиться в путешествие к героям одной интересной сказки. В хорошем настроении, с улыбкой на лице отправляемся путешествовать в мир сказок.
Основная часть: (10 мин)
Воспитатель рассказывает сказку.
- Посмотрите, к нам пришла посылка, от кого она может быть? Давайте узнаем.
Открываем посылку, достаем мыльные пузыри (Приложение 1) и записку от Незнайки: «Ребята, я нашел на улице этот предмет, а что это такое, я не знаю. Может, вы знаете, что это?».
- Ну что, ребята, догадались, что же это?
- Правильно, пузыри, а для чего они нужны?
- А давайте я вам расскажу очень интересную историю про пузыри. Я уверена, что она вам понравится.
- Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.(Приложение 2) Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. Лапоть говорит пузырю:
– Пузырь, давай на тебе переплывем!
– Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега не берег, мы по ней перейдем.
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась.
Лапоть упал в воду. А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.
2. Рассказ воспитателя 2 раз.
- Давайте я ее еще раз вам почитаю, а вы слушайте внимательно и запоминайте его. Устраивайтесь поудобнее сказка начинается.
3) Разбор произведения. (Артикуляционная гимнастика, вопросы по содержанию сказки.)
- А теперь я предлагаю нам самим превратиться в героев этой сказки.
Пузырь – надуть щеки,
Соломинка – втянуть щеки,
Лапоть – сложить губы как при произнесении «о.
-Про кого эта сказка? (Про Пузыря, Соломинку и Лаптя.)
-Что предложил Лапоть Пузырю? (Переплыть на нем через реку.)
-А почему можно на пузыре плавать. (Потому что он легкий и не тонет.)
-Что ответил Пузырь? (Чтобы Соломинка перекинулась с берега на берег.)
- А разве соломинка может достать до другого берега, какая она? (Она длинная, достает до другого берега.)
-Как же они переправились на другой берег, что они придумали? (Лапоть пошел по Соломинке. Соломинка сломалась. Все упали в воду.)
-А почему Соломинка сломалась? (Потому что она тонкая, а Лапоть тяжелый.)
- И что было дальше (Пузырь хохотал, хохотал и лопнул.)
- Пузырь хорошо поступил? (Нет, над другими смеяться невежливо.)
- А что нужно было Пузырю сделать? (Помочь Соломинке и Лаптю.)
4. Повторение.
- Молодцы, ребята, внимательно слушали сказку и на все вопросы хорошо ответили. А теперь я еще раз расскажу вам сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть», а потом вы сами мне будете ее рассказывать.
Пауза.
- Дети, запомнили интересную сказку? Я даю вам несколько минут, чтобы вы вспомнили содержание сказки.
6) Пересказ детей.
- Дети, давайте будем рассказывать сказку по частям. Начинает один ребенок, продолжает второй, а заканчивает третий. (Дети рассказывают и после каждого пересказа, воспитатель дает оценку каждому ребенку. Такими словами, как:
- Молодец.
- Ты так хорошо рассказал(а) сказку. Мне очень понравилась.
Если кто-то затрудняется при пересказе сказки, можно дать ребенку картинку, чтобы ребенок вспомнил содержание сказки. (Приложение 3).
Таким образом, дети внимательно следят за рассказами других детей, не отвлекаются и все могут поучаствовать в пересказе. Оценивая пересказ сказки каждым ребенком, необходимо обратить внимание на последовательное изложение событий, на выразительность передачи диалогов действующих лиц.
Заключительная часть: (3 мин.)
- Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.
- И напоследок, я предлагаю поиграть с мыльными пузырями. (Дети играют).
- Молодцы, ребята вы все старались, не забудьте дома рассказать сказку своим родителям.
Приложение 1
Приложнение 2
Приложение 3
Отзыв о сказке (почему я его выбрала?)
Эта маленькая сказка очень поучительная и учит детей еще с детства понимать цену дружбы. Что в трудную минуту всегда нужно прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, подставить своему товарищу плечо.
Здесь же все произошло совсем наоборот — когда путь Пузырю, Соломинке и Лаптю, идущими в лес дрова рубить, преградила река, эта первая трудность показала, что они не по дружески относятся и не помогают к друг другу.
Если бы Лапоть перевез Соломинку и Пузыря на другой берег, то ничего бы и не случилось с ними. А так и закончилась быстро эта сказка, потому, что Лапоть упал в воду, добрая Соломинка переломилась, а глупый Пузырь лопнул.
Так и случается с такими, кто не ценит настоящей дружбы. Разве настоящие друзья так поступают?