Государственное территориальное устройство




ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РФ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ

 

В общественных науках термин “государственное устройство” употребляют в широком и узком смысле.

Государственное устройство в широком смысле понимается как все устройство государства – полная характеристика формы государства. Всякая форма государства складывается из трех её структурных элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима. Форма государства является признаком, позволяющим установить особенности того или иного государства.

В узком смысле – это только его территориальная организация.

 

В соответствии с ч.1 ст. 1 Конституции РФ «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Особенности государственного устройства РФ:

1. верховенство федерального закона на всей территории государства;

2. особый порядок разрешения конституционных споров между федерацией и её субъектами, относительно объемов предоставленных им полномочий;

3. учреждение федеральных органов, которые призваны выносить окончательное решение по всем вопросам компетенционного характера;

4. право субъектов федерации участвовать в управлении делами федерации.

Принципы государственного устройства РФ (ст. 5 Конституции РФ):

Государственная целостность РФ.

Единство системы органов государственной власти;

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ;

Равноправие и самоопределение народов в РФ;

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Федеративное устройство, независимо от его разновидности, характеризуется следующими государственно-правовыми признаками:

1) это единое, но сложное государство, состоящее из субъектов, т.е. это постоянное объединение нескольких государств или государственных образований, которые образовали новое государство. При этом, каждый из субъектов федерации обладает значительной самостоятельностью;

2) правовой формой закрепления государственных связей является либо договор, либо конституция, законодательно закрепившие предметы ведения двух уровней;

3) у федерации есть единая территория, образованная в результате объединения территорий её субъектов;

4) в федерации имеется единое федеральное гражданство и одновременно может сохраняться гражданство её отдельных субъектов;

5) в федерации существуют общие для всего государства высшие законодательные (представительные) органы государственной власти, единые органы исполнительной власти. В тоже время субъекты федерации вправе иметь свои законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти;

6) в федерации создаются единые вооруженные силы, устанавливается единая денежная система и система федеральных налогов.

Вместе с тем, следует также отметить и структурно-функциональную правовую специфику федеративного государства. Для федеративных государств характерно закрепление: принципа верховенства федерального закона на всей территории государства; особый порядок разрешения конституционных споров между федерацией и её субъектами относительно объемов предоставленных им полномочий; учреждение федеральных органов, которые призваны выносить окончательное решение по всем вопросам компетенционного характера; право субъектов федерации участвовать в управлении делами федерации.

 

Государственное территориальное устройство

Государственное устройство – это характеристика государства с точки зрения его национально-государственной или административно-территориальной организации, то есть, из каких частей состоит государство и каков характер взаимоотношения государства

Россия - федеративное (сложное) государство. Российская Федерация отличается от всех известных современных федеративных государств тем, что федерация строится по национально-территориальному признаку!

Государственное территориальное устройство РФ - это территориальная организация РФ, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе РФ, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.Федеративная природа Российского государства обусловлена многонациональным составом населения. В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. Субъектами федерации являются государственные образования (85). Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Федерации. В составе Российской Федерации двадцать две республики, девять краев, сорок шесть областей, три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), одна автономная область (Еврейская), четыре автономных округов.

Все федерации, исходя из соотношения статуса разных субъектов федерации и их отношений с федеративным центром, принято делить на симметричные и асимметричные. Симметричными называют федерации, у которых все субъекты обладают равным правовым статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений субъектов федерации с федеративным центром. Напротив, асимметричные федерации — это федерации с разным правовым статусом субъектов, с особенностями правоположения отдельных субъектов (групп субъектов). Конституцией РФ Россия провозглашается симметричной федерацией, однако фактически таковой не является.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: