Участие в научной работе позволяет студентам реализовать свой творческий потенциал. Их вклад в научно-исследовательскую деятельность может выражаться в самых разнообразных формах: участие в студенческих конференциях, выполнение рефератов, контрольных (курсовых) работ, выпускных квалификационных работ и др. В общем виде НИРС состоит из следующих элементов:
− выполнение рефератов, контрольных (курсовых) работ, ВКР;
− участие в конкурсах студенческих научных работ;
− участие в выставках студенческих научных работ;
− участие в студенческих конференциях;
− подготовка публикаций.
Процесс обучения способствует развитию у студентов навыков научного исследования, памяти, наблюдательности, воображения, самостоятельности суждений и выводов. Каждый из перечисленных компонентов необходим для самостоятельной исследовательской работы.
Наряду с выполнением научных исследований студенты принимают участие в сборе и обработке данных, составлении и подготовке различной компьютерной продукции. Результаты научных исследований студенты представляют на конференциях, научных конференциях кафедры и т.д.
Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.
Требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.
Цель реферата – не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.
|
В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п. Рефераты в рамках учебного процесса в Университете оцениваются по следующим основным критериями:
− актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;
− соответствие требованиям по оформлению;
− информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
− простота и доходчивость изложения;
− структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
− убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов.
Основные этапы работы над рефератом.
В организационном плане написание реферата – процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Ø Подготовительный этап включает в себя поиски источников по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
Ø Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.
Ø Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление библиографического списка.
|
Первоначальная задача данного этапа – систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал – значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы.
Структура реферата:
Введение: вступительная часть реферата, предваряющая текст. Должно содержать следующие элементы: а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат; б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате; в) цель данной работы; г) задачи, требующие решения. Объем введения при объеме реферата 10-15 может составлять одну страницу.
Основная часть.
В основной части реферата дается письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики. В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.
Заключение: подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Заключение по объему, как правило, должно быть равно введению.
Библиографический список. Переченьвсех использованных в ходе реферирования источников, оформляется в строгом соответствиис требованиями.
|
Подробное описание оформления титульного листа, оглавления, библиографического списка приведено в методических рекомендациях по написанию и оформлению контрольных (курсовых работ), утвержденных на заседании кафедры юриспруденций ФГБОУ ВПО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга».
Порядок сдачи и защиты рефератов.
1. Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачета (экзамена).
2. При защите реферата преподаватель учитывает:
− качество
− степень самостоятельности студента и проявленную инициативу
− связность, логичность и грамотность составления
− оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
3.Защита реферата студентом предусматривает
− доклад по реферату не более 5-7 минут
− ответы на вопросы преподавателя.
На защите запрещено чтение текста реферата.