Современный правовой статус.




Введение

Следственный комитет Российской Федерации (СК России) — следственный орган в России, образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15 января 2011 года.

История создания следственного комитета России.

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810—1819 гг. — Министерства полиции).

В 1864 г. Судебным уставом была учреждена должность судебного следователи при окружных судах. В 1917 году декретом о суде они были упразднены.

Положением о судоустройстве СССР 1922 г. создавались должности участковых народных следователей, старших следователей при губернских судах, следователей по особо важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР, следователей по особо важнейшим делам при Народном Комиссариате Юстиции, однако в 1928 году эти должности были упразднены, а их функции перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР.

Современный правовой статус.

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 г. были приняты федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации ещё входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

 

Структура СК России:

В структуру Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации входят:

Главное следственное управление

· Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности

· Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики

· Управление процессуального контроля и методико-аналитического обеспечения

· Отдел документационного обеспечения

Главное управление процессуального контроля

· Управление процессуального контроля за следственными органами

· Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции

· Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел

· Организационно-аналитический отдел

· Отдел документационного обеспечения

Главное организационно-инспекторское управление

· Организационно-контрольное управление

· Информационно-методическое управление

· Управление собственной безопасности

· Управление оперативных служб

· Отдел документационного обеспечения и корректуры

Главное управление криминалистики

· Методико-криминалистическое управление

· Технико-криминалистическое управление

· Управление организации экспертно-криминалистической деятельности

· Отдел документационного обеспечения

· Отдел по внедрению криминалистической и специальной техники

Главное управление обеспечения деятельности

· Финансово-экономическое управление

· Управление материально-технического обеспечения

· Управление делами

· Контрольно-ревизионное управление

· Управление капитального строительства

· Отдел организационного и документационного обеспечения

Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу

· Управление по расследованию особо важных дел

· Контрольно-криминалистическое управление

· Отдел межведомственного взаимодействия и физической защиты

· Организационно-аналитический отдел

· Отдел документационного обеспечения

· Отдел обеспечения деятельности

· Отдел по приему граждан и рассмотрению обращений

Следственное управление по Центральному федеральному округу

Следственное управление по Северо-Западному федеральному округу

Следственное управление по Приволжскому федеральному округу

Следственное управление по Уральскому федеральному округу

Следственное управление по Сибирскому федеральному округу

Следственное управление по Дальневосточному федеральному округу

Следственное управление по Южному федеральному округу

Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах

Управление кадров

Правовое управление

Управление взаимодействия со средствами массовой информации

Управление международно-правового сотрудничества

Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению

Управление по защите государственной тайны

Управление физической защиты

Отдел (информационного и документационного обеспечения Председателя СК России)

Главное военное следственное управление

 

Система Следственного комитета:

В систему Следственного комитета входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета;

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета

В системе Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться научные и образовательные учреждения, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.

В следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также учреждениях Следственного комитета образуются в соответствии с перечнями (штатами) должности руководителей следственных органов Следственного комитета и соответствующих подразделений, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов и другие должности.

В следственных отделах г. Москвы, разделенных по административным округам также имеются:

-руководитель отдела;

-заместители руководителя отдела;

-И.О. заместителя руководителя;

-следователи по особо важным делам;

-старшие следователи;

-следователи;

-канцелярия.

 

 

В соответствии со ст. 38 УПК РФ Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-Процессуальным Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Следователь уполномочен:

 

 

 

Основная часть.

В период с 4 февраля по 15 февраля 2013 года я проходила производственную практику в СУ по ВАО ГСУ СК России по г. Москве, находящегося по адресу: Преображенская пл., д.2, г. Москва, Россия, 107076.

Тел.: 963-11-40

Целями прохождения производственной практики для меня являлись:

- знакомство с реальной практической работой следственного отдела;

- развитие навыков самостоятельного решения проблем и задач, связанных с проблематикой, выбранной специализации;

- овладение методикой работы, применяемой в следственном отделе;

- проработка теоретических вопросов, связанных с деятельностью следственного отдела;

- применение полученных в процессе обучения знаний для подготовки и последующего анализа юридических документов и дел;

- овладение первичными профессиональными умениями и навыками

в сфере профессиональной деятельности следователя.

Задачами производственной практики выступают:

-закрепление приобретенных теоретических знаний;

-приобретение опыта работы в трудовых коллективах при решении производственно-правовых вопросов;

- получение дополнительной информации об особенностях толкования некоторых норм права и об особенностях разрешения различных юридических коллизий компетентными должностными лицами;

-получение информации об особенностях работы юристов, не обладающих властными полномочиями;

-изучение конкретной производственной и другой деловой документации;

- ознакомление с практикой применения законодательства следователями;

- получение навыков работы с правовыми документами;

- сбор материалов, необходимых для составления отчета о прохождении практики в соответствии с дневником практики.

 

 

Прохождение практики в СУ по ВАО ГСУ СК России по г. Москве началось с инструктажа по технике безопасности, с изучения должностных инструкций и правил внутреннего распорядка. Необходимо было ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность органов следственного управления по ВАО ГСУ СК России по городу Москве в частности: Конституция РФ, Уголовно-Процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ, Гражданский Процессуальный Кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ, Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ, Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и другие нормативно-правовые акты.

 

 

Я проходила производственную практику у старшего следователя отдела по расследованию особо важных дел, старшего лейтенанта юстиции Оленева Александра Вячеславовича.

За время прохождения практики я участвовала в следственных действиях под руководством следователя.

А именно:

- Присутствовала при допросах потерпевшего, подозреваемого, свидетелей и проведении очных ставок между ними в изоляторе временного содержания;

-Присутствовала при проведении следователем проверки показаний обвиняемого на месте преступления;

-Присутствовала при осмотре следователем места преступления;

-Присутствовала и оказывала помощь следователю в осуществлении выемки медицинской документации в медицинском учреждении;

 

Перед следственными действиями, предварительно изучала материалы дел, изучала необходимый нормативный материал, относящийся к этим делам. При проведении следственных действий слушала показания потерпевших, подозреваемых, свидетелей; наблюдала за действиями следователя; изучала составленный им протокол, а также изучила правила проведения следственных действий.

 

За время прохождения практики я также:

-Оказывала практическую помощь в осмотре предметов, составляла проект протокола осмотра предметов и проект постановления о признании осмотренных предметов вещественным доказательством;

-Составляла запросы в наркологический и психоневрологический диспансер;

-Получала ответы на запросы следователя в наркологическом диспансере;

-Составляла проекты постановлений о назначении судебных биологических экспертиз;

-Составляла проекты постановлений о возбуждении уголовных дел.

 

Заключение.

 

 

Подводя итог, нужно сказать, что для меня прохождение производственной практики явилось достаточно значительным жизненным опытом, который помог мне еще больше углубиться в мою будущую профессию, помог приобрести необходимые навыки, которые пригодятся мне в будущем, дал четкое и ясное представление о том, как ведется следствие.

 

Cписок литературы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: