1. В свободное от учебы время Вы предпочитаете (отметьте,
пожалуйста, не более пяти позиций):
1) читать книги;
2) читать газеты, журналы;
3) смотреть телевизор;
4) смотреть видео;
5) «общаться» с компьютером;
6) слушать радио;
7) заниматься спортом;
8) посещать театры;
9) посещать музеи, выставки, экскурсии;
10) посещать концерты;
11)посещать развлекательные заведения;
12) посещать образовательные курсы, занятия с репетитором;
13) совершать путешествия, заниматься туризмом;
14)общаться с друзьями;
15)общаться с родственниками, членами семьи;
16)работать, зарабатывать деньги;
17)заниматься домашним хозяйством;
18)ходить по магазинам (шоппинг);
19)другое (напишите, что) ___________
2. Какой литературе Вы отдаете наибольшее предпочтение?
1) русской дореволюционной (до 1917 г.);
2) западной классической;
3) восточной классической;
4) советской литературе;
5) современной российской литературе;
5. Что побуждает Вас читать именно эти произведения {отметьте,
пожалуйста, не более трех позиций).
1) мне очень нравятся герои этих произведений;
2) эти произведения вызывают во мне эмоциональный отклик;
3) поведение героев может служить для меня примером;
4) в поведении героев я узнаю многие свои черты;
5) это очень известные произведения, и я должен быть с ними знаком;
6) я здесь узнаю много нового о человеческих отношениях и поведении
людей в различных ситуациях;
7) меня волнует тема произведений;
8) эти произведения заставляют задуматься над важными нравственными
проблемами;
9) я думаю, что эти произведения обладают ярко выраженной
художественной ценностью;
10) эти произведения порекомендовали мне родители;
11) эти произведения популярны среди моих друзей;
|
12) эти произведения включены в школьную программу;
13) мне нравятся все произведения этих авторов;
14) мне нравятся все произведения этого жанра;
15) мне нравится литературный стиль (композиция) этих
произведений.
6. Как часто вы читаете художественную литературу помимо
школьной программы?
1) постоянно, практически ежедневно;
2) время от времени, эпизодически;
3) практически не читаю;
4) совсем не читаю.
7.Сколько книг Вы прочитали за последний месяц?
__________________________________
8. Какие книги Вы прочитали {напишите названия и авторов книг)?
____________________________________________
9. Обсуждаете ли Вы прочитанные книги со своими друзьями?
1) да, делаю это постоянно;
2) да, но только особенно понравившиеся произведения;
3) делаю это крайне редко;
4) не обсуждаю.
10. Обсуждаете ли Вы прочитанные книги со своими родителями?
1) да, делаю это постоянно;
2) да, но только особенно понравившиеся произведения;
3) делаю это крайне редко;
4) не обсуждаю.
11. Обсуждали ли Вы прочитанные книги со своими учителями помимо
учебных занятий?
1) да, делаю это постоянно;
2) да, но только особенно понравившиеся произведения;
3) делаю это крайне редко;
4) не обсуждаю.
12. Записаны ли Вы в какую-либо библиотеку, помимо
школьной/институтской?
1) нет (если Вы ответили «нет», переходите к вопросу № 17);
2) да (напишите название библиотеки; если Вы записаны в несколько
библиотек, напишите название той, которую Вы чаще всего
посещаете)__________________________
13. Как часто Вы посещаете эту библиотеку?
1) раз в неделю;
2) раз в месяц;
3) раз в два-три месяца;
4) два-три раза в год.
|
14. Кто посоветовал Вам туда записаться?
1) друзья;
2) родители;
3) родственники;
4) учитель по литературе;
5) другие люди (напишите, кто)_______________________;
6) я ни с кем это не обсуждал, это было мое решение.
15. Что привлекает Вас в посещении этой библиотеки?
1) она находится рядом с моим домом;
2) в ней удобная система поиска нужной мне литературы;
3) она хорошо укомплектована;
4) привлекает сама атмосфера;
5) в этой библиотеке я могу встретить моих друзей;
6) другое (укажите, что)___________;
7) меня ничего в ней не привлекает.
16. Легко ли Вы ориентируетесь в каталогах библиотеки и справочной
информации?
1) да, я умею пользоваться всеми фондами библиотеки;
2) я умею пользоваться только бумажными каталогами;
3) я умею пользоваться только электронным каталогом;
4) у меня часто возникают трудности в нахождении нужной информации.
17. Проходили ли вы специальное обучение, связанное с умением
читать, конспектировать научную, учебную и художественную
литературу, составлять тезисы и планы?
1) да, я проходил такое обучение;
2) я получал эти знания самостоятельно;
3) я получал эти знания попутно на уроках (укажите
предмет);
4) нет, я не проходил специального обучения.
18. Покупаете ли Вы книги самостоятельно?
1) нет (если Вы выбрали этот вариант ответа, переходите к
следующему вопросу)
2) да (напишите 3 последние книги, которые Вы купили сами):
1.______________________________
2.______________________________
3.______________________________
19.Что побудило Вас купить именно эти произведения (отметьте,
пожалуйста, не более трех позиций):
1) мне понравилось оформление книги;
2)я купил их в подарок другу (знакомому, родителям, кому-нибудь из
|
родственников и т.д.);
3) это очень известные произведения, и я должен быть с ними ком;
4) меня взволновала тема произведений;
5)в этих книгах я хотел прочитать что-то новое о человеческих кошениях
и поведении людей в различных ситуациях;
6) я считаю, что эти произведения обладают ярко выраженной
художественной ценностью;
7) эти произведения порекомендовали мне родители;
8) эти произведения популярны среди моих друзей;
9) эти произведения требуются по школьной программе;
10) эти произведения порекомендовал мне мой учитель литературы
11) мне нравятся произведения этого автора;
12) мне нравятся произведения этого жанра;
13) мне нравится литературный стиль (композиция) этих произведений;
14) эти произведения посоветовали мне мои друзья;
15) эти произведения рекламировались в СМИ;
16) другое.
20. Есть ли у Вас собственная библиотека, книжная полка, где ранятся
только Ваши книги?
1) да;
2) нет.
21. Существует ли у Вас собственная домашняя картотека (список
книг, которые Вы прочитали или планируете прочитать)?
1) да, я имею такую картотеку дома;
2) да, я имею такую картотеку по книгам, имеющимся у меня дома;
3) да, я имею такую картотеку по интересующим меня книгам, которых
нет в моей домашней библиотеке;
4) нет, но я всегда хотел завести такую картотеку;
5) нет, я не испытываю потребности в такой картотеке.
22. Интересуетесь ли Вы литературными новинками?
1) да;
2) нет.
23. Откуда Вы получаете наиболее полезные и интересные сведения?
1) из книг;
2) по радио;
3) по телевизору;
4) из газет, журналов;
5) от родителей;
6) от друзей;
7) от учителей;
8) из учебников;
9) из Интернета и других компьютерных сетей;
10) ___________________________ другое (напишите, откуда)
24. Выписывают ли Ваши родители (или те, с кем Вы вместе живете)
какие-либо газеты или журналы?
1) да (напишите, какие) _________;
2) нет.
25. Выписываете ли Вы сами какие-либо газеты или журналы?
1) да (напишите, какие) _______________________;
2) нет.
26. Какие периодические издания (газеты, журналы) Вы более-менее
регулярно читаете?
____________________________________________
27. Читаете ли Вы книги в их электронной версии?
1) да;
2) нет.
28. Обращаетесь ли Вы к электронным библиотекам?
1) да, делаю это постоянно;
2) да, делаю это крайне редко;
3) нет, я не знаю, как это сделать;
4) нет, мне хватает других ресурсов (традиционных библиотек,
информационных сайтов);
5) нет, так как считаю их неэффективными.
Анкета «Как я читаю?»
(преподавателю надо сдать ответы в формате: № вопроса – да, нет, иногда,
(должно быть записано одно слово из трех):
Вопрос да нет иногда
1 Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и
о том, как я читаю
2 До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю, правильно ли я читаю
3 Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст,
то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В
информационном тексте я обращаю внимание на факты, в текстерассуждении
- на мнения, точку зрения, аргументы
4 До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю
названия глав, иллюстрации
5 До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть этот текст? Я
прогнозирую содержание
6 Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю
несколько страниц, иногда перечитываю
7 Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста?
Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим
пониманием текста
8 Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по
контексту, смотрю в словаре
9 Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я
знаю по этому вопросу? в) что мне хочется еще узнать
10 Закончив чтение, я запоминаю автора книги, ее название и впечатления
о ней
11 Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте?
12 Я веду Дневник чтения (Портфель чтения), где записываю ответы на все
вопросы
Подсчет результатов; «Да» – 1 балл, «Нет» – 0 баллов, «Иногда» – 0,5
баллов
Анализ результатов:
12 баллов – очень хороший читатель,
6 баллов – средний уровень,
менее 6 баллов – надо улучшать умения читать.
На основании этих анкеты напишите небольшое эссе «Я – читатель».
Не забудьте упомянуть, как началась Ваша читательская биография,
рассказать о своих читательских предпочтениях и о том, кто (или что?)
повлиял на формирование ваших читательских вкусов.
С. Л. Соловейчик
О друзьях и деньгах
Сохранился набросок к поэме Пушкина «Медный всадник», который, наверное, не многие читали. А там есть любопытные строчки. Пушкин описывает героя поэмы, бедного петербургского чиновника Евгения (не Онегина, конечно, другого):
Он был чиновник небогатый,
Безродный, круглый сирота,
Собою бледный, рябоватый,
Без роду, племени, связей,
Без денег, то есть без друзей,
А впрочем, гражданин столичный,
Каких встречаете вы тьму,
От вас нимало не отличный
Ни по лицу, ни по уму.
Остановимся, как всегда, на какой-нибудь из этих строк, которые не удовлетворили Пушкина — он вычеркнул их из поэмы; видимо, ему показалось, что они затягивают действие или, может быть, слишком уж принижают бедного героя, у которого впереди тяжелые испытания — ему предстоит пережить наводнение, потерять любимую, сойти с ума, услышать за собой тяжелозвонкое скаканье Медного Всадника и погибнуть… Ужасная судьба. Если у вас есть дома Пушкин, перечитайте поэму, она небольшая. Но вот какую строчку выберем мы сегодня для размышлений:
Без денег, то есть без друзей…
Люди очень различаются по отношению к друзьям и деньгам. Каждому хотелось бы, чтобы у него было достаточно денег, и каждому хотелось бы, чтобы у него было много друзей. Мы даже завидуем тем, кто богат и окружен толпой преданных ему друзей.
Но жизнь так устроена, что иные друзья льнут только к тем, у кого есть деньги, с кем можно весело проводить время. А у кого нет денег, с тем никто не хочет водиться. Поэтому Пушкин и написал:
Без денег, то есть без друзей…
Но вот и честное правило жизни, которое легко вывести из этой пушкинской строчки: никогда не дружите с людьми, которые приветливы к вам только потому, что у вас завелись деньжата, и никогда не огорчайтесь из-за того, что вам отказали в дружбе, потому что вы бедны. Никогда не соединяйте дружбу с деньгами, больше того — бегите от людей, у которых шальные, легкие деньги, откуда бы они ни взялись, бегите — иначе вас втянут в беду. Где пустые деньги, там обязательно вино, дорогие сигареты, а вскоре и наркотики;
там долги, которые легко брать на себя, да невозможно отдать; там другая, ужасная жизнь — жизнь ради денег, жизнь среди денег, жизнь в постоянных подсчетах и расчетах, жизнь в надежде на быстрое обогащение, жизнь, в которой выживает и обогащается один, а десять — погибают.
Сторонитесь богатых! Не завидуйте им, пусть живут себе как хотят, но держитесь от них в сторонке, даже если они и кажутся вам друзьями. Захотелось заработать? Прекрасно! Есть несколько замечательных целей, ради которых стоит копить деньги: на книги, на спортивное снаряжение, на путешествия. Всегда вызывает уважение человек, который подрабатывает, чтобы помочь семье. Но берегитесь шальных, слишком легких, связанных с преступлением денег — денег, которые привлекают друзей и губят душу.