Контрольная (курсовая) работа является учебной работой и выполняется с элементами научного исследования, поэтому к ней предъявляются требования по оформлению, как к научной работе.
Целью написания работ является выявление уровня знаний обучающихся нормативного материала, специальной литературы, а также практики деятельности правоохранительных органов. Кроме того, студенты должны показать умение четко и грамотно излагать содержание изучаемой литературы, формировать свои выводы по результатам проведенных исследований. Обучающиеся приобретают навыки самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Такие навыки являются необходимыми не только академическим ученным и исследователям, но и всем, кто желает посвятить себя любой интеллектуальной профессии.
При написании контрольной (курсовой) работы студенты становятся авторами, многие впервые, но и к авторской работе предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и по оформлению.
В соответствии с целями и задачами контрольная (курсовая) работа не должна быть пересказом изученного материала или простой компиляцией (компиляция – несамостоятельное произведение, составленное путем заимствований, без собственных наблюдений и выводов), составленной из фрагментов используемых статей и книг. Работа так же не является собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему по литературе или публицистическую статью, так как письменная работа всегда основывается либо на научной проблеме, либо на учебной и опирается на источники и вторичную научную литературу.
|
Таким образом, контрольная (курсовая) работа должна представлять собой целостную, однородную и завершенную студенческую учебно-научную работу в которой должна быть четко сформулирована проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы и состояние ее исследования.
Основные этапы работы над контрольной (курсовой) работой.
В организационном плане написание работы – процесс, распределенный во времени по этапам:
Ø Выбор темы. Студент, как правило, выбирает тему работы из предлагаемого перечня, однако может предложить свою тему в пределах учебного плана курса с обоснование необходимости ее разработки и по согласованию с руководителем. Свобода выбора тем работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов.
Ø Подготовительный этап включает в себя поиски источников по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме. В ходе сбора материалов важно ознакомиться с различными нормативными документами, разнообразной научной литературой, а так же научными школами, которые представляют свои взгляды по избранной студентом теме. При ознакомлении с научной литературой и правовыми документами важно сравнивать их содержание с уже известными вам источниками, выявлять взаимосвязь с проблемами и подчиненностью одних материалов другим.
Ø Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников). Изучение информационных материалов потребует от студентов делать отдельные выписки и конспектировать основные положения источников. Очень важно ежедневно все выписки систематизировать по разделам и пунктам курсовой работы, выписывать и составлять словарь основных терминов и понятий, создавать таблицы по фактологическому материалу, фиксировать свои выводы и суждения при анализе источников литературы. Записи изученного материала могу быть в виде тезисов, цитат либо развернутого плана-конспекта. Систематизация изученных материалов, их правильное и уместное использование, выделение главного и не включение второстепенного материала в содержание работы зависят от правильного выбора методики исследования.
|
Ø Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание работы, составление библиографического списка.
Рабочий план составляется студентом на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками. Только после этого целесообразно переходить к изучению первоисточников, нормативных документов. Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность «не потеряться» в обилии фактов, идей, авторов. Приступая к написанию работы, следует исходить из следующих рекомендаций и требований.
Работа должна состоять из введения, основной части (главы, подпункты), заключения, библиографического списка и при необходимости приложений. Каждая структурная часть работы имеет свое назначение. Оформляя контрольную (курсовую) работу, автор должен помнить, что каждая структурная часть (введение, основная часть, заключение, библиографический список) начинается с новой страницы.
|
ВВЕДЕНИЕ
Контрольная (курсовая) работа всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы – проблемы написания работы, откуда следует обоснование актуальности темы, ее практическое значение, цель (т.е. более детальное, глубокое, конкретное изучение темы и т.д.) и задачи (под задачами подразумеваются главы вашей работы). Затем оговаривается, какие вопросы, имеющие непосредственное отношение к проблеме, не будут затронуты или освещены поверхностно как второстепенные. Указывается на объект и предмет исследования, а также его методология. В завершающей части введения дается краткий обзор (2 – 3) основных источников, которые были использованы при написании работы.
Необходимо отметить важное правило – введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, практически невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.
Рекомендуется делать введение объемом 1,5 – 3 страницы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Содержанием основной части работы является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического (эмпиризм от гр. empeina – опыт), фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от желаний и предпочтений автора. Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретизируемый текстовой или эмпирический материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию.
Как правило, основная часть состоит из нескольких глав, как минимум двух, при необходимости выделяются подпункты.
В Главе 1 обращается внимание на общие теоретические вопросы темы, даются общие понятия, категории или исторические аспекты, сопоставляются различные точки зрения ученых, авторов, т.е. дается материал общего характера, относящийся к теме. Объем 1ой главы – не менее двух листов А4 и не более 30% всей работы.
Во 2ой и последующих главах отражается сущность темы, излагаются углубленные знания проблемных вопросов, имеющиеся различные точки зрения авторов по конкретной проблеме, определяются недостатки и узкие места изучаемой проблемы. Студент должен высказать свое отношение к социальным связям и причинам, обусловившим реальное состояние изучаемого явления, выделить положительное и определить недостатки и узкие места, сформулировать наиболее эффективные меры по их устранению. При этом излагаемые положения должны подкрепляться результатами изучения и анализа из реальной жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации, судебной практики и т.д. Завершающую главу работы стоит построить на практическом материале конкретного региона с учетом местной практики, определить особенности данного региона. Объем этой части – 50-60% от общего объема всей работы. Каждая глава должна заканчиваться частными выводами об исследуемом вопросе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а так же определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем заключения примерно равен объему введения.